Авторский взгляд на.
(из цикла статей Д.Паксон (Paxson), писательницы, одной из деятелей американского языческого движения, организатора группы Hrafnar (члены группы,в частности, занимаются реконструкцией сейда, что наложило свой отпечаток на текст) о богинях Севера).
Перевод Рогнеды (Светланы Волковой)
Первоначально издано Sagewoman, 2002
Скади.
Свободная Женщина .
текст статьиНочь, мороз... Ледяной ветер кружится вокруг Вас, поднимаясь в ночное небо, чистое и полное звёзд. Они блестят в темноте подобно льдинкам... С каждым порывом ветра холод сгущается, но меха, одетые на Вас, сохраняют тепло.
Из далека до Вас доносится одинокий волчий вой. Вы стоите на заснеженном склоне, вокруг Вас поднимаются горы Йотунхейма, где живут инеистые великаны, повсюду ледяные скалы причудливой формы, замёрзшие водопады. На вершине, цепляясь за скалы, притулился замок, его белые стены мерцают в звёздном свете. Тёмный лес виднеется у подножия.
Внезапно в небе появляется голубоватое свечение, как будто лента света, протянувшаяся поперек неба. Оно слегка колышется над Вами и меняет цвета. Вот оно уже становится фиолетовым, затем жёлтым и, наконец, бледно зелёным. Свечение отражается в ледяных стенах замка, переливаясь всеми цветами радуги. Когда сияние исчезает, сгущается тьма. Снова звучит волчий вой, всё ближе и ближе. Вы стоите, прислушавшись. Они идут сюда? Внезапно Вы понимаете, что одиноки в этой стране скал и снега.
Скользя, Вы спешите к ближайшему перелеску в тень высоких вечнозелёных деревьев. Выглядывая из-под полога леса, Вы видите тёмные очертания, приближающиеся к Вам. Через мгновение картина меняется. Серые волки, белые волки, чёрные волки, легко бегут по белому снегу. Вы сдерживаете своё дыхание, желая бежать с ними и боясь быть замеченными.
За бегущей стаей волков появляется фигура женщины, высокая, выше смертных, одетая в белый меховой плащ, чёрные ботинки и перчатки, чёрные волосы струятся позади неё. Лыжи стремительно несут её по снегу. В её руках лук. Всё ближе и ближе она, бегущая с волками. Вы вжимаетесь в тень дерева. Её лицо спокойно, взгляд холоден и пристален. Поравнявшись с Вами, она притормаживает, её ледяной взгляд проходит сквозь дерево и Ваше сердце останавливается. Она видела Вас? На её губах тихая усмешка, она рвётся вперед и ускоряется вниз по склону. И желание, которому Вы не можете сопротивляться, тянет Вас за ней.
Преследование ведет вниз под гору, иногда Вы оступаетесь, но успеваете удержать её в поле зрения. Снег тонок, скалистые вершины обнажены. Теперь Вы можете слышать журчание воды. Вы скользите в грязь, поскольку снег вокруг тает, превращаясь в слякоть. Звуки таяния льда, журчания, капели слышатся отовсюду. Вы вынуждены тщательно выбирать свой путь через лужи. Таяние снегов превращается в мчащийся поток, и воздух становится более тёплым.
Вам становится жарко, Вы сбрасываете свои меха и видите, что Женщина впереди Вас сделала то же самое. Её одежды под мехами оказались столь же тёмными как земля, на которой она стоит. Впереди небо становится серым, воздух все еще холоден, но теперь это влажный холод, а не колючий холод снега. Почва становится прочной, и пробираясь сквозь лес, Вы обнаруживаете молодые почки на ветвях и траву, которая только начинает прорастать. Ветер волнует кроны деревьев, и они превращаются в облака белого цвета, лепестки опадают на тёмную землю подобно весеннему снегу.
Волки прекратили свою безумную гонку, они катаются по земле, скачут и рычат, играя. Королева волков огрызается на одного и самцов, но он возвращается, заигрывая с ней, пока она, наконец, не принимает его ухаживания. Госпожа приостановилась на краю луга. Его грязная почва всё ещё покрыта серебристой шелухой прошлогодней травы. Деревья растут по кругу, это - святилище Госпожи.
Небо становится ярче. На востоке первые лучи солнца прорезают небо. Розовеют, сверкая облака. Лицо Госпожи проясняется. Оно всё так же красиво, но стало более мягким. Глаза, которые были столь ледяными, теперь ясны как вешние воды. Волки играют у её ног. Она снимает своё оружие, и солнце появляется из-за холмов. Когда первые лучи касаются земли, прорастают зелёные ростки. Освещённая солнцем фигура Госпожи становится столь сияющей, что Вы едва можете её видеть.
Ослепленные Вы закрываете глаза. Мир кружится вокруг Вас. Когда это прекращается, Вы оказывается в вашей собственной знакомой обстановке. Но великолепие Богини остается яркой картиной в Вашем сознании, и когда Вы думаете о ней, кровь всё ещё поёт в ваших венах, и Вы вспомните, как это было, чтобы почувствовать себя свободным.
@настроение:
Со снегом!
@темы:
статьи,
практика,
боги и богини
Подобно многим другим культурам, ранние народы Скандинавии сохранили мифы о первом поколении божеств, которые олицетворяли непокорённые силы природы. Я полагаю, что это были первые божества, которым давали имена наши предки, жившие на лоне природы, занимавшиеся охотой, собирательством и имевшие убежища в пещерах. Несмотря на убеждения фольклористов 19-ого столетия, что истории богов были изобретены, чтобы объяснить естественные явления природы, боги, которых мы находим в более развитой мифологии, это, фактически, не боги природных сил (даже на Аполлона и Артемиду ассоциация их с солнцем и луной перенесена была от титанов Гелиоса и Селены соответственно), а культурные боги, олицетворяющие социальные роли и функции.
Поскольку человеческие культуры развивали способности производства продовольствия и строительства зданий, они стали менее уязвимыми к экологическим изменениям, и, таким образом, начали отделять себя от природы. Новые пути требовали новых богов, и поэтому в большинстве мифологий мы находим истории о том, как первоначальные божества были побеждены божествами человеческой культуры, которых мы и знаем как богов. В теогонии греков, например, Титаны были побеждены Зевсом и Олимпийцами и заключены в Подземном мире.
Но на севере было не так, или, по крайней мере, не совсем так. В северных мифах, говорится, что самые старшие из истинных богов убили первое Существо, Имира, и из частей его тела создал мир. Но изначальный дух всё ещё живет в Утгарде - это дикий мир вне человеческих стен (защищенное место в пределах этих стен называют Иннангард (Innangarth)). Даже бог Тор, молот которого защищает богов и людей, уничтожает только столько великанов, сколько необходимо для сохранения равновесия, так, чтобы на земле было место для человечества.
Мифы Севера полны историй, в которых боги взаимодействуют с великанами, иногда борясь с ними, иногда обманывая, иногда посещая их жилища в поисках мудрости. История отношений между культурными богами и первоначальными силами фактически очень похожа на историю отношений между человечеством и природой. Однако нет никаких рассказов, в которых Йотуны взаимодействуют непосредственно с человечеством. Подобно герою Оттару, который мог получить информацию от великанши Гиндлы (или Хюндлы) только превращенный в вепря и под защитой своей покровительницы Фрейи, мы должны приближаться к ним через посредничество богов.
Но подобно нам, боги, которые борются с дикими силами природы, также нуждаются в них, чтобы выжить. Несмотря на случайные конфликты, и для Асов, и для Ванов Йотуны - единственный источник супругов вне их собственного рода. На Севере это не мужчины (хотя иногда это могут быть и они), а женщины, которые являются ключом к изначальной (природной) силе. В Асгарде, если Вы покопаетесь в родословной богини, Вы наверняка обнаружите там великаншу. Сам Тор - сын Одина от Ёрд, имя которой означает "Земля". Фригг, Тюр и многие другие Асы - дети Йотунов, и бог Ванов Фрейр женился на великанше Герд. Таким образом, нет ничего необычного в том, что путём ли войны, путем ли брака Скади появляетсят, чтобы присоединиться к богам Асгарда.
В Младшей Эдде говорится, что однажды, очень давно, Один, Хенир и Локи путешествовали в Утгард, царство великанов, и что они забыли принести жертву силам того места, по которому проходили. Когда же они решили приготовить себе обед, великан Тьяцци, наблюдавший за ними в обличии орла, не давал им такой возможности, пока они не поделились с ним. И когда орёл стал слишком активно уничтожать еду, Локи попробовал остановить его. Орёл унёс Локи и заставил его обещать выманить из Асгарда Идунн, богиню, хозяйку яблок молодости, и, тем самым, помочь украсть её великану. Когда же Локи сделал это, боги начали терять свою силу и красоту, и угрозами заставили насмешника вернуть богиню обратно. Фрейя даже дала взаймы своё соколиное оперенье, чтобы он справился с этим.
Когда Локи прибыл в дом великана, Тьяцци был далеко, так что Локи превратил Идунн в орех и улетел с нею. Тьяцци в обличие орла стал преследовать беглецов, но боги были готовы к этому. Они собрали опилки, и, когда Локи достиг Асгарда, развели огонь, а Тьяцци, слишком разогнавшись, не успел остановиться, влетел в огонь, опалив крылья ,и был убит асами.
Это должно было быть концом истории. Но вскоре после этого асы увидели некоего воина, приближающегося со стороны великанова жилища. Он был высок, в сверкающих шлеме и кольчуге, в плаще из волчьей шкуры на плечах, с прочным щитом и острым топором в руках. Но женский голос прокричал вызов, это была Скади, она прибыла в Асгард, требуя крови или виры за смерть отца.
У северян был такой обычай, если кто-либо, разорив некое место, не хотел стать жертвой мести, то женщину, которая потеряла родственника по мужской линии, он должен был в качестве компенсации обеспечить другим. Скади после некоторого раздумья согласилась воздержаться от мести, если боги дадут ей прекраснейшего из мужчин в мужья, и если они смогут рассмешить её.
Рассказывается, что Локи удалось достичь последнего, привязав один конец верёвки к бороде козла, а другой к своей мошонке. Комизм был в том, что когда возмущенный козёл дёргал верёвку, оба громко кричали. Возможно, Скади надеялась, что козёл оторвёт ему мошонку, хотя это, могло б оказаться и не столь важно для Локи, который бывал почти также часто в женском обличии, как и в мужском (но это - другая история). Поскольку Скади засмеялась, зимняя стужа начала покидать её глаза, и ледяная жесткость её спину.
Что касается мужа, то боги поставили собственное условие: Скади должна была выбрать мужа только по ногам. И она была совершенно уверена, что Бальдр, которого звали Прекрасным, превзойдёт прочих и в этом. Так что боги Асгарда выстроились в линию под длинным покрывалом, и Скади ходил туда и обратно, рассматривая их ноги, пока не увидела те, которые выглядели хорошо сложенными и сильными, а также белым как пена моря, и она сказала: - "я выбираю его".
Но когда покрывало было снято, тем, кого она выбрала, оказался не Бальдр, а Ньорд, бог Ванов, который охраняет всех, кто кормится морем. Он любит ходить босиком по побережью, и я предполагаю, что его ноги, будучи омытыми чаще, чем у любого другого, и оказались красивее.
Но подобно многим бракам, основанным на ложных предположениях, союз Ньорда и Скади не был удачен. Дом Скади Трюмхейм (мир ураганных ветров) стоял среди снежных пиков. Когда Ньорд проводил там девять ночей, он горько жаловался, что не может спать из-за свиста ветра и воя волков, он называл их злыми звуками по сравнению с кликами его лебедей. Но когда Скади оставалась девять ночей в его доме в гавани Ноатун, она жаловалась, что просыпается каждый день на заре из-за воплей чаек.
Так что они согласились жить обособленно и идти каждый своим собственным путём. Рассказывается, что через некоторое время Скади стала дружна с Одином и родила ему нескольких сыновей, которые стали родоначальниками династий смертных королей. Определённо известно то, что она продолжала жить в своём собственном жилище, выбирать себе компаньонов, и помогать время от времени людям.
Зимой красота Скади - это абсолютное очарование северного льда и скалистых гор. Её имя может означать "урон, ущерб", или, возможно, "тень" (а можно перевести и как «защита» - примечание переводчика). Её называют богиней-лыжницей, поскольку на снегоступах или лыжах она странствует по дикой местности, охотясь с луком на диких животных. Зимой она - женщина, бегущая с волками, энергичная, дикая и свободная.
Её связь с волками кажется особенно существенной тем из нас, кто читал Эстес (Estés)
"Женщина, Бегущая с Волками". Хотя Эстес вовсе не упоминает Скади, основа женского характера, который она описывает, принадлежит также северной богине. "Здоровая женщина очень походит на волка: здравая, сильная, полная жизненной силы, дающая жизнь, знающая местность, изобретательная, лояльная, странствующая." (стр. 12)
Скади сильнее любого цивилизованного существа, и способна бросить вызов богам. Даже если она готова воздержаться от своей мести за отца, она ничего не забывает. Когда Локи совершает ошибку, жестоко насмехаясь над ней, говоря о своём участии в убийстве её отца, она возобновляет свою клятву, и после того, когда он, наконец, исчерпав терпение всех богов, оказался захвачен и связан, именно она привязывает змею, чтобы яд капал на его лицо.
Но союз, который присоединяет её к сообществу Асгарда, добровольный, не вынужденный, и к обоюдной выгоде. Даже когда она замужем, она самодостаточна, и когда брак не удаётся, ей не требуется помощь, чтобы изменить ситуацию. В целом, она прекрасный образец подражания для независимой женщины, и защитник матерей-одиночек, а также женщин, которые берут на себя традиционно мужские роли.
Она, кажется, расцветает как эмоционально, так и физический, когда судьба бросает ей вызов. Она, конечно, богиня зимних спортивных состязаний, но трудно представить, что она менее активна летом. Можно представить её, занимающейся спуском по горным рекам, альпинизмом, марафонским бегом, любой другой деятельностью, требующей напряжения разума и мускулов.
Мы знаем из древних историй, что она поддерживала дружественные отношения с семьёй её мужа. В «Песне о Скирнире» ("Skirnismál") рассказывается, как её пасынок Фрейер получил свою жену Герд (тоже великаншу). И именно Скади замечает, что он день ото дня становится всё бледнее и бледнее, и посылает Скирнира, чтобы тот узнал причину. Из этого ясно, что она заботится о других, и для неё не типично сидеть, когда она может сделать что-то, чтобы помочь. Для неё характерно беспокоиться довольно оживленным, сугубо деловым способом.
Я думаю, что это сопоставление жесткого и чуткого как раз и выражает характер Скади полностью. Это Скади защищает землю снежным покровом, также она та, кто в начале весны убирает его, чтобы замороженная земля могла оттаять под солнцем. Она принимает жертвы в начале февраля, когда сады расцветают, и фермеры готовят свои поля к севу. Это - сезон, когда последний шторм может принести беду. Тогда сила Скади - это защита, которая позволяет нам выжить, пока солнце ещё недостаточно сильно, чтобы согреть.
Работа со Скади
Скади не нежна, но она может быть призвана, чтобы защитить то, что подобно первым чутким зародышам, бросает вызов зимней стуже. Время, в которое этот аспект Скади может лучше всего быть испытан - это время, когда зима уступает более теплой погоде. Очевидно, это легче представить, если Вы живёте там, где всё замерзает и идёт снег, но даже в Калифорнии зима может быть достаточно холодной, чтобы сделать долгим приход весны.
Даже тогда, когда температура фактически не меняется, бывают дни, когда в воздухе появляется намёк на тепло. Поймайте такой момент, гуляя на открытом воздухе, глубоко вдыхая свежий воздух. Исследуйте ветви. Они начинают наливаться соком, изменяя цвет коры молодых побегов на фиолетовый или ярко-зеленый. Почки набухают, несколько отважных листочком могут уже начать разворачиваться. Поскольку солнце пригревает, погрузите Ваши пальцы в землю, почувствуйте её изменение от мертвого холода зимы к сырой, готовой к возрождению жизни весны.
Обратитесь к Скади для защиты зарождающейся жизни в почве, и если Вы ощущаете её активность, пропустите эту силу в ваше собственное тело и почувствуйте себя возрождённым.
Поскольку приход весны манит на улицу, используйте в своих интересах первые солнечные лучи и сделайте несколько упражнений. Для многих из нас, трудящихся на сидячей работе и потерявших форму за многие годы, это может показаться невозможным. Но это не должно быть рутиной. Есть счастливые души, которые никогда не теряли способности с удовольствием побегать как дети. Для тех из нас, кто с радостью пропускал уроки физкультуры в школе, и с тех пор ограничивался лишь небольшим танцем во время ритуалов, это может быть трудно. Мы все читали бесчисленные статьи про то, почему делать упражнения так полезно для нас. Они никогда не убеждали меня, и я была весьма озадачена, когда первое шаманское животное, с которым я столкнулась, захотело, чтобы я начала бегать.
С тех пор мне было сказано, чтобы я ела больше овощей и совершала больше упражнений для роста духовной силы. И что я, наконец, поняла в моей работе с различным божествами, так это то, что они очень любят испытывать физический мир через человеческие чувства, поскольку они разделяют наше сознание. И одно из этих удовольствий - энергичное аэробное упражнение, которое расслабляет мышцы и заставляет кровь петь в венах. И если Вы собираетесь работать с богиней, подобной Скади, которая сама является чрезвычайно спортивной, Вы должны быть готовы, что будете втянуты во все виды напряженной активности, и должны находиться в форме, чтобы выжить!
Некоторые находят, что посещение спортивного клуба обеспечивает необходимые условия и мотивацию, другие обладают такой самодисциплиной, чтобы выполнять упражнения по видеокассетам или книгам. Важно, однако, начинать с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. И хотя бег имеет своих приверженцев, есть много свидетельств того, что хорошая, энергичная ходьба более полезна в конечном итоге. Замечательно, если в Вашем регионе есть возможность заняться стрельбой из лука. Вы можете даже обнаружить, что готовы заняться лыжным спортом, когда снова выпадет снег.
Если Вы почувствуете, что ваши отношения со Скади углубляются, у Вас может появиться потребность исследовать ваши резервы, узнать, что можно почувствовать, если подвести себя к пределу собственных ресурсов. Скади - богиня, которая бросает вызов. Вы можете ощутить её в полной мере в том виде деятельности, который связан с элементом опасности, типа спуска по горным рекам на плотах, или похода в школе выживания.
Скади прибывает из Утгарда - дикой местности - и хотя она может действовать в цивилизованном мире, ее дикий нрав никогда полностью не исчезает. Она - хороший наставник, если мы пытаемся укротить свою собственную неуправляемую натуру и выйти за пределы своих возможностей.
Один из способов понять это - отправиться в поход в одиночку. Я осознаю, что женщина в такой ситуации несколько рискует, но опасность исходит не от дикой местности, а от других людей. И я не рекомендовала бы делать это, не приняв некоторые меры. Но такая же опасность может подстерегать и в других случаях, например во время ожидания поздно вечером на одинокой остановке автобуса, что мы делаем как само собой разумеющееся. Место должно быть достаточно удалённым, настолько, чтобы Вы не видели и не слышали ничего, связанного с цивилизацией и человечеством. Тогда Вы будете в Утгарде.
Если Вы прислушаетесь, Вы почувствуете мир, который продолжается независимо от человечества. Здесь есть жизнь и смерть, насилие и покой. Это - мир Скади. Если Вы посещаете его, будьте уверенны в себе и принесите подношения духам, которые властвуют там (хлеб и молоко, что традиционно для Европы, табак и кукурузная мука в этой стране (США – примечание переводчика)). После чего сядьте спокойно и услышите, что они Вам скажут.
Утгард можно найти в удалённых местах, но можно его также исследовать внутри себя. В некотором смысле мы путешествуем через Утгард, когда мы исследуем глубины наших собственных душ. Всякий раз, когда мы оставляем обычную действительность и путешествуем между мирами. Скади может быть мощным защитником в противостоянии монстрам, что скрываются в подсознании, и когда мы собираем силы, чтобы следовать её примеру и жить своей собственной жизнью и идти своим собственным путём.
Идеальным местом для работы со Скади могли бы быть снежные горные вершина, приходят на ум Скалистые горы или Сьеррас, но проблема состоит в том, что на вершины нет дверей. Можно работать и в «снежном» саду цветущих яблонь. Возможно, однако, что Вы будете работать в здании и отправитесь в Утгард, который находится у Вас внутри.
Ваш алтарь должен состоять из природных элементов, особенно тех, которые дороги для Скади. Вы могли бы накрыть его мешковиной или куском кожи и устроить на нём миниатюрный пик из камней. Должна быть добавлена растительность, особенно вечнозелёная (зимой) или первоцветы (весной), наряду с изображениями или фигурками диких животных типа орлов и волков. Камни, которые связаны со Скади, это обработанный кристалл кварца (который на старых Германских языках называют "горный хрусталь" или "ледяной камень") или чёрный серпантин (змеевик), в котором видны белые кристаллы. В зависимости от сезона её цветами являются чёрный (цвет ледниковых камней или недавно обнажённой из-под снега земли) и белый (цвет яблонь весной или снега).
Для подношений необходима кристаллическая чашка (называемая "чашей инея" в Эддах), заполненная ледяной водкой или искрящейся ключевой водой. Из продуктов попробуйте чёрный ржаной хлеб и мясо козла или дичи. Чтобы ощутить её настроение, прослушайте кассету с записью волчьего воя.
Подготовка Сакрального Места
Когда Вы будете готовы, очистите круг, обходя вокруг него, сначала опрыскивая водой и затем раздувая дым вокруг этого места. Далее могут использоваться следующие слова:
Поток с горы делает все вещи чистыми,
как тающий лёд,
как снег весенней порой. Разметьте границы вашего священного места и призовите основные силы для защиты, обнося стрелу вокруг него, говоря что-то наподобии:
По часовой стрелке я прохожу чудесный путь,
Полётом стрелы миры я соединяю,
Из Иннангарда я переношу остриё,
Этой ночью в Утгард я отправлюсь.
Нордри и Судри, Аустри и Вестри, (обратившись на север, юг, запад и восток)
Карлики всех направлений,
Досточтимые, хранители Земли,
Защитите и благословите меня!
Для охраны круга вызовите великанов из рода Скади:
Храэсвелг (Hraesvelg), орлиные крылья, вызывающие ветер,
Кари (Kári), мы вызываем Вас, несущие мудрость,
От холодных утесов Йотунхейма прибывают, летя -
Логи(Loge), слушай, господин пламени,
Лауфейя(Laufey), сверкающее преобразование,
Из Муспельхейма мастера, и матерь изменений -
Господин Океана, Эгир (Egir), открывает ваши котлы,
Рэн (Ran), чьё царство принимает утопленников
Из всех океанов, ответьте на наш зов.
Древний Имир (Ymir), Земная сущность,
И Ёрд (Jordh) Земная хозяйка, могущественная мать,
Из середины Мидгарда можешь Ты слышать.
У Сил Природы прошу я защиту,
Надзор и опеку в моей работе.
Призыв Богини
Теперь зажгите белую свечу и призовите богиню:
Скади, сияющая богиня на снегоступах,
Яркая ледяная красота,
Зимней белизной Ты землю защищаешь.
Мудрая невеста богов;
Теперь прибывает весна, снега тают,
Почва ждёт плуг;
Освободи замороженные сердца, сделай нас плодотворными,
Скади, я вызываю Тебя!
Вы можете также почтить её такой песней:
Когда волки воют высоко в горах,
Под отблески Северного сияния
Скади прибывает, скользя по снегу;
Когда она идёт,
Из маленьких почек растут ветви,
Земля открывается пахарю.
Путешествие в Утгард
Спокойно сидите в течение нескольких минут, наблюдая мерцание свечи на кристалле. Затем прочитайте текст медитации в начале этого эссе. Когда Вы это сделаете, закройте глаза, стабилизируйте дыхание и визуализируйте себя путешествующими в поисках богини, или в её жилища на горе, или весной на поле. Попросите, чтобы она сделала Вас более независимыми, или храбрым, или физически выносливыми, в зависимости от того, в чём Вы нуждаетесь. Или просите, чтобы она дала Вам какой-то необходимый совет. Когда она ответит Вам, возвращайтесь тем же путём, каким прибыли, ускорьте Ваше дыхание, совершая переход назад в Ваш круг.
Празднование
После всего Вы можете отпраздновать с едой и питьем, благословив их следующим образом:
Созерцайте золотое зерно растущее,
Захмелевшее в полях, не человеком сеянное,
Дети Дерева вскормите
Так, чтобы клан жизни мог процветать.
С ледяных склонов потоки текут.
Поскольку часы света растут,
Сладость тающего снега,
Все желания Жизни исполняются.
Возвращение к Миру
Когда Вы всё сделали, поблагодарите Скади за ее благословение и погасите свечу. Поблагодарите и освободите все другие силы.
Имир и Ёрд, мать Мидгарда,
Эгир и Ран, повелители океана,
Логи и Лауфейя, пламени свет,
Кари и Хресвельг, ветры мудрости,
За защиту теперь благодарю я вас:
Нордри и Судри, Аустри и Вестри,
Род двергов, я отпускаю Вас, с благодарностью за вашу доброту.
Разрушьте барьеры, которые отделяли ваше место и возвращайтесь к миру людей.
Вокруг и назад снова,
Священный круг будет уничтожен,
Это место к благому использованию возвратилось,
Оставьте меня со знаниями, которые я обрёл.
Источники
The Elder Edda, translated by Lee Hollander, University of Texas, 1986, and other translations
H.R. Ellis-Davidson, Gods and Myths of Northern Europe, Penguin, 1964, and later printings
Clarissa Pinkola Estés, Women Who Run with the Wolves, Ballantine Books, 1992
KveldulfR Gundarsson, Teutonic Religion, Llewellyn, 1993
Snorri Sturluson, Edda, translated by Anthony Faulkes, Everyman, 1992, or other translations of the Younger/Prose Edda
Our Troth, ed. KveldulfR Gundarsson, The Troth, 1994