Тевтонская мифология повествует о том, что первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, женщина – из вяза (вероятно, здесь неточность перевода – мужчина действительно был создан из Ясеня – Аск, а вот женщина была создана из Ивы – Эмбла – прим. Helga Heidinga). В поэзии Севера люди часто сравниваются с деревьями. К примеру, воина называли «дубом битвы». Это указывает на важную связь между идеей космического древа (Иггдрасиля) и деревом на индивидуальном человеческом плане. Многомерная формула существования, отображенная в модели Древа Иггдрасиль, представляет собой и основу человеческого бытия.
То, что люди были созданы из органического, живого материала, а не из мертвой земли, имеет большой смысл для Северной традиции. В «Старшей Эдде» («Прорицание Вёльвы», 18) говорится о том, что три бога – Один, Хенир и Лодур – создали первых мужчину и женщину, одарив их особыми качествами:

Они не дышали, в них не было духа,
румянца на лицах, тепла и голоса;
дал Один дыханье, а Хенир – дух,
а Лодур – тепло и лицам румянец.
(с)

Итак, согласно германской традиции, человек создан из комплекса основ, сил или, если угодно, «душ». Все это было собрано воедино в определенном месте и в определенное время, чтобы дать жизнь неповторимому человеческому существу. Но многие из этих качеств или основ могли существовать до «проявления» или «воплощения» человека. Следовательно, эти качества и силы могут продолжать существовать и после «проявления» или «воплощения» человека.
Из этого мы можем заключить, что истина о человеческом существе гораздо более глубока, чем мы обычно представляем себе. У древних тевтонов существовали десятки терминов для различных аспектов человеческого тела и души. Каждый из них использовался настолько точно, что этому богатству терминологии могут позавидовать современные психологи. В языках существует множество тонких различий в определении тех вещей, которые люди знают досконально. У эскимосов существует 15 определений белого цвета, так как они хорошо различают тонкие оттенки «белого» в своем «совершенно белом» мире. Мы же видим только «белое» и потому способны говорить только о «белом». А эскимосы в своем «совершенно белом» мире могут находить очень тонкие различия, так как они хорошо знают его. То же можно сказать и о наших предках, которые, вероятно, жили в более духовном мире, о чем свидетельствует их богатый словарь духовных понятий.
Согласно германской традиции, каждый человек является духовно-телесным, или психосоматическим комплексом. Тело и внешний вид являются аспектами этого комплекса, наравне с дыханием (атем), вдохновением (вод), разумом, памятью (личной и коллективной), сердцем, волей и некоторыми магическими способностями, которыми человек может обладать, а может и не обладать. Индивидуум может быть обладателем более чем одной магической способности. Хамингья, например, является хранилищем личной удачи и судьбы. Обретение этих магических тел или их укрепление – одна из основных задач Северного Пути. Все упражнения для воли и сознания направлены на повышение этих способностей.
Поскольку психика, или душа, и космос, или мир, в Северной традиции символически изображены как деревья, мы можем говорить о германском «психокосмологическом» учении. Это учение о связи между космосом и душой. Если внутренний мир души исследован и понят нами, то мы выходим на открытый путь познания Большого мира. Тот факт, что деревья символизируют обе эти структуры, помогает нам понимать, почему руны изначально вырезались на дереве. Интересно, что слово «дощечка» (англ. stave, исл. stafr) у мастеров рун стало фактически синонимом «руны». Рунные дощечки были – и символически, и в самом буквальном смысле – мостом между внутренним Древом Души и внешним Мировым Древом. Оба этих дерева были, в сущности, одним и тем же Иггдрасилем.

(с) Эдред Торрсон

@темы: мир, литература