Самое раннее упоминание о богине по имени Зиса или Циза содержится в рукописи XI века под названием Excerptum ex Gallia Historia (Выбранные места по истории Галлии), которая сейчас находится в Вене. Согласно Excerptum, город Аугсбург в Баварии был когда-то известен как Cisaris по имени этой богини, которая, по легенде, в I в. до н.э. спасла город от римского вторжения. читать дальшеГодовщина этой победы отмечалась праздненством с играми и весельем, что происходило 28 сентября. Согласно рукописи по имени богини была названа гора Cisunberc. Топоним Cisunberc зафиксирован в Аугсбурге примерно с 1300 года. Однако описываемое нападение римлян всеми исследователями считается не имеющим исторической основы. Якоб Гримм предположил, что Зиса может быть супругой бога Тюра, в древнегерманском произношении ─ Зиу, и её имя является этимологическим двойником имени древнего Божества Неба. Косвенным подтверждением этому могло бы служить то, что следующий день — 29 сентября — является в католической традиции праздником архангела-небесного воителя Михаила, который функционально мог стать заменой вытесненного христианством бога небес и воинов Зиу. Гримм также предположил, основываясь на фонетическом сходстве, что существует связь между Зисой и «Изидой» свебов, о которой писал Тацит в его работе «Германия» в I веке н.э.
Различные более поздние текстовые упоминания о Зисе, видимо, все опираются на Excerptum, и современные исследователи, такие как Р. Коль (R. Kohl) и Р. Зимек (Rudolf Simek), отрицают существование её культа. Коль утверждал, что имя богини, по-видимому, было получено в качестве объяснения названия Cisenberg, после чего «старое имя» для Аугсбурга, Cisaris, было выведено автором отрывка из Cisae ara (лат. ─ алтарь Цисы). Коль полагал, что имя Цизенберг можно объяснить без существования богини; альтернативные объяснения заключаются в том, что это означает «гора чижей» (нем. Zeisige) или «гора в форме груди» (немец Zitze). Поскольку вся иная информация о Зисе, по-видимому, так или иначе получена из Excerptum, Коль пришёл к выводу, что богиня никогда не существовала.
Также есть версия, что имя Цизы было связано со славянскими областями Германии и вставлено в рассказ о сугубо немецкой Баварии по ошибке летописца (см., например, Д. Дудко «Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон», где, однако, допускается и перенос культа от славян, см. главу Боги и богини малоизвестные и вымышленные), однако особого распространения версия не получила. Имеется в виду рассказ Петра Альбина в «Миснейской хронике» от 1590 г.: «Цица, то есть молочная или кормилица; всеобщая питательница. От которой получила свое имя трава цист [чистотел], которая в Марке и Лужицах весьма распространена». Пытались провести параллели и с полабской богиней Живой, о которой Гельмольд писал в «Славянской хронике» от 1171г. («Ибо помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабов, и Редегаст, бог земли бодричей».
В наши дни по Зиса является почитаемой богиней в деноминации Урглава (Urglaawe). Урглава — версия асатру, тесно связанная с традицией пенсильванских немцев, эмигрантов с юго-запада Германии, особенно Пфальца, с конца 1600-х до середины 1800-х годов. Традиционный язык пенсильванских немцев — пенсильванско-немецкий диалект — восходит к рейнско-пфальцскому диалекту, сейчас он сохранился лишь в сельских общинах амишей и меннонитов (две близкие разновидности анабаптизма). Деноминация включает поклонение как божествам, известным из Эдды, так и строго континентальным. Опирается деноминация также на обычаи народной магии и целительства, называемой Braucherei или Pow-Wow и Hexerei (букв. колдовство). Включает элементы фольклора, сведения средневековых гримуаров, народной медицины Пенсильвании. В Урглаве также, как в других ветвях северного язычества, священны Мидсаммер-Midsummer и Йоль-Yuul, и т.д., в число богов входят Dunner (Тор), Wudan (Один) и Зиу-Ziu (Тюр). В ритуалы, как и в асатру, входят Sege (блот) ) и Sammel (аналог священного пира симбела или самбела), хотя сосудом пира и блота скорее будет пивная кружка-Seidel, чем рог, в ритуальные напитки же, кроме мёда и эля входят яблочный сидр, яблочный сок, травяной чай или другие безалкогольные возлияния.
Есть и некоторые отличия в теологии и космогонии. Самым выдающимся божеством в Урглаве является Холле (Holle), богиня, которая пришла из Германии и которой в традиции Урглавы приписывается руководство миграцией немцевв Америку. Она упорядочивает циклы вселенной, поддерживая смену сезонов природы и нашей жизни в правильном темпе и в соответствии с Вюртом-Wurt (аналог Судьбы-Вирда в асатру). Среди другие божества Урглавы, малоизвестных за пределами традиций пенсильванских немцев, — уже упомянутая Зиса, супруга Зиу (Тира), известная тем, что она развязывает узлы и отводит беды, а также Weisskepicch Fraa, Беловолосая (Седовласая) Госпожа, дарующая исцеление и благословляющая излечение и Ewicher Yeeger, Вечный Охотник, который спасал некогда немецкие деревни от голода и холода во время суровой зимы.
Как уже сказано, в Урглаве Зису отождествляют с безымянной супругой бога Тюра-Зиу, упомянутую в «Перебранке Локи». Так же её, в силу свидетельства Excerptum ex Gallia Historia,считают покровительницей Аугсбурга, богиней земли, урожая и плодородия. В Урглаве принято считать, что местное и вытесненное христианством название вторника — Zistag - бытовало среди свебов именно в её честь, а не в честь Зиу.
В качестве символа Зисы в Урглаве приняли сосновую шишку, которая изображена на гербе Аугсбурга, и многие язычники этой деноминации кладут шишки или их изображения на её алтарь, носят талисманы и символы соответствующего вида.
Также в Урглаве считается, что с приходом христианства древняя богиня была отождествлена с местной ипостасью христианской Марии ─ Марии Распутывающей Узлы (Undoer-of-Knots, иногда вместо этого говорят Untier).
Именно в этой роли богиня распутывает узлы и проблемы людской жизни, сглаживая путь к счастью и благополучию. Параллелью этому образу выступают все германские богини-Пряхи, влияющие на судьбу-предназначение и судьбу-события, вирд и орлёг человека, с этим образом ассоциируются такие женские занятия как прядение и ткачество. Это, вкупе с легендой про защиту Аугсбурга и её женской природой в целом, позволяет почитать богиню как защитницу тех, кто к ней обращается, считается, что она может повлиять на приговор самого Зиу. Ритуально завязанные шнуры в Урглаве предлагается использовать для обращения к богине за помощью или в качестве символического подношений ей.
Праздничный день богини, 28 сентября, в Урглаве называется Zisasege (Блот Зисы). В это время готовятся традиционные немецкие блюда, они могут включать такой символический штрих, как орешки из кедровых шишек (например, как посыпка к выпечке) или «запутанные» продукты, вроде пирожков в виде узла (что может, в частности, символизировать проблемы, с которыми «расправляются»).
Иногда для поклонения Зисе в общинах используются изображения Марии Развязывающей Узлы, поскольку иконки и статуэтки с ней легко доступны.
Вообще, вся эта история может послужить интересным примером того, как восстанавливается культ практически забытого божества. О супруге Тюра достоверно известно лишь, что она есть, и что, по видимому, она была хранительницей и защитницей (как все богини — в той или иной мере), а по научным предположениям — была ещё и богиней Земли (поскольку Тюр был богом Неба, которому «по штату» положено…теоретически). Однако древняя сущность, видимо, приняла данное людьми имя (возможно и не первое за тысячи лет), людскую легенду и людскую символику. И даже случился обратный процесс заимствования: в кои-то веки не христиане взяли что-то у язычников, а наоборот.
Различные более поздние текстовые упоминания о Зисе, видимо, все опираются на Excerptum, и современные исследователи, такие как Р. Коль (R. Kohl) и Р. Зимек (Rudolf Simek), отрицают существование её культа. Коль утверждал, что имя богини, по-видимому, было получено в качестве объяснения названия Cisenberg, после чего «старое имя» для Аугсбурга, Cisaris, было выведено автором отрывка из Cisae ara (лат. ─ алтарь Цисы). Коль полагал, что имя Цизенберг можно объяснить без существования богини; альтернативные объяснения заключаются в том, что это означает «гора чижей» (нем. Zeisige) или «гора в форме груди» (немец Zitze). Поскольку вся иная информация о Зисе, по-видимому, так или иначе получена из Excerptum, Коль пришёл к выводу, что богиня никогда не существовала.
Также есть версия, что имя Цизы было связано со славянскими областями Германии и вставлено в рассказ о сугубо немецкой Баварии по ошибке летописца (см., например, Д. Дудко «Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон», где, однако, допускается и перенос культа от славян, см. главу Боги и богини малоизвестные и вымышленные), однако особого распространения версия не получила. Имеется в виду рассказ Петра Альбина в «Миснейской хронике» от 1590 г.: «Цица, то есть молочная или кормилица; всеобщая питательница. От которой получила свое имя трава цист [чистотел], которая в Марке и Лужицах весьма распространена». Пытались провести параллели и с полабской богиней Живой, о которой Гельмольд писал в «Славянской хронике» от 1171г. («Ибо помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабов, и Редегаст, бог земли бодричей».
В наши дни по Зиса является почитаемой богиней в деноминации Урглава (Urglaawe). Урглава — версия асатру, тесно связанная с традицией пенсильванских немцев, эмигрантов с юго-запада Германии, особенно Пфальца, с конца 1600-х до середины 1800-х годов. Традиционный язык пенсильванских немцев — пенсильванско-немецкий диалект — восходит к рейнско-пфальцскому диалекту, сейчас он сохранился лишь в сельских общинах амишей и меннонитов (две близкие разновидности анабаптизма). Деноминация включает поклонение как божествам, известным из Эдды, так и строго континентальным. Опирается деноминация также на обычаи народной магии и целительства, называемой Braucherei или Pow-Wow и Hexerei (букв. колдовство). Включает элементы фольклора, сведения средневековых гримуаров, народной медицины Пенсильвании. В Урглаве также, как в других ветвях северного язычества, священны Мидсаммер-Midsummer и Йоль-Yuul, и т.д., в число богов входят Dunner (Тор), Wudan (Один) и Зиу-Ziu (Тюр). В ритуалы, как и в асатру, входят Sege (блот) ) и Sammel (аналог священного пира симбела или самбела), хотя сосудом пира и блота скорее будет пивная кружка-Seidel, чем рог, в ритуальные напитки же, кроме мёда и эля входят яблочный сидр, яблочный сок, травяной чай или другие безалкогольные возлияния.
Есть и некоторые отличия в теологии и космогонии. Самым выдающимся божеством в Урглаве является Холле (Holle), богиня, которая пришла из Германии и которой в традиции Урглавы приписывается руководство миграцией немцевв Америку. Она упорядочивает циклы вселенной, поддерживая смену сезонов природы и нашей жизни в правильном темпе и в соответствии с Вюртом-Wurt (аналог Судьбы-Вирда в асатру). Среди другие божества Урглавы, малоизвестных за пределами традиций пенсильванских немцев, — уже упомянутая Зиса, супруга Зиу (Тира), известная тем, что она развязывает узлы и отводит беды, а также Weisskepicch Fraa, Беловолосая (Седовласая) Госпожа, дарующая исцеление и благословляющая излечение и Ewicher Yeeger, Вечный Охотник, который спасал некогда немецкие деревни от голода и холода во время суровой зимы.
Как уже сказано, в Урглаве Зису отождествляют с безымянной супругой бога Тюра-Зиу, упомянутую в «Перебранке Локи». Так же её, в силу свидетельства Excerptum ex Gallia Historia,считают покровительницей Аугсбурга, богиней земли, урожая и плодородия. В Урглаве принято считать, что местное и вытесненное христианством название вторника — Zistag - бытовало среди свебов именно в её честь, а не в честь Зиу.
В качестве символа Зисы в Урглаве приняли сосновую шишку, которая изображена на гербе Аугсбурга, и многие язычники этой деноминации кладут шишки или их изображения на её алтарь, носят талисманы и символы соответствующего вида.
Также в Урглаве считается, что с приходом христианства древняя богиня была отождествлена с местной ипостасью христианской Марии ─ Марии Распутывающей Узлы (Undoer-of-Knots, иногда вместо этого говорят Untier).
Именно в этой роли богиня распутывает узлы и проблемы людской жизни, сглаживая путь к счастью и благополучию. Параллелью этому образу выступают все германские богини-Пряхи, влияющие на судьбу-предназначение и судьбу-события, вирд и орлёг человека, с этим образом ассоциируются такие женские занятия как прядение и ткачество. Это, вкупе с легендой про защиту Аугсбурга и её женской природой в целом, позволяет почитать богиню как защитницу тех, кто к ней обращается, считается, что она может повлиять на приговор самого Зиу. Ритуально завязанные шнуры в Урглаве предлагается использовать для обращения к богине за помощью или в качестве символического подношений ей.
Праздничный день богини, 28 сентября, в Урглаве называется Zisasege (Блот Зисы). В это время готовятся традиционные немецкие блюда, они могут включать такой символический штрих, как орешки из кедровых шишек (например, как посыпка к выпечке) или «запутанные» продукты, вроде пирожков в виде узла (что может, в частности, символизировать проблемы, с которыми «расправляются»).
Иногда для поклонения Зисе в общинах используются изображения Марии Развязывающей Узлы, поскольку иконки и статуэтки с ней легко доступны.
Вообще, вся эта история может послужить интересным примером того, как восстанавливается культ практически забытого божества. О супруге Тюра достоверно известно лишь, что она есть, и что, по видимому, она была хранительницей и защитницей (как все богини — в той или иной мере), а по научным предположениям — была ещё и богиней Земли (поскольку Тюр был богом Неба, которому «по штату» положено…теоретически). Однако древняя сущность, видимо, приняла данное людьми имя (возможно и не первое за тысячи лет), людскую легенду и людскую символику. И даже случился обратный процесс заимствования: в кои-то веки не христиане взяли что-то у язычников, а наоборот.
@темы: мифология, боги и богини, обряды