"Саксонский капитулярий" - законодательный акт, написанный при дворе Карла Великого в период Саксонских войн (772-804гг.) для побеждённых саксов, большинство из которых ещё оставалось язычниками. Традиционно датируется походом Карла Великого на земли саксов в 782 году, когда противостояние приняло наиболее бесчеловечный характер после т.н. Верденской резни. Иногда время создания описывают более обще - до 785г., самый поздний вариант датировки - 795г.
CAPITULATIO DE PARTIBUS SAXONIAE
(Саксонский капитулярий)
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНЫЕ
читать дальше
1. Решено всеми, чтобы церкви Христовы, которые строятся теперь в Саксонии во имя истинного Бога, пользовались большим, отнюдь не меньшим почетом, чем каким пользовались прежде идольские капища.
2. Если кто-либо укроется в церкви, да не осмелится никто изгнать его оттуда силою: он может пребывать там в безопасности, пока не будет представлен суду; и за почтение, оказанное им церкви Господа и святых, пощажены будут его жизнь и все члены. Пусть он вознаградит причиненный им ущерб в том размере, как это будет присуждено, насколько сможет; а затем да будет он представлен государю королю, который и пошлет его, куда заблагорассудится его милосердию.
3. Кто ворвется в церковь силою или возьмет оттуда что-либо силою или тайком, или сожжет самую церковь,— да будет казнен смертью.
4. Кто по неуважению к христианской вере нарушит пост святой четыредесятницы, поев мяса,— будет казнен смертью; но священник должен принять в соображение, не был ли преступник вынужден какою-либо необходимостью есть мясо.
5. Подобным образом подлежит смертной казни всякий, убивший епископа, пресвитера или диакона.
6. Кто, будучи совращен диаволом, поверит, — как верят в это язычники, — будто кто-либо, мужчина или женщина, — вампир (striga), поедающий людей, и на этом основании сожжет его, или съест его мясо, или даст съесть (другому),— будет казнен смертью.
7. Кто сожжет по языческому обряду тело умершего и обратит в пепел его кости, — будет казнен смертью.
8. Кто из племени саксонского будет впредь уклоняться от крещения, не явится для совершения над ним этого таинства, желая оставаться в языческой вере, — будет казнен смертью.
9. Кто принесет человека в жертву диаволу по обычаю язычников,— будет казнен смертью.
10. Кто вступит в заговор с язычником против христиан или будет упорствовать во вражде к христианам, — казнится смертью; всякий, кто тайно будет содействовать (предприятиям) враждебным государю и роду христианскому, — будет казнен смертью.
11. Подлежит смертной казни всякий, кто нарушит верность государю королю.
12. Кто похитит дочь господина своего, — будет казнен смертью.
13. Так же будет наказан и тот, кто убьет своего господина или госпожу.
14. Кто, совершив вышеуказанные уголовные преступления, добровольно явится к священнику и, исповедавшись, пожелает подвергнуться эпитимии, и священник засвидетельствует это, тот избавляется от смертной казни.
(с, перевод с латыни П. В. Виноградова)
Упоминание о вере, что колдуны или вампиры едят человеческое мясо, возможно, отражают представления самих франков. В "Салической Правде", по крайней мере, имеется сходное представление: "Если колдунья съест человека, и будет уличена, присуждается к уплате 8000 денье, что составляет 200 солидов" (т.е. в VI в. франки к каннибализму относились более лояльно, чем в веке восьмом). Впрочем, не стоит сбрасывать и следующие за любой войной голод и разорение. Ибо шли войны по землям языческих племён уже долго и были яростными.
Жили саксы под управлением отдельных вождей, и, естественно, порядка на весьма неопределённой границе между Саксонией и королевством франков не было.
Поводом для вторжения Карла стал очередной саксонский набег в 772г. Далее, война тянулась с переменным успехом, франки приходили, подавляли сопротивление, уничтожали капища, ставили наместников и церкви. Стоило Карлу увести войска на другую кампанию, немедленно начиналось восстание, церкви сжигались, ставленники завоевателя убивались или изгонялись, и королю приходилось возвращаться.
782г. , возможная дата составления "Капитулярия" - год уже упомянутой Верденской резни, когда война франкского королевства с саксами достигла наибольшего ожесточения. Вот как об этом рассказывают "Анналы королевства франков":
...И когда, по завершении собрания, [король] вернулся за Рейн в Галлию, Видукинд, который прежде бежал к норманнам, вернувшись на родину, напрасными чаяниями побудил души саксов к отпадению.
[...]
Граф Теодерик, родственник короля, услышав об отпадении саксов, сразу же пришёл к ним [своим франкским союзникам] навстречу [уже] в самой Саксонии с теми войсками, какие смог собрать в Рипуарии. Спешно отправив послов, он дал совет, чтобы они сперва со всевозможной быстротой узнали с помощью разведчиков, где находятся саксы или что у них происходит, после этого, если бы позволил характер местности, они вместе напали бы [на саксов]. Одобрив его совет, они дошли вместе с ним до горы, которая называется Зунталь, на северном склоне которой был расположен лагерь саксов. Когда Теодерик, как с ним было условлено, расположился лагерем в этом месте, сами они, перейдя Везер, расположились лагерем на этом берегу реки там, где они могли бы легче обойти гору. И посовещавшись между собою, они испугались, как бы к имени Теодерика не перешла слава [их] победы, если бы в том самом сражении они взяли его с собой. Поэтому они решили вступить в бой с саксами без него. И взяв оружие, каждый из тех [воинов] с предельной быстротой на какую был способен его конь, устремился туда, где саксы стояли на поле боя перед лагерем будто бы не к врагу, стоящему на поле боя, но словно бы для преследования тылов бегущих и захвата военной добычи.
Поэтому, так как [франки] плохо подошли [к позициям], они и сражались также скверно. В самом деле, завязав сражение [и] будучи окружены саксами, почти все они были убиты. Но те [франки], которые смогли бежать, отправились оттуда не в свой лагерь, а спасаясь бегством прибыли в теодериков, который находился за горой. Но франкам был [нанесён] ущерб более чем [только] в числе, потому что среди прочих были убиты двое легатов, [а именно] Адальгиз и Геило, и четыре графа, и до двадцати других знатных и благородных [людей], которые преследуя этих [саксов] больше желали погибнуть вместе с ними чем их пережить.
Когда король получил весть об этом событии, [то] не помышляя ни о каком промедлении, он срочно собрал войско [и] пошёл в Саксонию. И призвав к себе всех саксонских вельмож, он расследовал [дело] о виновниках совершённого отпадения. И так как все объявили виновником того злодеяния Видукинда, однако не смогли его выдать, потому что он, сделав дело, отправился к норманнам, [то] было выдано до четырёх тысяч пятисот [человек] из прочих [саксов], которые совершили преступление, только поддавшись уговорам [Видукинда]. И по приказу короля все они в один день были обезглавлены за рекой Аллер в месте, которое называется Верден. Совершив месть таким образом, король на зиму уехал в Тионвиль и по обыкновению отпраздновал там и Рождество Господне, и Пасху
(c)
Вторая предполагаемая дата составления "Капитулярия" - 785г. - связана с переговорами о мире и крещением вождя Видукинда, самого выдающегося из борцов с захватчиками, который остался к тому времени без сил и союзников.
Впрочем, сопротивление на этом не прекратилось и в 793г. саксы, в союзе с аварами и фризами, восстали вновь.
Подробнее о перипетиях Саксонских войн можно прочесть по ссылке - topwar.ru/51122-voyna-na-istreblenie-pokoreni..
Здесь же достаточно сказать, что рассматриваемый "Капитулярий" был заменён вторым "Саксонским капитулярием" (Capitulare Saxonicum) в 797г., когда Карл стал чувствовать себя достаточно уверенно в покорённых землях и начал политику замирения саксов. Интересно, что новый закон был издан по инициативе просветителя Алкуина, по нему, в частности, саксы уравнивались в правах с франками.
Однако затихло сопротивление в обескровленной и разорённой стране только к 804г. При этом бунты против завоевателей продолжались даже после смерти Карла.
Таково было "восстание Стеллинга", вспыхнувшее в 841-843гг. Название восстания "Стеллинга", по-видимому, означает «люди старого закона», так прозвали себя участники восстания, стремившиеся ниспровергнуть новые феодальные порядки и уничтожить христианство, ненавистную религию, эти порядки освящавшую.
Восстание пытался использовать король Лотарь, терпевший поражения от братьев. Он демагогически обещал восставшим, что "в случае, если они будут на его стороне, законы их предков времен язычества будут восстановлены". Однако выступление было жестоко подавлено Людовиком II Немецким.
(источник сведений про обещание Лотаря - vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-09-42-18/2... )
CAPITULATIO DE PARTIBUS SAXONIAE
(Саксонский капитулярий)
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНЫЕ
читать дальше
1. Решено всеми, чтобы церкви Христовы, которые строятся теперь в Саксонии во имя истинного Бога, пользовались большим, отнюдь не меньшим почетом, чем каким пользовались прежде идольские капища.
2. Если кто-либо укроется в церкви, да не осмелится никто изгнать его оттуда силою: он может пребывать там в безопасности, пока не будет представлен суду; и за почтение, оказанное им церкви Господа и святых, пощажены будут его жизнь и все члены. Пусть он вознаградит причиненный им ущерб в том размере, как это будет присуждено, насколько сможет; а затем да будет он представлен государю королю, который и пошлет его, куда заблагорассудится его милосердию.
3. Кто ворвется в церковь силою или возьмет оттуда что-либо силою или тайком, или сожжет самую церковь,— да будет казнен смертью.
4. Кто по неуважению к христианской вере нарушит пост святой четыредесятницы, поев мяса,— будет казнен смертью; но священник должен принять в соображение, не был ли преступник вынужден какою-либо необходимостью есть мясо.
5. Подобным образом подлежит смертной казни всякий, убивший епископа, пресвитера или диакона.
6. Кто, будучи совращен диаволом, поверит, — как верят в это язычники, — будто кто-либо, мужчина или женщина, — вампир (striga), поедающий людей, и на этом основании сожжет его, или съест его мясо, или даст съесть (другому),— будет казнен смертью.
7. Кто сожжет по языческому обряду тело умершего и обратит в пепел его кости, — будет казнен смертью.
8. Кто из племени саксонского будет впредь уклоняться от крещения, не явится для совершения над ним этого таинства, желая оставаться в языческой вере, — будет казнен смертью.
9. Кто принесет человека в жертву диаволу по обычаю язычников,— будет казнен смертью.
10. Кто вступит в заговор с язычником против христиан или будет упорствовать во вражде к христианам, — казнится смертью; всякий, кто тайно будет содействовать (предприятиям) враждебным государю и роду христианскому, — будет казнен смертью.
11. Подлежит смертной казни всякий, кто нарушит верность государю королю.
12. Кто похитит дочь господина своего, — будет казнен смертью.
13. Так же будет наказан и тот, кто убьет своего господина или госпожу.
14. Кто, совершив вышеуказанные уголовные преступления, добровольно явится к священнику и, исповедавшись, пожелает подвергнуться эпитимии, и священник засвидетельствует это, тот избавляется от смертной казни.
(с, перевод с латыни П. В. Виноградова)
Упоминание о вере, что колдуны или вампиры едят человеческое мясо, возможно, отражают представления самих франков. В "Салической Правде", по крайней мере, имеется сходное представление: "Если колдунья съест человека, и будет уличена, присуждается к уплате 8000 денье, что составляет 200 солидов" (т.е. в VI в. франки к каннибализму относились более лояльно, чем в веке восьмом). Впрочем, не стоит сбрасывать и следующие за любой войной голод и разорение. Ибо шли войны по землям языческих племён уже долго и были яростными.
Жили саксы под управлением отдельных вождей, и, естественно, порядка на весьма неопределённой границе между Саксонией и королевством франков не было.
Поводом для вторжения Карла стал очередной саксонский набег в 772г. Далее, война тянулась с переменным успехом, франки приходили, подавляли сопротивление, уничтожали капища, ставили наместников и церкви. Стоило Карлу увести войска на другую кампанию, немедленно начиналось восстание, церкви сжигались, ставленники завоевателя убивались или изгонялись, и королю приходилось возвращаться.
782г. , возможная дата составления "Капитулярия" - год уже упомянутой Верденской резни, когда война франкского королевства с саксами достигла наибольшего ожесточения. Вот как об этом рассказывают "Анналы королевства франков":
...И когда, по завершении собрания, [король] вернулся за Рейн в Галлию, Видукинд, который прежде бежал к норманнам, вернувшись на родину, напрасными чаяниями побудил души саксов к отпадению.
[...]
Граф Теодерик, родственник короля, услышав об отпадении саксов, сразу же пришёл к ним [своим франкским союзникам] навстречу [уже] в самой Саксонии с теми войсками, какие смог собрать в Рипуарии. Спешно отправив послов, он дал совет, чтобы они сперва со всевозможной быстротой узнали с помощью разведчиков, где находятся саксы или что у них происходит, после этого, если бы позволил характер местности, они вместе напали бы [на саксов]. Одобрив его совет, они дошли вместе с ним до горы, которая называется Зунталь, на северном склоне которой был расположен лагерь саксов. Когда Теодерик, как с ним было условлено, расположился лагерем в этом месте, сами они, перейдя Везер, расположились лагерем на этом берегу реки там, где они могли бы легче обойти гору. И посовещавшись между собою, они испугались, как бы к имени Теодерика не перешла слава [их] победы, если бы в том самом сражении они взяли его с собой. Поэтому они решили вступить в бой с саксами без него. И взяв оружие, каждый из тех [воинов] с предельной быстротой на какую был способен его конь, устремился туда, где саксы стояли на поле боя перед лагерем будто бы не к врагу, стоящему на поле боя, но словно бы для преследования тылов бегущих и захвата военной добычи.
Поэтому, так как [франки] плохо подошли [к позициям], они и сражались также скверно. В самом деле, завязав сражение [и] будучи окружены саксами, почти все они были убиты. Но те [франки], которые смогли бежать, отправились оттуда не в свой лагерь, а спасаясь бегством прибыли в теодериков, который находился за горой. Но франкам был [нанесён] ущерб более чем [только] в числе, потому что среди прочих были убиты двое легатов, [а именно] Адальгиз и Геило, и четыре графа, и до двадцати других знатных и благородных [людей], которые преследуя этих [саксов] больше желали погибнуть вместе с ними чем их пережить.
Когда король получил весть об этом событии, [то] не помышляя ни о каком промедлении, он срочно собрал войско [и] пошёл в Саксонию. И призвав к себе всех саксонских вельмож, он расследовал [дело] о виновниках совершённого отпадения. И так как все объявили виновником того злодеяния Видукинда, однако не смогли его выдать, потому что он, сделав дело, отправился к норманнам, [то] было выдано до четырёх тысяч пятисот [человек] из прочих [саксов], которые совершили преступление, только поддавшись уговорам [Видукинда]. И по приказу короля все они в один день были обезглавлены за рекой Аллер в месте, которое называется Верден. Совершив месть таким образом, король на зиму уехал в Тионвиль и по обыкновению отпраздновал там и Рождество Господне, и Пасху
(c)
Вторая предполагаемая дата составления "Капитулярия" - 785г. - связана с переговорами о мире и крещением вождя Видукинда, самого выдающегося из борцов с захватчиками, который остался к тому времени без сил и союзников.
Впрочем, сопротивление на этом не прекратилось и в 793г. саксы, в союзе с аварами и фризами, восстали вновь.
Подробнее о перипетиях Саксонских войн можно прочесть по ссылке - topwar.ru/51122-voyna-na-istreblenie-pokoreni..
Здесь же достаточно сказать, что рассматриваемый "Капитулярий" был заменён вторым "Саксонским капитулярием" (Capitulare Saxonicum) в 797г., когда Карл стал чувствовать себя достаточно уверенно в покорённых землях и начал политику замирения саксов. Интересно, что новый закон был издан по инициативе просветителя Алкуина, по нему, в частности, саксы уравнивались в правах с франками.
Однако затихло сопротивление в обескровленной и разорённой стране только к 804г. При этом бунты против завоевателей продолжались даже после смерти Карла.
Таково было "восстание Стеллинга", вспыхнувшее в 841-843гг. Название восстания "Стеллинга", по-видимому, означает «люди старого закона», так прозвали себя участники восстания, стремившиеся ниспровергнуть новые феодальные порядки и уничтожить христианство, ненавистную религию, эти порядки освящавшую.
Восстание пытался использовать король Лотарь, терпевший поражения от братьев. Он демагогически обещал восставшим, что "в случае, если они будут на его стороне, законы их предков времен язычества будут восстановлены". Однако выступление было жестоко подавлено Людовиком II Немецким.
(источник сведений про обещание Лотаря - vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-09-42-18/2... )
@темы: история