В Сообществе уже несколько раз шла речь о находке фигурки, сразу по обнаружении названной «Один из Лейре» (заметка , видеофильм хорошего качества , одно из обсуждений). Теперь имеем краткий обзор мнения специалиста, изучавшего находку непосредственно. Видимо, из шума предположений (Один? Фригг? и т.д.) выкристаллизовывается потихоньку Общепринятое Мнение.))
Краткое изложение статьи Тома Кристенсена (Tom Christensen), написанное Карлом Эдлундом Андерсом (Carl Edlund Anderson), Университет Сабаны, Чиа, Колумбия, при участии Дж.Д.Найлса, Висконсинский Университет, Мэдисон.
читать дальшеРезюме:
Людям, интересующимся эпохой викингов Скандинавии (в т.ч. связями между Беовульфом и Лейре) может быть интересно увидеть перед собой англоязычный обзор недавней статьи, опубликованной в Дании и представляющей собой отчёт об уникальном артефакте эпохи викингов, обнаруженном в 2009 году рядом с деревней Старое Лейре (Gammel Lejre) в Дании. Исходная статья называется Odin fra Lejre, автор Том Кристенсен (Tom Christensen), археолог, руководящий продолжающимися раскопками в Лейре. Полный текст можно найти в выпуске ROMU 2010, ежегодного журнала Музея Роскильде (Roskilde Museum) (стр. 7–25). Статья включает более двух дюжин изображений, главным образом цветных, которые позволяют лучше рассмотреть скульптуру и помочь отыскать её место в обширной европейском контексте. Данный обзор излагает суть статьи Кристенсена вместе с избранными фотографиями, воспроизведёнными здесь как чёрно-белые. Отчёт о более ранних раскопках в Лейре включён в «Беовульф и Лейре» под редакцией Дж.Д. Найлза и М.Осборна при участии Т.Кристенсена (Beowulf and Lejre, ed. by J.D. Niles and M. Osborn with contributions by T. Christensen (Tempe AZ, 2007)).

Рис.1 Скульптура, выполненная из серебра, с фрагментами черни. Снимок Оле Маллинга (Olle Malling)

Рис.2 Прорисовка фигуры, выполненная Руне Кнуде (Rune Knude)
Изображение не велико — всего лишь 1,75 см высотой и только 9 грамм весом. Тем не менее, то, что фигурка из Лейре теряет в размерах, она восполняет впечатляющими деталями и своим значением. Сделанная из серебра с элементами черни, она скульптура включает три группы элементов:
— хорошо проработанное сидение с четырьмя угловыми столбиками, каждый из которых имеет навершие в виде стилизованной звериной головы (одна не сохранилась), плюс спинка с двумя дополнительными звериными головами, расположенными симметрично сверху над ней;
— Человекообразная фигура, занимающая сидение;
— две птицы, сидящие на подлокотниках.
Стилистически фигурка может быть датирована примерно 950 годом. Похоже, она демонстрирует нам разновидность мебели, известную по Исландским сагам как hásæti, «высокое-сидение». Потому привлекательно выглядит возможность, что скульптура изображает бога Одина (Óðinn, Othen, Oden), восседающего на своем высоком сидении-троне Хлидскьяльв-Hliðskjálf (упомянут в «Прозаической Эдде» Снорри Стурлусона в XIIIв.)
С этой точки зрения археологический контекст, в котором была найдена фигура, может быть не менее важен, чем её материальная форма. Найдена она была в 2009 году при раскопках, проводимых в Лейре Роскильским музеем, на датском острове Зеланд (Sjælland). В древнеисландской литературе, как и в средневековых датских хрониках, Лейре хорошо известно, как резиденция легендарной династии Скьольдунгов (Skjöldund), отождествляемых со Скильдингами (Scylding) древне-английской поэмы «Беовульф». Безотносительно к тому, стоят ли за этой легендой исторические реалии, значение Лейре на потяжении позднего германского железного века и эпохи викингов (500-1000гг.н.э.) подтверждено проведёнными Музеем раскопками, которые вскрыли место нахождения строения типа «длинного дома» до 60 метров длинной, датируемого поздним железным веком.
Принимая во внимание детальную прорисовку фигурки из Лейре, это сидение может быть вдохновлено реальной моделью — возможно, чем-то подобным стулу с сидением-коробом (box-chair), найденному в Осебергском погребении (датируемом 834г.) Более подходящими для сравнение является другие миниатюрные скульптурки эпохи викингов, многие из которых демонстрируют модели полноразмерных деревянных сидений. Некоторые такие изображения, такие как найденное в одном из богато обставленных женских погребений в Фюркате (Ютланд, ок. 980г.), носились как амулеты. Другие, из различных женских погребений, что имели место в Хедебю (Ютланд, ок.900г.), содержат — подобно фигурке из Лейре — уголки и подлокотники, которые выполнены в виде птицеподобных фигур и звериных голов, так же как и признаки наличия кого-то, занимающего сидения (ныне повреждённые).
Примечание. Вид стула из Осеберга:


Примечание. О погребении в Фюркате в Сообществе уже писалось.
Сидение скульптуры из Лейре занимает фигура в длинном одеянии и плаще, и то и другое декорировано рельефными полосами. Четыре сильно выделенных кольца на туловище, так же как и тяжелое шейное кольцо, изображают ювелирные изделия или регалии. Шляпа на голове фигуры и, вероятно, усы намекают, что фигура изображает мужское божество, поскольку шляпа и усы являются типичными признаками изображений мужских божеств в Скандинавских и Славянских регионах в этот период. Такую идентификацию могут усилить две птицы, сидящие на подлокотниках кресла. С их отчётливо очертанными клювами, они призывают вспомнить про двух воронов Одина, Хугина и Мунина. Действительно, возможно, что фигурка из Лейре изображает Одина, сидящего на Хлидскьяльве со своими двумя воронами, атрибутами, что подчеркивают роль Одина как мудрого и властительного правителя.
Несколько обобщая, символика правителя на своём троне лежит в классическом мире, и, возможно, в Византийской Империи, которая выросла из восточной половины Римской Империи. Там, после того, как христианство стало государственной религией (380г.), изображения как императора, так и Христа в качестве правителя часто делались как сидящие фронтально на троне, в позе, обозначающей власть. Эти представления достигли Каролингской Франции, где троны (известные как по образцам, так и по иллюстрациям) подобным же образом символизировали власть правителя. Так же в позднейшей христианской Дании настенная живопись Римской церкви часто изображала Христа сидящим на троне как maiestas domini, Божественное Величие.
Во многих таких изображениях — будь то живопись, мозаика или скульптура — тронные правители показывались одетыми в длинные одеяния, с добавлением декоративных предметов, имеющих символическое значение. Например, формы классической римской клавии (clavi), полосы, свидетельствующей о ранге, на римском платье, продолжали появляться в ранне-христианском и византийском искусстве, в виде византийского омофора (omophoreon), происходящего от римской трабеи (toga trabea) и являвшегося широкой парчовой лентой, носимой как часть епископского одеяния, подобной паллиуму (pallium) в западном римском католицизме.
Примечание.В римской традиции простейший узор на одежде, представлявший собой пурпурные окружности на плечах и полах туники, назывался orbiculi. Эти украшения иногда ткались, но чаще были накладными. После того, как туника изнашивалась, их вспарывали и нашивали на новую. Рисунок украшений со временем развивался, первоначальными и были охватывавшие горловину туники две вертикальные clavi, которые постепенно становились короче и шире, доходя до пояса. Имели право их носить сенаторы и всадники.


Трабея (toga trabea) — тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Ее носили в торжественных случаях римские цари, всадники и авгуры; при императорах trabea вся была пурпурового цвета.
Паллиум (паллий) - в древности: верхняя греческая одежда; впоследствии — элемент литургического облачения католического священника. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными крестами. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинцы. мантия, даваемая римскими императорами епископам, как знак их духовной власти.
Омофор — ныне часть облачения епископа, длинная широкая лента, спускающаяся одним концом на грудь, другой может спускаться на грудь (малый омофор) или на спину (великий омофор).
Такие элементы одежды весьма напоминают те, что имеются на фигурке из Лейре. Хотя обсуждение исходного влияния на это изображение — и были ли детали этой скульптуры обусловлены осознанными параллелями с Римско-Византийскими регалиями — вопрос слишком сложный для обсуждения здесь, общее впечатление от скульптуры из Лейре с её гармоничной симметрией и просчитанными символами господства, таково, что языческое скандинавское божество изображено в категориях классической/христианской традиции.

Обратная сторона сидения. Фоторгафия Олле Маллинга.

Обратная сторона сидения со стилизованными звериными головами (прорисовка Руне Кнуде)

Сидящий персонаж одет в длинную мантию. Среди других деталей можно разглядеть следующие друг за другом ряды ожерелья и орнамент на груди. Фотография Олле Маллинга.

Одна из двух сидящих птиц. Фотография Олле Маллинга.

Вид сидящей фигуры сбоку. Шлемоподобный головной убор и то, что является, видимо, усами, позволяет определить фигуру как мужскую, вероятно, как мужское божество. Прорисовка Руне Кнуде.
Детальное изображение головы персонажа, демонстрирующее детали для идентификации. Фотография Олле Маллинга.

Отдельно стоящая фигура из Хойбю (Højby) неподалёку от Оденсе. Высота обнажённой фигуры 16 см, на голове шапка (или шлем), обозначены усы, поза полуприсевшая. Руки держат не сохранившийся объект. Судя по позе, фигура может быть связана с сидением или троном. Фотография Национального Музея, Дания.

Панель из слоновой кости, изображающая Христову коронацию или благословение Византийского императора Романа II (939-963 гг.) слева, и его императрицы Евдокии справа. Изображение близко по времени фигурке из Лейре, одно одеяние весьма напоминает другое. Фотография С.Манго (C. Mango), «Оксфордская История Византии» (Оксфорд, 2002)
Источник
Один из Лейре: промежуточный отчёт.
(Óðinn from Lejre’: An Interim Report)
(Óðinn from Lejre’: An Interim Report)
Краткое изложение статьи Тома Кристенсена (Tom Christensen), написанное Карлом Эдлундом Андерсом (Carl Edlund Anderson), Университет Сабаны, Чиа, Колумбия, при участии Дж.Д.Найлса, Висконсинский Университет, Мэдисон.
читать дальшеРезюме:
Людям, интересующимся эпохой викингов Скандинавии (в т.ч. связями между Беовульфом и Лейре) может быть интересно увидеть перед собой англоязычный обзор недавней статьи, опубликованной в Дании и представляющей собой отчёт об уникальном артефакте эпохи викингов, обнаруженном в 2009 году рядом с деревней Старое Лейре (Gammel Lejre) в Дании. Исходная статья называется Odin fra Lejre, автор Том Кристенсен (Tom Christensen), археолог, руководящий продолжающимися раскопками в Лейре. Полный текст можно найти в выпуске ROMU 2010, ежегодного журнала Музея Роскильде (Roskilde Museum) (стр. 7–25). Статья включает более двух дюжин изображений, главным образом цветных, которые позволяют лучше рассмотреть скульптуру и помочь отыскать её место в обширной европейском контексте. Данный обзор излагает суть статьи Кристенсена вместе с избранными фотографиями, воспроизведёнными здесь как чёрно-белые. Отчёт о более ранних раскопках в Лейре включён в «Беовульф и Лейре» под редакцией Дж.Д. Найлза и М.Осборна при участии Т.Кристенсена (Beowulf and Lejre, ed. by J.D. Niles and M. Osborn with contributions by T. Christensen (Tempe AZ, 2007)).

Рис.1 Скульптура, выполненная из серебра, с фрагментами черни. Снимок Оле Маллинга (Olle Malling)

Рис.2 Прорисовка фигуры, выполненная Руне Кнуде (Rune Knude)
Изображение не велико — всего лишь 1,75 см высотой и только 9 грамм весом. Тем не менее, то, что фигурка из Лейре теряет в размерах, она восполняет впечатляющими деталями и своим значением. Сделанная из серебра с элементами черни, она скульптура включает три группы элементов:
— хорошо проработанное сидение с четырьмя угловыми столбиками, каждый из которых имеет навершие в виде стилизованной звериной головы (одна не сохранилась), плюс спинка с двумя дополнительными звериными головами, расположенными симметрично сверху над ней;
— Человекообразная фигура, занимающая сидение;
— две птицы, сидящие на подлокотниках.
Стилистически фигурка может быть датирована примерно 950 годом. Похоже, она демонстрирует нам разновидность мебели, известную по Исландским сагам как hásæti, «высокое-сидение». Потому привлекательно выглядит возможность, что скульптура изображает бога Одина (Óðinn, Othen, Oden), восседающего на своем высоком сидении-троне Хлидскьяльв-Hliðskjálf (упомянут в «Прозаической Эдде» Снорри Стурлусона в XIIIв.)
С этой точки зрения археологический контекст, в котором была найдена фигура, может быть не менее важен, чем её материальная форма. Найдена она была в 2009 году при раскопках, проводимых в Лейре Роскильским музеем, на датском острове Зеланд (Sjælland). В древнеисландской литературе, как и в средневековых датских хрониках, Лейре хорошо известно, как резиденция легендарной династии Скьольдунгов (Skjöldund), отождествляемых со Скильдингами (Scylding) древне-английской поэмы «Беовульф». Безотносительно к тому, стоят ли за этой легендой исторические реалии, значение Лейре на потяжении позднего германского железного века и эпохи викингов (500-1000гг.н.э.) подтверждено проведёнными Музеем раскопками, которые вскрыли место нахождения строения типа «длинного дома» до 60 метров длинной, датируемого поздним железным веком.
Принимая во внимание детальную прорисовку фигурки из Лейре, это сидение может быть вдохновлено реальной моделью — возможно, чем-то подобным стулу с сидением-коробом (box-chair), найденному в Осебергском погребении (датируемом 834г.) Более подходящими для сравнение является другие миниатюрные скульптурки эпохи викингов, многие из которых демонстрируют модели полноразмерных деревянных сидений. Некоторые такие изображения, такие как найденное в одном из богато обставленных женских погребений в Фюркате (Ютланд, ок. 980г.), носились как амулеты. Другие, из различных женских погребений, что имели место в Хедебю (Ютланд, ок.900г.), содержат — подобно фигурке из Лейре — уголки и подлокотники, которые выполнены в виде птицеподобных фигур и звериных голов, так же как и признаки наличия кого-то, занимающего сидения (ныне повреждённые).
Примечание. Вид стула из Осеберга:


Примечание. О погребении в Фюркате в Сообществе уже писалось.
Сидение скульптуры из Лейре занимает фигура в длинном одеянии и плаще, и то и другое декорировано рельефными полосами. Четыре сильно выделенных кольца на туловище, так же как и тяжелое шейное кольцо, изображают ювелирные изделия или регалии. Шляпа на голове фигуры и, вероятно, усы намекают, что фигура изображает мужское божество, поскольку шляпа и усы являются типичными признаками изображений мужских божеств в Скандинавских и Славянских регионах в этот период. Такую идентификацию могут усилить две птицы, сидящие на подлокотниках кресла. С их отчётливо очертанными клювами, они призывают вспомнить про двух воронов Одина, Хугина и Мунина. Действительно, возможно, что фигурка из Лейре изображает Одина, сидящего на Хлидскьяльве со своими двумя воронами, атрибутами, что подчеркивают роль Одина как мудрого и властительного правителя.
Несколько обобщая, символика правителя на своём троне лежит в классическом мире, и, возможно, в Византийской Империи, которая выросла из восточной половины Римской Империи. Там, после того, как христианство стало государственной религией (380г.), изображения как императора, так и Христа в качестве правителя часто делались как сидящие фронтально на троне, в позе, обозначающей власть. Эти представления достигли Каролингской Франции, где троны (известные как по образцам, так и по иллюстрациям) подобным же образом символизировали власть правителя. Так же в позднейшей христианской Дании настенная живопись Римской церкви часто изображала Христа сидящим на троне как maiestas domini, Божественное Величие.
Во многих таких изображениях — будь то живопись, мозаика или скульптура — тронные правители показывались одетыми в длинные одеяния, с добавлением декоративных предметов, имеющих символическое значение. Например, формы классической римской клавии (clavi), полосы, свидетельствующей о ранге, на римском платье, продолжали появляться в ранне-христианском и византийском искусстве, в виде византийского омофора (omophoreon), происходящего от римской трабеи (toga trabea) и являвшегося широкой парчовой лентой, носимой как часть епископского одеяния, подобной паллиуму (pallium) в западном римском католицизме.
Примечание.В римской традиции простейший узор на одежде, представлявший собой пурпурные окружности на плечах и полах туники, назывался orbiculi. Эти украшения иногда ткались, но чаще были накладными. После того, как туника изнашивалась, их вспарывали и нашивали на новую. Рисунок украшений со временем развивался, первоначальными и были охватывавшие горловину туники две вертикальные clavi, которые постепенно становились короче и шире, доходя до пояса. Имели право их носить сенаторы и всадники.


Трабея (toga trabea) — тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Ее носили в торжественных случаях римские цари, всадники и авгуры; при императорах trabea вся была пурпурового цвета.
Паллиум (паллий) - в древности: верхняя греческая одежда; впоследствии — элемент литургического облачения католического священника. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными крестами. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинцы. мантия, даваемая римскими императорами епископам, как знак их духовной власти.
Омофор — ныне часть облачения епископа, длинная широкая лента, спускающаяся одним концом на грудь, другой может спускаться на грудь (малый омофор) или на спину (великий омофор).
Такие элементы одежды весьма напоминают те, что имеются на фигурке из Лейре. Хотя обсуждение исходного влияния на это изображение — и были ли детали этой скульптуры обусловлены осознанными параллелями с Римско-Византийскими регалиями — вопрос слишком сложный для обсуждения здесь, общее впечатление от скульптуры из Лейре с её гармоничной симметрией и просчитанными символами господства, таково, что языческое скандинавское божество изображено в категориях классической/христианской традиции.

Обратная сторона сидения. Фоторгафия Олле Маллинга.

Обратная сторона сидения со стилизованными звериными головами (прорисовка Руне Кнуде)

Сидящий персонаж одет в длинную мантию. Среди других деталей можно разглядеть следующие друг за другом ряды ожерелья и орнамент на груди. Фотография Олле Маллинга.

Одна из двух сидящих птиц. Фотография Олле Маллинга.

Вид сидящей фигуры сбоку. Шлемоподобный головной убор и то, что является, видимо, усами, позволяет определить фигуру как мужскую, вероятно, как мужское божество. Прорисовка Руне Кнуде.

Детальное изображение головы персонажа, демонстрирующее детали для идентификации. Фотография Олле Маллинга.

Отдельно стоящая фигура из Хойбю (Højby) неподалёку от Оденсе. Высота обнажённой фигуры 16 см, на голове шапка (или шлем), обозначены усы, поза полуприсевшая. Руки держат не сохранившийся объект. Судя по позе, фигура может быть связана с сидением или троном. Фотография Национального Музея, Дания.

Панель из слоновой кости, изображающая Христову коронацию или благословение Византийского императора Романа II (939-963 гг.) слева, и его императрицы Евдокии справа. Изображение близко по времени фигурке из Лейре, одно одеяние весьма напоминает другое. Фотография С.Манго (C. Mango), «Оксфордская История Византии» (Оксфорд, 2002)
Источник
@темы: история, статьи, Один из Лейре, искусство