Военное поселение Фюркат (Fyrkat, около Хобро (Hobro)), невдалеке от Мариагер-фьорда (Mariager Fjord) в Северной Ютландии — одно из четырех поселений такого типа, найденных в Дании. Оно относится к круглым крепостям конца эпохи викингов, наиболее известными из которых являются Треллеборг и Аггерсборг. Всего же на сегодняшний день найдены шесть подобных сооружения того периода, четыре в Дании и два в Южной Швеции: Аггерсборг, Боргебю, Фюркат, Ноннебаккен (совр. Оденсе), Треллеборг в Слагелсе, Треллеборг в Сконе. Следует учесть, что владения современной южной части Швеции некогда были датскими, так что все укрепления относятся к Датскому королевству.
читать дальше

Расположение военных лагерей
Все эти укрепления построены по общему плану: круговой вал, который первоначально был дополнен частоколом и рвом; дороги-улицы по диаметру круга; внутри вала располагаются дома четкой «казарменной» планировки, они сгруппированы по четыре вокруг центрального внутреннего дворика. В Аггерсборге таких домов сорок восемь, в Треллеборге шестнадцать, в нём каждая группа из четырёх домов занимает свою четверть круга. Использовались лагеря эти, видимо, достаточно длительный период, поскольку Треллеборг через некоторое время назрела необходимость расширять, и за внешней стороной укреплений были построены ещё пятнадцать домов, которые затем были окружены другим, меньшего размера, валом.
Фюркат был существенно меньше Аггесборга и расширенного Треллеборга, тем не менее, внутренний диаметр крепостных валов в крепости составляет 120 м, ширина основы валов (укрепленных деревянным частоколом) — 12-13м. Сами валы были к началу раскопок практически полностью распаханы, ныне они восстановлены как исторический и туристский объект . Как и в остальных крепостях, в Фюркате было четверо ворот, две диаметральные дороги пересекались в центре под прямым углом, деля круг на 4 сектора, где стояло по 4 дома. Подсчитано, что в каждом из домов Фюрката, могло жить до пятидесяти человек, т.е. лагерь мог вмещать примерно 800 воинов (в Аггесборге — до 3000 бойцов, в Треллеборге — порядка 1200). Дома эти относились к известному типу скандинавских длинных домов и суживались на концах, чем-то напоминая в плане обрубленные лодки. Они имели по 28,5м длины (96 римских фута), 5м ширины на концах и 7,5м посередине. В конце каждого дома было выделено подсобное, вероятно складское, помещение имелось в лагере по меньшей мере две кузницы.

Фюркат сегодня

Реконструкция лагеря (6 - кладбище, о котором далее)

Восстановленное здание Фюрката (расположено за пределами лагеря)
Согласно археологическим находкам, укрепления эти были населены в период между 950 и 1050гг. Связывают их со временем правления Свейна I Вилобородого и/или Кнута Великого . Например, Питер Сойер полагал, что круговые крепости были построены лишь при Кнуте и на дань, взятую с уже завоеванной Англии. Он же писал в своей книге «Эпоха викингов», что поселения эти просуществовали не более тридцати лет, поскольку археологи не нашли заметных следов починки или перестройки зданий. Однако анализ годовых древесных колец в Треллеборге дает как время постройки весну 981г., Фюркат, как считается, строился на год или два позже, Аггерсборг чуть ранее. При этом Фюркат существовал, предположительно, недолго, будучи покинут к 1000г. Уже заброшенной крепость была сожжена безо всяких признаков сражения. Если это так, то явно военное поселение нельзя было бы связать с серией походов Свейна в Англию, начавшихся в 1003г. Тем не менее, Свейн Вилобородый был и до того конунгом воинственным, хоть и не всегда удачливым: так в 995-996гг. его державу захватывал шведский конунг Эйрик Победоносный. И в упомянутом 1000г. Свейн участвовал в войне с норвежским конунгом Олавом Трюггвассоном, тогда же и погибшим. Возможно также, что датировка не совсем точна, и датские крепости всё же имели отношение к завоеванию Англии, начавшемуся при Свейне в 1003-1014гг. и завершившемуся при его сыне Кнуте в 1015 – 1017гг.
Первоначально считалось, что круговые военные поселения были исключительно мужскими, по аналогии с легендарным Йомсборгом (или даже Запорожской Сечью: сходство задач диктует сходство моделей поведения), куда женщины, по преданию, не допускались. Однако жизнь обычно менее строга, нежели идеалы, к тому же традиционно лекарями, столь необходимыми воинам, на Севере были именно женщины. Сегодня данное представление опровергнуто: и в захоронении у Треллеборга найдено значительное количество женских скелетов, и среди тридцати исследованных могил Фюркатcкого кладбища есть и женские, и детские, причем богатые и бедные погребения расположены вперемешку.
Археологические раскопки в Фюркате проводились с 1950 по 1958 годы. Кладбище Фюрката находилось в северо-западной части прилегающей территории, и к нему вела мощенная деревом дорога. Именно на этом кладбище найдено женское захоронение, весьма интересное как своим инвентарём, так и выводами, которые можно на основании находок сделать.
Погребенная в Фюркате женщина была одета в синие и красные одежды, украшенные золотой нитью, что могло обозначать лишь высокий, возможно, королевский её статус при жизни. Она была похоронена в конной повозке (точнее, в коробе от неё со снятыми колёсами), в последний путь умершую сопровождали вещи, пусть и не сравнимые с роскошью Осеберга, но достаточно ценные.
Дания стала официально христианской страной со времён крещения Харальда Синезубого, отца Свейна Вилобородого, т.е. приблизительно с середины X в. (общепринятой датой условно считается 960г.), христианские же погребения обычно скудны инвентарём. Однако, если обвинения, выдвинутые конунгу Свейну хронистом Адамом Бременским в возвращении к язычеству и гонениях на христиан в начале его правления выглядят скорее попыткой очернить непрогерманского политика и одновременно вставить в хроники нравоучительный рассказ о пользе раскаяния, то всё же, по-видимому, фанатиком наподобие двух норвежских Олавов, Свейн не был, и в преследовании сторонников старой веры не замечался. Согласно рассказу Снорри в «Круге земном», женою конунга стала шведка Сигрид Гордая (вдова Эйрика Победоносного, кстати), еще ранее, до встречи со Свейном, категорически отказавшаяся оставить веру предков. И если исповедующих христианство в стране было достаточно ещё до Харальда, то вероятно, и после него хватало язычников. Для сравнения, капищный комплекс на реке Збруч (городище-святилище горы Богит, городище-святилище Звенигород и городище-святилище горы Говда), откуда происходит знаменитый Збручанский идол, действовало на Червоной Руси до первой половины XIII в. несмотря на Владимирово крещение в 998(9)г. Соседняя же с Данией Швеция и вовсе оставалась страной в целом языческой ещё много лет.
Находки в Фюркатской могиле подтверждают предположение о том, что погребенная исповедовала древнюю веру, и, более того, вполне могла быть провидицей-вёльвой (или, с меньшей вероятностью, кодуньей-сейдконой). Что отнюдь не мешало женщине оставаться уважаемым членом общества. В последний путь ей были даны не только вполне обычные для скандинавок предметы вроде пряслиц, ножниц и кухонного вертела (интересно, что вертел был уже немного погнут, когда его поместили в могилу, т.е. использовался). Ещё покойная носила два серебряных кольца на больших пальцах ног, аналогов чему в Скандинавии не известно. Так же с нею в могилу были положены две бронзовые чаши, изготовленные, вероятно, в Средней Азии.

Остатки вертела, положенного рядом с умершей.

Шарообразная чаша из бронзы, имевшая травяное покрытие и содержавшая некое жирное вещество (возможно, целебную или колдовскую мазь?).

Миниатюрная чашечка неизвестного назначения
Однако, не экзотичные вкусы покойной или вещи из дальних стран оказались самыми интересными. Рядом с женщиной найден металлический жезл и семена ядовитой белены чёрной (Hyoscyamus niger L.) в маленьком кошеле. Посох, согласно сагам, являлся атрибутом вёльвы. Из-за долгого пребывания в земле он частично распался, изначально же он представлял собой железный стержень с бронзовыми вставками. Что до семян белены, то говорят, что если бросить их на угли, образовавшийся дым будет обладать слабым галюциногенным действием (по преданию именно белена использовалась при прорицании пифиями в храмах Аполлона). Предполагается, что взятые в правильной пропорции, эти семена могут вызвать состояние эйфории и видения. Белена в более позднее время также нередко использовалась европейскими ведьмами, в частности, входила в состав волшебных мазей «для полёта». Находила белена применение и в косметологии, и в медицине, например, её дымом окуривали больные зубы для анестезии, настойки и вытяжки из её листьев используются как противоспазматическое и обезболивающее средство, а так же при изготовлении противоастматических лекарств. Однако, надо помнить, что все части растения чрезвычайно ядовиты, и, несомненно, белена играла в своё время воистину смертельную роль в интригах и кознях. Основным умением вёльв, за которое их ценили в социуме, был дар прорицания, и можно предположить, что хозяйка использовала семена для вхождения в пророческий транс, хотя ни один дошедший до нас литературный источник этого не подтверждает. Кроме того в пряжке на поясе женщины были найдены свинцовые белила, также иногда входившие в состав «ведьмовских мазей» с психоделическим эффектом. Впрочем, cвинцовые белила, по сути — белая краска, которая использовалась и как косметическое средство, и в медицине, в составе кремов для кожи, например. Кстати, в больших дозах белила эти тоже ядовиты.

Брошь-коробочка с Готланда, внутри которой хозяйка хранила свинцовые белила.
В отличие от использования дурманящих веществ при предсказаниях, то, что жезл был постоянным атрибутом вёльвы, несомненно. В «Саге о людях из Лососьей Долины» исландцы вскрывают могилу некой язычницы и определяют её принадлежность к вёльвам именно по жезлу (ну и, возможно, и по насланному покойной вещему сну):
«Там были найдены кости, они были черные и страшные. Там нашли также нагрудное украшение и большой колдовской жезл. Из этого заключили, что там была погребена какая-то колдунья [прим. — в оригинале at þar mundi verst hafa völu-leiði, т.е. что там должно быть была могила наихудшей вёльвы]».
Еще больше перекликающихся с находками деталей в описании наряда Торбьёрг Малой Вёльвы из «Саги об Эйрике Рыжем»:
«…на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове — черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы» .
В свете находок из Фюрката поневоле возникает вопрос: не входили ли семена белены в состав и этих «нужных для ворожбы» зелий?

Два жезла, считающиеся посохами вёльв: один из Швеции (Gävle), второй из Дании (могила в Fuldby, ок. Рингстеда (Ringsted)).Не из Фюрката!!!
Так же известен железный посох длиной ок. 82см с бронзовым орнаментом и чем-то вроде домика в качестве навершия из могилы в Кёпингсвик(Köpingsvik), на Шведском остраве Оланд (Öland), погребённая там тоже, как считается, была вёльвой.
Находка магического жезла в Фюркатском погребении не является уникальной. Известен железный жезл длиной около 82см с бронзовым орнаментом и чем-то вроде домика в качестве навершия из могилы в Кёпингсвик (Köpingsvik), на шведском острове Оланд (Öland), погребённая там тоже, как считается, была вёльвой. В норвежской провинции Ромсдаль в XIX в. был обнаружен предмет c узловатой ручкой и загнутым концом, который первоначально специалисты Британского Музея определили как приспособление для ловли рыбы, затем — для жарки мяса. И, наконец, недавно — как магический жезл, причем преднамеренно погнутый (испорченный) перед тем, как он был положен в могилу. Возможно, это было сделано с целью помешать умершей колдовать и вредить живым .Подробнее о данной находке рассказывается в статье И.Липатовой «Ведьмин жезл» в пятом выпуске журнала «Северный Ветер» за 2014 год.
Чем именно был для вёльвы её жезл? Вероятно, как и магические жезлы иных культур — и символом власти, и рабочим инструментом. Само древнеисландское имя völva (чьим общегерманским аналогом было бы *waluwō
этимологически, как предполагают, связано с общегерманским *waluz-жезл (можно сравнить с готским walus и древнесеверным völr с тем же значением). Другое древнеисландское обозначение жезла (а также посоха) — gandr — может послужить намёком если не на практику вёльв, то на позднейшее народное представление о ней. На посохе-gandr колдуньи летали (так называемый gandreið — «езда на посохе»); саги и былички, по большей части, не различают физический полёт-поездку и разновидность шаманского путешествия, которым практика gandreið, думается, и была. И если это так, то как для шамана Сибири его бубен был живым существом-«конём», так для путешествующей северной колдуньи её посох, возможно, становился «волком». Именно такое значением имело дополнительно слово gandr. Образ сверхъестественной всадницы на волке достаточно древен в северной культуре, ещё на руническом камне из Рёк на острове Готланд, датируемом IX в., волк метафорически назван «конём Гунн» (валькирии), на волке ехала женщина-тролль, которую встретил Хедин, брат Хельги (как сказано далее в «Песне о Хельги, сыне Хьёрварда», герой песни заподозрил, что Хедин повстречал его, Хельги, Спутника-фюльгью), на волке на похороны Бальдра приезжает великанша Хюрроккин в «Видении Гюльви», и он же — верховой зверь великанши Хюндлы в «Песне о Хюндле»…
….Если же возвратиться к погребению около Фюркатской крепости, то следует сказать, что и другие найденные предметы подтверждают гипотезу о связи погребенной с миром магии. В ногах у неё была поставлена коробка, содержащая такие вещи как погадки совы , мелкие косточки птиц и млекопитающих. Кроме того, там находился серебряный амулет в форме стула. Это напоминает нам о частом атрибуте северного колдовства — волшебном возвышении: помосте для сейда или предсказаний, о котором рассказано, например, в «Саге об Эйрике Рыжем» («Женщины стали кольцом вокруг помоста, на котором сидела Торбьёрг») или престоле тула (жреца или ведающего), упомянутого в «Речах Высокого» («Пора мне с престола тула поведать…»).
То, что уважаемую и богатую жещину, вероятно вёльву или колдунью, погребли рядом с воинским лагерем, может, конечно, быть и стечением обстоятельств. О Торьбёрг Маленькой Вёльве рассказывается в саге, что у неё «было в обычае ходить зимой по пирам. Ее постоянно приглашали к себе, особенно те, кто хотел узнать, что им суждено или какой выдастся год». Хотели, наверное, узнать, что их ждёт, и дружинники Фюрката. Однако, в связи с этим вспоминается и древняя германская мифологема «военный вождь и его пророчица» и то, что знаменитый сосуд II в. н.э. с острова Элефантин на Ниле с греческой надписью, упоминающей «Валубург, сивиллу семнонов», связывают с гарнизоном германцев на службе Римской Империи, предполагая что пророчица находилась в военном лагере.
Причудливо тасуется колода, возвращая вновь и вновь сквозь века древний образ. Тот, что ярче всего воплощен для нас в сакральной паре: Один и вёльва…
Источники:
Хольгер Арбман. Викинги.
П.Сойер.Эпоха викингов.
М.М.Горелов. Датское и нормандское завоевание Англии в XIв.
Н.А.Ганина. Германские провидицы в эпоху Римской Империи
Заметка A seeress from Fyrkat? с портала Dansk webside
Википедия о Фуркате (англ.)
А.Платов. Руны: два тысячелетия магической традиции.
Лекарственные растения Украины, cправочник.
P.S. По датски всё же конунги Свен и Кнуд, Свейн и Кнут- норвежско-исландский вариант произношения (как в сагах).
читать дальше

Расположение военных лагерей
Все эти укрепления построены по общему плану: круговой вал, который первоначально был дополнен частоколом и рвом; дороги-улицы по диаметру круга; внутри вала располагаются дома четкой «казарменной» планировки, они сгруппированы по четыре вокруг центрального внутреннего дворика. В Аггерсборге таких домов сорок восемь, в Треллеборге шестнадцать, в нём каждая группа из четырёх домов занимает свою четверть круга. Использовались лагеря эти, видимо, достаточно длительный период, поскольку Треллеборг через некоторое время назрела необходимость расширять, и за внешней стороной укреплений были построены ещё пятнадцать домов, которые затем были окружены другим, меньшего размера, валом.
Фюркат был существенно меньше Аггесборга и расширенного Треллеборга, тем не менее, внутренний диаметр крепостных валов в крепости составляет 120 м, ширина основы валов (укрепленных деревянным частоколом) — 12-13м. Сами валы были к началу раскопок практически полностью распаханы, ныне они восстановлены как исторический и туристский объект . Как и в остальных крепостях, в Фюркате было четверо ворот, две диаметральные дороги пересекались в центре под прямым углом, деля круг на 4 сектора, где стояло по 4 дома. Подсчитано, что в каждом из домов Фюрката, могло жить до пятидесяти человек, т.е. лагерь мог вмещать примерно 800 воинов (в Аггесборге — до 3000 бойцов, в Треллеборге — порядка 1200). Дома эти относились к известному типу скандинавских длинных домов и суживались на концах, чем-то напоминая в плане обрубленные лодки. Они имели по 28,5м длины (96 римских фута), 5м ширины на концах и 7,5м посередине. В конце каждого дома было выделено подсобное, вероятно складское, помещение имелось в лагере по меньшей мере две кузницы.

Фюркат сегодня

Реконструкция лагеря (6 - кладбище, о котором далее)

Восстановленное здание Фюрката (расположено за пределами лагеря)
Согласно археологическим находкам, укрепления эти были населены в период между 950 и 1050гг. Связывают их со временем правления Свейна I Вилобородого и/или Кнута Великого . Например, Питер Сойер полагал, что круговые крепости были построены лишь при Кнуте и на дань, взятую с уже завоеванной Англии. Он же писал в своей книге «Эпоха викингов», что поселения эти просуществовали не более тридцати лет, поскольку археологи не нашли заметных следов починки или перестройки зданий. Однако анализ годовых древесных колец в Треллеборге дает как время постройки весну 981г., Фюркат, как считается, строился на год или два позже, Аггерсборг чуть ранее. При этом Фюркат существовал, предположительно, недолго, будучи покинут к 1000г. Уже заброшенной крепость была сожжена безо всяких признаков сражения. Если это так, то явно военное поселение нельзя было бы связать с серией походов Свейна в Англию, начавшихся в 1003г. Тем не менее, Свейн Вилобородый был и до того конунгом воинственным, хоть и не всегда удачливым: так в 995-996гг. его державу захватывал шведский конунг Эйрик Победоносный. И в упомянутом 1000г. Свейн участвовал в войне с норвежским конунгом Олавом Трюггвассоном, тогда же и погибшим. Возможно также, что датировка не совсем точна, и датские крепости всё же имели отношение к завоеванию Англии, начавшемуся при Свейне в 1003-1014гг. и завершившемуся при его сыне Кнуте в 1015 – 1017гг.
Первоначально считалось, что круговые военные поселения были исключительно мужскими, по аналогии с легендарным Йомсборгом (или даже Запорожской Сечью: сходство задач диктует сходство моделей поведения), куда женщины, по преданию, не допускались. Однако жизнь обычно менее строга, нежели идеалы, к тому же традиционно лекарями, столь необходимыми воинам, на Севере были именно женщины. Сегодня данное представление опровергнуто: и в захоронении у Треллеборга найдено значительное количество женских скелетов, и среди тридцати исследованных могил Фюркатcкого кладбища есть и женские, и детские, причем богатые и бедные погребения расположены вперемешку.
Археологические раскопки в Фюркате проводились с 1950 по 1958 годы. Кладбище Фюрката находилось в северо-западной части прилегающей территории, и к нему вела мощенная деревом дорога. Именно на этом кладбище найдено женское захоронение, весьма интересное как своим инвентарём, так и выводами, которые можно на основании находок сделать.
Погребенная в Фюркате женщина была одета в синие и красные одежды, украшенные золотой нитью, что могло обозначать лишь высокий, возможно, королевский её статус при жизни. Она была похоронена в конной повозке (точнее, в коробе от неё со снятыми колёсами), в последний путь умершую сопровождали вещи, пусть и не сравнимые с роскошью Осеберга, но достаточно ценные.
Дания стала официально христианской страной со времён крещения Харальда Синезубого, отца Свейна Вилобородого, т.е. приблизительно с середины X в. (общепринятой датой условно считается 960г.), христианские же погребения обычно скудны инвентарём. Однако, если обвинения, выдвинутые конунгу Свейну хронистом Адамом Бременским в возвращении к язычеству и гонениях на христиан в начале его правления выглядят скорее попыткой очернить непрогерманского политика и одновременно вставить в хроники нравоучительный рассказ о пользе раскаяния, то всё же, по-видимому, фанатиком наподобие двух норвежских Олавов, Свейн не был, и в преследовании сторонников старой веры не замечался. Согласно рассказу Снорри в «Круге земном», женою конунга стала шведка Сигрид Гордая (вдова Эйрика Победоносного, кстати), еще ранее, до встречи со Свейном, категорически отказавшаяся оставить веру предков. И если исповедующих христианство в стране было достаточно ещё до Харальда, то вероятно, и после него хватало язычников. Для сравнения, капищный комплекс на реке Збруч (городище-святилище горы Богит, городище-святилище Звенигород и городище-святилище горы Говда), откуда происходит знаменитый Збручанский идол, действовало на Червоной Руси до первой половины XIII в. несмотря на Владимирово крещение в 998(9)г. Соседняя же с Данией Швеция и вовсе оставалась страной в целом языческой ещё много лет.
Находки в Фюркатской могиле подтверждают предположение о том, что погребенная исповедовала древнюю веру, и, более того, вполне могла быть провидицей-вёльвой (или, с меньшей вероятностью, кодуньей-сейдконой). Что отнюдь не мешало женщине оставаться уважаемым членом общества. В последний путь ей были даны не только вполне обычные для скандинавок предметы вроде пряслиц, ножниц и кухонного вертела (интересно, что вертел был уже немного погнут, когда его поместили в могилу, т.е. использовался). Ещё покойная носила два серебряных кольца на больших пальцах ног, аналогов чему в Скандинавии не известно. Так же с нею в могилу были положены две бронзовые чаши, изготовленные, вероятно, в Средней Азии.

Остатки вертела, положенного рядом с умершей.

Шарообразная чаша из бронзы, имевшая травяное покрытие и содержавшая некое жирное вещество (возможно, целебную или колдовскую мазь?).

Миниатюрная чашечка неизвестного назначения
Однако, не экзотичные вкусы покойной или вещи из дальних стран оказались самыми интересными. Рядом с женщиной найден металлический жезл и семена ядовитой белены чёрной (Hyoscyamus niger L.) в маленьком кошеле. Посох, согласно сагам, являлся атрибутом вёльвы. Из-за долгого пребывания в земле он частично распался, изначально же он представлял собой железный стержень с бронзовыми вставками. Что до семян белены, то говорят, что если бросить их на угли, образовавшийся дым будет обладать слабым галюциногенным действием (по преданию именно белена использовалась при прорицании пифиями в храмах Аполлона). Предполагается, что взятые в правильной пропорции, эти семена могут вызвать состояние эйфории и видения. Белена в более позднее время также нередко использовалась европейскими ведьмами, в частности, входила в состав волшебных мазей «для полёта». Находила белена применение и в косметологии, и в медицине, например, её дымом окуривали больные зубы для анестезии, настойки и вытяжки из её листьев используются как противоспазматическое и обезболивающее средство, а так же при изготовлении противоастматических лекарств. Однако, надо помнить, что все части растения чрезвычайно ядовиты, и, несомненно, белена играла в своё время воистину смертельную роль в интригах и кознях. Основным умением вёльв, за которое их ценили в социуме, был дар прорицания, и можно предположить, что хозяйка использовала семена для вхождения в пророческий транс, хотя ни один дошедший до нас литературный источник этого не подтверждает. Кроме того в пряжке на поясе женщины были найдены свинцовые белила, также иногда входившие в состав «ведьмовских мазей» с психоделическим эффектом. Впрочем, cвинцовые белила, по сути — белая краска, которая использовалась и как косметическое средство, и в медицине, в составе кремов для кожи, например. Кстати, в больших дозах белила эти тоже ядовиты.

Брошь-коробочка с Готланда, внутри которой хозяйка хранила свинцовые белила.
В отличие от использования дурманящих веществ при предсказаниях, то, что жезл был постоянным атрибутом вёльвы, несомненно. В «Саге о людях из Лососьей Долины» исландцы вскрывают могилу некой язычницы и определяют её принадлежность к вёльвам именно по жезлу (ну и, возможно, и по насланному покойной вещему сну):
«Там были найдены кости, они были черные и страшные. Там нашли также нагрудное украшение и большой колдовской жезл. Из этого заключили, что там была погребена какая-то колдунья [прим. — в оригинале at þar mundi verst hafa völu-leiði, т.е. что там должно быть была могила наихудшей вёльвы]».
Еще больше перекликающихся с находками деталей в описании наряда Торбьёрг Малой Вёльвы из «Саги об Эйрике Рыжем»:
«…на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове — черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы» .
В свете находок из Фюрката поневоле возникает вопрос: не входили ли семена белены в состав и этих «нужных для ворожбы» зелий?

Два жезла, считающиеся посохами вёльв: один из Швеции (Gävle), второй из Дании (могила в Fuldby, ок. Рингстеда (Ringsted)).Не из Фюрката!!!
Так же известен железный посох длиной ок. 82см с бронзовым орнаментом и чем-то вроде домика в качестве навершия из могилы в Кёпингсвик(Köpingsvik), на Шведском остраве Оланд (Öland), погребённая там тоже, как считается, была вёльвой.
Находка магического жезла в Фюркатском погребении не является уникальной. Известен железный жезл длиной около 82см с бронзовым орнаментом и чем-то вроде домика в качестве навершия из могилы в Кёпингсвик (Köpingsvik), на шведском острове Оланд (Öland), погребённая там тоже, как считается, была вёльвой. В норвежской провинции Ромсдаль в XIX в. был обнаружен предмет c узловатой ручкой и загнутым концом, который первоначально специалисты Британского Музея определили как приспособление для ловли рыбы, затем — для жарки мяса. И, наконец, недавно — как магический жезл, причем преднамеренно погнутый (испорченный) перед тем, как он был положен в могилу. Возможно, это было сделано с целью помешать умершей колдовать и вредить живым .Подробнее о данной находке рассказывается в статье И.Липатовой «Ведьмин жезл» в пятом выпуске журнала «Северный Ветер» за 2014 год.
Чем именно был для вёльвы её жезл? Вероятно, как и магические жезлы иных культур — и символом власти, и рабочим инструментом. Само древнеисландское имя völva (чьим общегерманским аналогом было бы *waluwō

….Если же возвратиться к погребению около Фюркатской крепости, то следует сказать, что и другие найденные предметы подтверждают гипотезу о связи погребенной с миром магии. В ногах у неё была поставлена коробка, содержащая такие вещи как погадки совы , мелкие косточки птиц и млекопитающих. Кроме того, там находился серебряный амулет в форме стула. Это напоминает нам о частом атрибуте северного колдовства — волшебном возвышении: помосте для сейда или предсказаний, о котором рассказано, например, в «Саге об Эйрике Рыжем» («Женщины стали кольцом вокруг помоста, на котором сидела Торбьёрг») или престоле тула (жреца или ведающего), упомянутого в «Речах Высокого» («Пора мне с престола тула поведать…»).
То, что уважаемую и богатую жещину, вероятно вёльву или колдунью, погребли рядом с воинским лагерем, может, конечно, быть и стечением обстоятельств. О Торьбёрг Маленькой Вёльве рассказывается в саге, что у неё «было в обычае ходить зимой по пирам. Ее постоянно приглашали к себе, особенно те, кто хотел узнать, что им суждено или какой выдастся год». Хотели, наверное, узнать, что их ждёт, и дружинники Фюрката. Однако, в связи с этим вспоминается и древняя германская мифологема «военный вождь и его пророчица» и то, что знаменитый сосуд II в. н.э. с острова Элефантин на Ниле с греческой надписью, упоминающей «Валубург, сивиллу семнонов», связывают с гарнизоном германцев на службе Римской Империи, предполагая что пророчица находилась в военном лагере.
Причудливо тасуется колода, возвращая вновь и вновь сквозь века древний образ. Тот, что ярче всего воплощен для нас в сакральной паре: Один и вёльва…
Источники:
Хольгер Арбман. Викинги.
П.Сойер.Эпоха викингов.
М.М.Горелов. Датское и нормандское завоевание Англии в XIв.
Н.А.Ганина. Германские провидицы в эпоху Римской Империи
Заметка A seeress from Fyrkat? с портала Dansk webside
Википедия о Фуркате (англ.)
А.Платов. Руны: два тысячелетия магической традиции.
Лекарственные растения Украины, cправочник.
P.S. По датски всё же конунги Свен и Кнуд, Свейн и Кнут- норвежско-исландский вариант произношения (как в сагах).