Некоторые дополнения и пояснения к
Манифесту Содружества Асатру, принятому на Альтинге в 2010г. Пишет
Сигвальд, годи общины "
Рагнар" (Спб)
Разъяснение некоторых формулировок Манифеста Содружества АсатруВ процессе разработки текста Манифеста его авторы руководствовались стремлением к лаконичности формулировок, дабы не перегружать документ пространными рассуждениями на тему декларируемых принципов. Но чем лаконичнее выражение,тем больше вероятность его разночтений.Данная статья призвана нивелировать разночтения некоторых основных формулировок Манифеста, объяснив что именно имели в виду его разработчики под теми или иными заявлениями.
читать дальше
Асатру— движение, представляющее собой современную интерпретацию традиционного политеистического мировоззрения, в дохристианский период распространенного на территории современной Европы, от Франции до северо-запада России.
В настоящее время это действительно скорее общественное движение, чем религия или организация. Движение, руководимое пожалуй только стремлением каждого из его участников разделять мировоззрение древних европейцев и жить согласно ему в современном мире,а также менять окружающий мир так, чтобы в нем было комфортно жить с таким мировоззрением. Не философская система, направленная на индивидуальную работу, а движение, когда единомышленники стараются общаться между собой, делиться опытом и информацией. Организации, такие как общины и их объединения (Содружество Асатру, Asatrufelleskapet Bifrost, FornSidr, TheTroth, Asatrufellagid) создаются для самоопределения и объединения усилий своих сторонников в целях реализации совместных проектов. Организации вторичны — первично желание каждого из приверженцев Северной Традиции следовать ей и принимать участие в ее возрождении.
Знания об этом мировоззрении в основном черпаются из источников германо-скандинавского происхождения.
Это не только мифология, эпос и древняя литература. Формулировка «в основном» использована поскольку эффективность метода сравнительной культурологии до сих пор не оспаривалась, а напротив, неоднократно доказывалась наукой. Поэтому в процессе изучения древней германо-скандинавской культуры мы нередко обращаемся к ее «соседям»: балтской, кельтской, славянской, греко-римской и прочим культурам.
Название«Асатру» (Asa-tru) происходит из древнесеверного языка (Old Norse) и буквально означает «Вера в Асов». Существует и другое название— Трот (от “troth” - “верность”), и оно представляется более корректным в силу того, что пантеон Асатру, кроме Асов, включает в себя множество других божественных сущностей. Тем не менее, Асатру — наиболее распространенное название. Приверженцы Асатру называют себя Асатруа (Asatruar).
Членами Содружества одинаково часто используются термины «Асатру», «Трот» и «Северная Традиция», воспринимаемые как равнозначные. Мы стараемся избегать для именования движения таких терминов, как «Ванатру», «Одинизм» или «Локианство», поскольку они могут говорить о личных предпочтениях индивида, реже — общины, но не всего движения в целом, представляющего собой разнообразие путей и взглядов.
Мировоззение Асатру основывается на идее о том, что все существующее и происходящее является проявлением и результатом взаимодействия многообразия сил, образующих божественный пантеон
Эта идея также именуется мифологическим мировоззрением. Ничто не происходит само по себе, являясь результатом действий сил, которым невозможно дать однозначную оценку "хороший-плохой". Вместе они представляют бытие во всем его многообразии. Во главу этого пантеона традиционно ставится бог Один . По крайней мере так можно установить из мифологии и литературы. Но есть также свидетельства того, когда у человека складываются более тесные отношения сдругими божествами, как-то Тор или Фрейр. Среди современных приверженцев Северной Традиции такие случаи нередки.
Все это — естественные силы, гармонично взаимодействуя с которыми, человек может достичь гармонии в своей жизни.
Следуя концепции тождественности Микрокосма Макрокосму, божественный пантеон Северной Традиции можно рассматривать одновременно и как силы окружения человека, и как аспекты его собственной личности, силы его внутреннего мира. Гармоничное взаимодействие с этими силами может означать раскрытие этих аспектов личности внутри и следование принципам, соответствующим этим силам, вовне. В общем-то, гармоничное взаимодействие— это и есть баланс между тем, что движет человека и тем, что его окружает. Об этом говорится в следующем утверждении:
Путь Асатруа — это стремление к балансу между собственной и окружающей природой
Под окружающей природой здесь понимается не только собственно живая и неживая природа, но и окружение человека вообще: люди, общественные нормы, условия жизни, деятельность и т. п. Баланс между внутренним миром и окружением человека означает отсутствие нереализованных желаний, стремлений, способностей с одной стороны и невыполненных обязательств- с другой. Эти обязательства могут быть не только взяты на себя добровольно, но и присущи человеку по факту своего рождения. Например, каждый мужчина по факту своего существования обязан оставить потомство — это долг перед родом, как, например, и долг защищать и умножать свою семью и собственность. Раскрыть свои способности, найти им полезное применение — долг перед человеческим обществом. Стать примером для потомков, оставив след в истории и судьбе мира вообще — долг, пожалуй, перед богами и Вселенной. В общем-то, можно поставить знак равенства между долгом и предназначением человека. Предназначение — то, для чего человек был рожден в этом мире. Исполнять свое предназначение — долг каждого из нас. Немногим дано знать свое предназначение, свою судьбу. Зато всем доступно ощущение«своего» дела, «своего» места, когдато, что ты должен делать совпадает с тем, что ты хочешь. Это и есть тот самый баланс между собственной природой человека и его окружением. То самое гармоничное взаимодействие божественных сил, дающих возможности, и человека, использующего их.
Почитание богов и божественных сил выражается в форме традиции, включающей в себяо брядовые действия и нормы поведения.
Было бы весьма странным предположить, что для выражения почитания божеств достаточно участия в обрядах. Все-таки в первую очередь это жизненные принципы, описанные в предыдущем абзаце. Следование им и выражается в определенных нормах поведения, многие из которых изложены в «Речах Высокого». Эти нормы стали традиционными, т. е. передаваемыми по наследству поведенческими установками, выполняемыми человеком вначале потому,что так заповедано, а с приобретением жизненного опыта — в силу понимания того, что следование им во многом обеспечивает тот самый баланс между собственной и окружающей природой
(с)