Прядь о Стюрбьёрне Шведском Воителе. (Þáttr Styrbjarnar Svía kappa).
Здесь начинается прядь о Стюрбьёрне Шведском Воителе, и как бился он с Эйриком Шведским Конунгом. Расскажем о том, что Эйрик и Олав, сыновья Бьёрна Старого, правили Шведскою державою. Олав взял в жены Ингибьёрг, дочь ярла Транда Олуши. Брата её звали Ульвом. Олав погиб за столом в Уппсале, став жертвою яда. Сына Олава и Ингибьёрг звали Бьёрном. Эйрик растил Бьёрна у себя при дворе после того, как его отец испустил дух. Воспитывал его Ульв. читать дальшеКогда Бьёрну было двенадцать зим, он воссел на кургане своего отца, и не пришёл за стол к конунгу. Потребовал тогда он власти в первый раз, и говорил о состоянии государства согласно своему внешнему виду и возрасту, и звучало это несколько по-детски. То же самое произошло и на другую весну, и на третью. Эйрик сказал, что Бьёрн не получит ни королевства, ни наследства, пока ему не исполнится шестнадцать зим, а тогда пообещал он, что будет со своей стороны вести себя мирно. В то полугодие у Аки, дружинника Эйрика и Бьёрна, случилась ссора. Бьёрн накинул женское одеяние с длинным подолом на голову Аки, а тот ткнул Бьёрна рогом в нос. И в тот же самый день Бьёрн перед дверью палат убил Аки. Бьёрн не пожелал ничего возмещать, но конунг возместил содеянное. И отправился тогда конунг в путь на другой пир-вейцлу, Бьёрн же остался и ожидал тинга. А на тинге бонды приняли решение насчёт человека низкого происхождения, того, что Бьёрну препятствовал с королевством, и был он избран в конунги над частью страны, что отходила Бьёрну. После того ускакали Бьёрн и Ульв с тинга, и так они тут прервали тинг, что простые люди кидали им вслед камни и дёрн. Немногим позже порешили на том, что Бьёрн отправится ко двору вместе с конунгом. Через некоторое время отпустил конунг Бьёрна с шестьюдесятью судами, хорошо подготовленными ко всему и с полными командами. И должен был Бьёрн отсутствовать три зимы, потому что казалось конунгу, что не сможет он держать его в государстве из-за его дерзости и причиняемого беспокойства, а также из-за шума, поднятого бондами. Затем уехал Бьёрн прочь. Услыхал он в это время вести о том, где должен быть новоизбранный конунг свеев. Вышел тогда Бьёрн ему навстречу и состоялась у них битва, и тот пал. Отправился Бьёрн в Восточные Страны, и сражался там, и обязывал повсюду людей ходить с ним в военные походы. Через три зимы достиг он Йомсборга в Виндланде, и сделался там верховным предводителем. Когда он находился в Йомсборге со своим войском, случилось такое диво, что во рву, который был сделан вокруг крепости, поднялось чудище великое и сказало так:
Hildr stendr hverjan myrgin hjaldrs und rauðum skildi; nú hafa sigmeyjar settan sverðleik Dönum harðan ; eiguð víga (vægi) (vill) Baldrs föður illan (Óðinn) Höðr sem allir óljósan (val kjósa).
В шуме под рдяным щитом Хильд шествует ежеутренне; ныне девы побед дают данам игру меча трудную. Имеет убийство — будет мечом — Бальдра отец всех — Один — злого (то Хёд) бессветного — выбирать себе павших.
Но прежде чем Бьёрн покинул страну, дал конунг Эйрик ему прозвище за его отвагу и стычки и назвал его Стюрбьёрном. Он отправился теперь в поход на запад в Данию, и сотворил там великое немирье. Состоялось же примирение с данами на том, что он пришёл взять в жены Тюри, дочь Харальда сына Горма, также даны должны были отдать ему сто кораблей, и биться вместе с ним в трёх великих битвах. Он провёл единственную ночь под крышей, а затем отправился в Виндланд к Йомсборгу, потому что туда на встречу с ним пришло множество войск из Восточных Стран, что отказывались двинуться в путь, если он не явится. И со всем тем войском отправился он снова в Данию, и было у него тогда десять сотен боевых кораблей, и повелел он поселиться в жилищах данов, если не дадут они ему две сотни боевых кораблей, и того человека, которого он выберет для путешествия, он же избрал конунга Харальда. Тогда сказали даны вису:
Eigi vildu Jótar reiða gjald til skeiða áðr Styrbjarnar stæði strandar dýr á landi, nú er Danmarkar drottinn í drengja lið genginn landa vanr ok lýða lifir ánauðr hann auðar.
Не желали ютландцы дань платить кораблями, доколе не стали Стюрбьёрновы на скалы берега звери. Вот ныне Дании вождь вступил в военные рати, страны и людей лишенный, живет невольником доли.
Затем отправился Стюрбьёрн со всеми теми боевыми кораблями в Швецию.
Битва Эйрика и Бьёрна Шведского Воителя. Торгнюром звался человек и был он сыном Торгнюра, он имел звание лагманна в Тиундаланде, как и его отец. Был он мудрее всех людей, что жили тогда в Швеции и в великом почёте у конунга Эйрика, потому что там, где присутствовал Торгнюр, находилось решение и развязка всех трудных дел. Он был очень стар в то время, о котором ведётся рассказ, и плохо видел. Но конунгу Эйрику стало известно про сбор войск Стюрбьёрна, и решил он, что знает, что тот задумал отобрать у него власть в Швеции. Созвал он тогда тинг и искал совета своих мудрецов. Лагманном Торгнюр был назначен потому, что он улучшил много законов для народа и установил людям добрые порядки, и объявил, что за оружие или доспехи должны иметь бонды. Он тогда велел и обязал отметить вехами главный путь, что пролегал до Уппсалы, так что можно было туда прибыть не на кораблях. С конунгом находилось трое людей, что были у него в великом почёте, и были они не любимы народом, хотя являлись отважными людьми, однако скорее могли именоваться злодеями, чем храбрецами. Звали их Хельги, Торгильс и Торир. Когда же Стюрбьёрн явился в Швецию, заметил он те приготовления, что там были заранее сделаны. Они направились к земле, где им показалось наиболее мирно. Они начали расчищать дорогу через тот лес, что зовётся Мюрквид, но нашлись тогда люди, встретившие их и воспрепятствовавшие их пути сквозь чащу. Стюрбьёрн предложил им на выбор: или он сожжёт лес, или они позволят ему пройти. Конунг Эйрик выбрал, что они пройдут через лес. Стюрбьёрн явился со всем своим войском на Поля Фюри. Стюрбьёрн сжёг все корабли, что у него там были, потому что решил, что люди позже пустятся в бегство, если не будет возможности сбежать прочь. Лагманн Торгнюр дал конунгу Эйрику такой совет: он должен велеть собрать вместе всех тягловых животных, лошадей и быков, и сделать ярмо на всех, и бить вперед из ярма остриями и алебардами, а сзади там должен идти рабский люд и всякий сброд. Так и было сделано, и все они вместе первыми помчались на войско Стюрбьёрна ещё в первый день, и получил Стюрбьёрн от этого великий урон в людях. На второй день бились они и выстроили войска, разницы в людских силах тогда не было. Со Стюрбьёрном там был ярл Хеминг. Вот ночь разделила сражающихся. Тогда Стюрбьёрн по настоянию Ульва, своего воспитателя, и всего народа принёс жертву Тору. Тою ночью видели рыжебородого мужа в военном лагере Стюрбьёрна, и сказал он так:
Lætr eigi mik, lýtir liðbands sás frið grandar, (reiðr emk stála stýri) Styrbjǫrn vesa kyrran; þat mun sáð of síðir signennum her kenna (roðin eru leyfðra lofða lindi) sôr at binda.
Велели не быть, поклоняется Войска Оковам, мир руша, (я гневен на стали кормчего) Стюрбьёрн, мне мирным ныне. То видно в конце концов станет: победное войско сможет (окровавлены славных ловдов липы) раны перевязать.
Той же самой ночью пошёл Эйрик в капище Одина и отдал себя ему за свою победу, и попросил на десять зим отсрочить свою смерть, многое он уже пожертвовал, потому что положение казалось ему безнадёжным. Чуть позже увидел он высокого мужа в ниспадающем капюшоне, тот отдал в руки ему камышинку и велел бросить над войском Стюрбьёрна, и должен он был сказать так: «Один владеет вами всеми». И когда он совершил бросок, увиделось ему в воздухе метательное копьё, и пролетело оно над людьми Стюрбьёрна, и тотчас поразила слепота Стюрбьёрново войско, и затем его самого. И потом случилось такое великое диво, что обвал сорвался с горы и ударил сверху по войску Стюрбьёрна, и убил всех его людей. И как конунг Харальд увидел это, обратились он и все даны в бегство, и обрели зрение своё как только ушли прочь оттуда после того как появилось копьё и пролетело над ними. Они вернулись в Данию. Стюрбьёрн велел своим людям воткнуть древки знамён в землю и никуда не бежать. Там пал Стюрбьёрн и всё его войско. Эйрик был тогда на склоне Уппсалы, и велел сочинить про это тому, кто сумеет, и пообещал за это награду. Торвальд сын Хьяльти сочинил такие висы:
Farið til Fýrisvallar, folka tungls, hverr's hungrar, vörðr, at virkis garði vestr kveldriðu hesta ; þar hefr hreggdrauga höggvit (hóllaust es þat) sólar elfar skíðs fyr ulfa Eiríkr í dyn geira.
Пойдите к Фюри Полям, племен луны, всяк кто голоден, стража, на запад к крепости из коней всадниц сумрака. Там порубил непогоды драугов солнца потока речки (лести то лишено) для волка Эйрик в грохоте копий.
И ещё сказал он:
Ilt varð ölna fjalla örkveðjöndum beðjar til Svíþjóðar síðan sveim víkinga heiman ; þat eitt lifir þeira, þeir höfðu lið fleira, (gótt vas) hers (at henda) hundmargs, es rann undan.
С той поры по ложу локтей гор плутание злополучным стало от дома к Свитьоду для сумрачных мужей викингов. Только те и остались живы — там имели они людей более — (хорошо было) из бесчисленных войск (хватать), бежали которые.
Торвальд получил тогда в награду по кольцу в полмарки за каждую вису. Не сочинял он ни прежде, ни после, насколько ведомо людям. Коротко о пряди. Имя Стюрбьёрна сына Олава, конунга Швеции, племянника конунга Эйрика Победоносного и зятя (как вариант — шурина) конунга Харальда Синезубого известно нам по целому ряду источников. Как Стюрнбьёрн Сильный он кратко упомянут в «Саге о людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga, гл. 29) и в «Саге о Хёрвер и Хедрике» (Hervarar saga ok Heiðreks, гл.15), его история пересказана во второй главе «Саги о Кнютлингах» (Knýtlinga saga), о нем рассказывает Саксон Грамматик в «Деяниях данов» (Gesta Danorum кн.10), называя при этом сыном конунга Бьёрна (в других источниках — деда героя) и двоюродным братом конунга Эйрика (в исландской версии, соответственно, его дяди). Упоминает несколько раз Стюрбьёрна и Снорри Стурлусон в «Круге Земном» (Heimskringla), с ним сравнивается герой «Саги об Ингваре Путешественнике» (Yngvars saga víðförla). Подробнее всего история Стюрбьёрна изложена в пряди «Пряди о Стюрбьёрне Шведском Воителе» (Þáttr Styrbjarnar Svía kappa). Прядь эта сохранилась в «Книге Плоского острова» (Flateyjarbók, 1387-1394гг.) как часть «Саги об Олаве святом» (Ólafs saga helga). Именно из пряди мы узнаем о бурной юности Стюрбьёрна и его беспокойном нраве, приведшем к серьёзному конфликту с бондами. Прядь также содержит четыре висы, посвященные событиям, связанным со Стюрбьёрном. Кроме того, «Сага об Олаве», неся в себе черты агиографической литературы, уделяет много внимания чудесам, есть они и в данной версии истории шведского претендента на престол. Так, согласно «Саге о Кнютлигах» Харальд Синезубый отплыл, покинув свояка ещё до битвы на Полях Фюри, когда узнал, что Стюрбьёрн сжег свои корабли и не сможет преследовать невольных союзников. Нигде кроме пряди более нет ни предсказывающего будущее чудища, ни божественного вмешательства в конфликт. Снорри в «Саге о Харальде Серая Шкура» пишет о смерти Эйрика Победоносного так: «Эйрик умер от болезни в Уппсале десять лет спустя после смерти Стюрбьёрна» (гл.11), ни словом не упомянув договор с Одином. Хотя его же история вдовы Эйрика, Сигрид Гордой, убеждённой язычницы, отказавшейся менять веру, вполне вписывалась бы в общую картину исландских саг, где Швеция изображается всегда как край господства древней веры — в противовес «просвещенным» Норвегии и Дании. Интересно, что согласно Саксону участие Харальда в делах Стюрбьорна было добровольным, поскольку шведский витязь выдал за Харальда свою сестру Гюрид (Gyrithe). Согласно исландским «Пряди» и «Саге о Кнютлингах», Стюрбьёрн, наоборот, взял жены дочь датского конунга Тюри, победив её отца. При этом Саксон утверждает, что перед последней битвой с конунгом Эйриком Харальд поспешил было на помощь Стюрбьёрну, но затем оказался вынужден вернуться и защищать Ютландию от германского императора Отто (Оттона II, предпринявшего поход в Данию в 974 г.), Стюрбьёрн же, переоценив свои силы, отбыл в Швецию один. Разумеется, написаны «Деяния» с позиций продатских. Данный черновой вариант перевод не состоялся бы без активной помощи Т.Ермолаева, терпеливо исправлявшего мои ошибки. Перевод же вис и вовсе неточен и, видимо, предварителен. Но, до появления лучшей версии, пусть данный текст поможет составить представление об истории, на которую достаточно часто ссылаются, говоря о культах Одина и Тора в Скандинавии.
Примечания Виндланд (Vindland) — земля вендов на южном берегу Балтийского моря, в чьих пределах, предположительно в устье Одера, и находилась легендарная крепость воинского братства йомсвикингов — Йомсборг (Jómsborg).
Перевод вис пряди осуществлён по изданию Finnur Jónsson: Den norsk-islandske Skjaldedigtning, B I-II, Kaupmannahöfn, 1912-15.
Как станет ясно из дальнейшего, виса чудища является пророчеством, где в явной форме предсказана близкая война главного героя с данами, а в неявной — намекается на судьбу Бьёрна, которого ждёт слепота и смерть в бою по воле Одина.
Берега звери — кеннинг кораблей
Прозвище Styrbjörn можно приблизительно перевести как Буй-Бьёрн (первая половина нового имени восходит к styrr —шум, буйство, суматоха) либо как как Боец-Бьёрн, Вое-Бьёрн (поскольку styrr — одновременно и поэтическое обозначение боя, битвы, войны)
Тиундаланд (Tíundaland) — исторический регион в Центральной Швеции (часть современного Уппланда). Название означало изначально «землю тысячи», речь шла про обязанность поставлять ополчение в тысячу человек и сорок кораблей в войско конунга
Лагманн (др.-швед. laghman — букв. «человек закона», исл. lögmaðr) — должность в средневековой Швеции: верховный судья административной единицы-ланда, законоговоритель.
Поля, равнины или долины реки Фюри (Fýrisvellir) упоминаются в «Языке поэзии», в «Перечне Инглингов» и в «Саге об Инглингах». Именно на реке Фюри стоит Уппсала.
Оковы Войска — кеннинг богов.
Ловди — имя легендарного конунга-воителя, от которого пошёл род Ловдунгов, воинов его, согласно «Языку поэзии», 80 звали ловдами. В скальдической поэзии — метафорическое обозначение воина или героя. Липы ловдов - щиты или копья.
Драуги непогоды - мужи, племён луны стража, кони всадниц сумрака - волки. Полено речки - корабль, солнце корабля - щит. Все вместе дает кеннинг - мужи щита, т.е. воины. Грохот копий - битва.
В Сообществе уже несколько раз шла речь о находке фигурки, сразу по обнаружении названной «Один из Лейре» (заметка , видеофильм хорошего качества , одно из обсуждений). Теперь имеем краткий обзор мнения специалиста, изучавшего находку непосредственно. Видимо, из шума предположений (Один? Фригг? и т.д.) выкристаллизовывается потихоньку Общепринятое Мнение.))
Один из Лейре: промежуточный отчёт. (Óðinn from Lejre’: An Interim Report)
Краткое изложение статьи Тома Кристенсена (Tom Christensen), написанное Карлом Эдлундом Андерсом (Carl Edlund Anderson), Университет Сабаны, Чиа, Колумбия, при участии Дж.Д.Найлса, Висконсинский Университет, Мэдисон.
читать дальшеРезюме: Людям, интересующимся эпохой викингов Скандинавии (в т.ч. связями между Беовульфом и Лейре) может быть интересно увидеть перед собой англоязычный обзор недавней статьи, опубликованной в Дании и представляющей собой отчёт об уникальном артефакте эпохи викингов, обнаруженном в 2009 году рядом с деревней Старое Лейре (Gammel Lejre) в Дании. Исходная статья называется Odin fra Lejre, автор Том Кристенсен (Tom Christensen), археолог, руководящий продолжающимися раскопками в Лейре. Полный текст можно найти в выпуске ROMU 2010, ежегодного журнала Музея Роскильде (Roskilde Museum) (стр. 7–25). Статья включает более двух дюжин изображений, главным образом цветных, которые позволяют лучше рассмотреть скульптуру и помочь отыскать её место в обширной европейском контексте. Данный обзор излагает суть статьи Кристенсена вместе с избранными фотографиями, воспроизведёнными здесь как чёрно-белые. Отчёт о более ранних раскопках в Лейре включён в «Беовульф и Лейре» под редакцией Дж.Д. Найлза и М.Осборна при участии Т.Кристенсена (Beowulf and Lejre, ed. by J.D. Niles and M. Osborn with contributions by T. Christensen (Tempe AZ, 2007)).
Изображение не велико — всего лишь 1,75 см высотой и только 9 грамм весом. Тем не менее, то, что фигурка из Лейре теряет в размерах, она восполняет впечатляющими деталями и своим значением. Сделанная из серебра с элементами черни, она скульптура включает три группы элементов: — хорошо проработанное сидение с четырьмя угловыми столбиками, каждый из которых имеет навершие в виде стилизованной звериной головы (одна не сохранилась), плюс спинка с двумя дополнительными звериными головами, расположенными симметрично сверху над ней; — Человекообразная фигура, занимающая сидение; — две птицы, сидящие на подлокотниках.
Стилистически фигурка может быть датирована примерно 950 годом. Похоже, она демонстрирует нам разновидность мебели, известную по Исландским сагам как hásæti, «высокое-сидение». Потому привлекательно выглядит возможность, что скульптура изображает бога Одина (Óðinn, Othen, Oden), восседающего на своем высоком сидении-троне Хлидскьяльв-Hliðskjálf (упомянут в «Прозаической Эдде» Снорри Стурлусона в XIIIв.)
С этой точки зрения археологический контекст, в котором была найдена фигура, может быть не менее важен, чем её материальная форма. Найдена она была в 2009 году при раскопках, проводимых в Лейре Роскильским музеем, на датском острове Зеланд (Sjælland). В древнеисландской литературе, как и в средневековых датских хрониках, Лейре хорошо известно, как резиденция легендарной династии Скьольдунгов (Skjöldund), отождествляемых со Скильдингами (Scylding) древне-английской поэмы «Беовульф». Безотносительно к тому, стоят ли за этой легендой исторические реалии, значение Лейре на потяжении позднего германского железного века и эпохи викингов (500-1000гг.н.э.) подтверждено проведёнными Музеем раскопками, которые вскрыли место нахождения строения типа «длинного дома» до 60 метров длинной, датируемого поздним железным веком.
Принимая во внимание детальную прорисовку фигурки из Лейре, это сидение может быть вдохновлено реальной моделью — возможно, чем-то подобным стулу с сидением-коробом (box-chair), найденному в Осебергском погребении (датируемом 834г.) Более подходящими для сравнение является другие миниатюрные скульптурки эпохи викингов, многие из которых демонстрируют модели полноразмерных деревянных сидений. Некоторые такие изображения, такие как найденное в одном из богато обставленных женских погребений в Фюркате (Ютланд, ок. 980г.), носились как амулеты. Другие, из различных женских погребений, что имели место в Хедебю (Ютланд, ок.900г.), содержат — подобно фигурке из Лейре — уголки и подлокотники, которые выполнены в виде птицеподобных фигур и звериных голов, так же как и признаки наличия кого-то, занимающего сидения (ныне повреждённые).
Примечание. Вид стула из Осеберга: Примечание. О погребении в Фюркате в Сообществе уже писалось.
Сидение скульптуры из Лейре занимает фигура в длинном одеянии и плаще, и то и другое декорировано рельефными полосами. Четыре сильно выделенных кольца на туловище, так же как и тяжелое шейное кольцо, изображают ювелирные изделия или регалии. Шляпа на голове фигуры и, вероятно, усы намекают, что фигура изображает мужское божество, поскольку шляпа и усы являются типичными признаками изображений мужских божеств в Скандинавских и Славянских регионах в этот период. Такую идентификацию могут усилить две птицы, сидящие на подлокотниках кресла. С их отчётливо очертанными клювами, они призывают вспомнить про двух воронов Одина, Хугина и Мунина. Действительно, возможно, что фигурка из Лейре изображает Одина, сидящего на Хлидскьяльве со своими двумя воронами, атрибутами, что подчеркивают роль Одина как мудрого и властительного правителя.
Несколько обобщая, символика правителя на своём троне лежит в классическом мире, и, возможно, в Византийской Империи, которая выросла из восточной половины Римской Империи. Там, после того, как христианство стало государственной религией (380г.), изображения как императора, так и Христа в качестве правителя часто делались как сидящие фронтально на троне, в позе, обозначающей власть. Эти представления достигли Каролингской Франции, где троны (известные как по образцам, так и по иллюстрациям) подобным же образом символизировали власть правителя. Так же в позднейшей христианской Дании настенная живопись Римской церкви часто изображала Христа сидящим на троне как maiestas domini, Божественное Величие.
Во многих таких изображениях — будь то живопись, мозаика или скульптура — тронные правители показывались одетыми в длинные одеяния, с добавлением декоративных предметов, имеющих символическое значение. Например, формы классической римской клавии (clavi), полосы, свидетельствующей о ранге, на римском платье, продолжали появляться в ранне-христианском и византийском искусстве, в виде византийского омофора (omophoreon), происходящего от римской трабеи (toga trabea) и являвшегося широкой парчовой лентой, носимой как часть епископского одеяния, подобной паллиуму (pallium) в западном римском католицизме.
Примечание.В римской традиции простейший узор на одежде, представлявший собой пурпурные окружности на плечах и полах туники, назывался orbiculi. Эти украшения иногда ткались, но чаще были накладными. После того, как туника изнашивалась, их вспарывали и нашивали на новую. Рисунок украшений со временем развивался, первоначальными и были охватывавшие горловину туники две вертикальные clavi, которые постепенно становились короче и шире, доходя до пояса. Имели право их носить сенаторы и всадники. Трабея (toga trabea) — тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Ее носили в торжественных случаях римские цари, всадники и авгуры; при императорах trabea вся была пурпурового цвета. Паллиум (паллий) - в древности: верхняя греческая одежда; впоследствии — элемент литургического облачения католического священника. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными крестами. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинцы. мантия, даваемая римскими императорами епископам, как знак их духовной власти. Омофор — ныне часть облачения епископа, длинная широкая лента, спускающаяся одним концом на грудь, другой может спускаться на грудь (малый омофор) или на спину (великий омофор).
Такие элементы одежды весьма напоминают те, что имеются на фигурке из Лейре. Хотя обсуждение исходного влияния на это изображение — и были ли детали этой скульптуры обусловлены осознанными параллелями с Римско-Византийскими регалиями — вопрос слишком сложный для обсуждения здесь, общее впечатление от скульптуры из Лейре с её гармоничной симметрией и просчитанными символами господства, таково, что языческое скандинавское божество изображено в категориях классической/христианской традиции.
Обратная сторона сидения. Фоторгафия Олле Маллинга. Обратная сторона сидения со стилизованными звериными головами (прорисовка Руне Кнуде)
Сидящий персонаж одет в длинную мантию. Среди других деталей можно разглядеть следующие друг за другом ряды ожерелья и орнамент на груди. Фотография Олле Маллинга. Одна из двух сидящих птиц. Фотография Олле Маллинга.
Вид сидящей фигуры сбоку. Шлемоподобный головной убор и то, что является, видимо, усами, позволяет определить фигуру как мужскую, вероятно, как мужское божество. Прорисовка Руне Кнуде. Детальное изображение головы персонажа, демонстрирующее детали для идентификации. Фотография Олле Маллинга.
Отдельно стоящая фигура из Хойбю (Højby) неподалёку от Оденсе. Высота обнажённой фигуры 16 см, на голове шапка (или шлем), обозначены усы, поза полуприсевшая. Руки держат не сохранившийся объект. Судя по позе, фигура может быть связана с сидением или троном. Фотография Национального Музея, Дания. Панель из слоновой кости, изображающая Христову коронацию или благословение Византийского императора Романа II (939-963 гг.) слева, и его императрицы Евдокии справа. Изображение близко по времени фигурке из Лейре, одно одеяние весьма напоминает другое. Фотография С.Манго (C. Mango), «Оксфордская История Византии» (Оксфорд, 2002)
Впервые об этом камне заговорила Род-Айлендская Комиссия Сохранения Исторического Наследия (Rhode Island Historical Preservation and Heritage Commission) в 1980х. Камень был первоначально обнаружен в декабре 1984 в иле Наррангасеттского залива. Речь идёт о 2,5тонной плите песчанника с двумя рядами знаков,« которые частью специалистов считались руническими». В 2012г. камень украли, затем в 2013г. вроде бы нашли и переместили в Школу Океанографии при Род-Айлендском Университете. В 2014 году его собирались поставить в Goddard Memorial State Park в Ист-Гринвиче. Но не судьба. Вот что рассказывает Ульвдаллир. История с руническим камнем из Наррагансетта получила забавное продолжение, а вероятно, и окончание. Житель Провиденса заявил, что полвека назад вырезал руны на камне, будучи ребёнком. читать дальшеПо словам Эверетта Брауна, произошло это в 1964 г., когда ему было 13 лет. Он и его семья регулярно посещали пляж в заливе Наррагансетт. Мальчик, увлекавшийся викингами, обнаружил большой камень и стамеской выбил на нём несколько знаков-рун. Браун объяснил, что собирался написать "скрэлинги" (так древние скандинавы называл американских аборигенов – индейцев). В его планах было продолжить запись, однако разразилась гроза, и он покинул пляж. Некоторое время шли дожди, рассказал Браун, и он не мог добраться до камня, а потом позабыл о своём намерении. Вспомнил Браун о своей "проделке" только в 2013 г., когда камень был сначала утерян, а потом найден. Об этом широко сообщали американские СМИ. Браун заявил, что он "не медийный человек" и у него нет желания прославиться. Просто он хотел, чтобы никто больше не бился над загадкой о происхождении рунической надписи. Напомню, большинство учёных считают, что камень из Наррагансетта – подделка, и ничего общего с настоящими викингами он не имеет. Между тем, отдельные специалисты ("специалисты"?) утверждали, что руническая надпись сделана древними исландцами и даже пытались её прочитать. После признания Брауна власти города Норт-Кингстаун отказались переносить камень в парк, где его могли бы увидеть сотни туристов. (с)
Самое забавное, что согласно английской википедии: «заявление Брауна оспаривалось другими местными жителями, которые утверждают, что видели камень до 1964, так же оспаривались другие детали его заявлений».
Так что - продолжение перебранки энтузиастов следует?..
Речь идет о перекрестии меча, хранящемся в фондах Национального музея Дании (NM 1613). Разломанная надвое вещь поступила в музей от двух разных людей. Обстоятельства находки одной половины не ясны, однако, совершенно точно известно, что вторая половина была найдена в 1876 г. на берегу озера Hjermind (Ютландский полуостров), где за год до того был сложен добытый из озера торф. Поскольку обе половины идеально подходят друг к другу можно думать, что они были найдены при добыче торфа из упомянутого озера. читать дальшеПрямое перекрестие имеет овальную в плане форму (рис. 1).
Рис. 1. Перекрестие меча из озера Hjermind (The National Museum of Denmark)
Общая длина перекрестия — 12,1 см, ширина — 2,8—2,3 см, толщина — 1,6 см. Перекрестие состоит из двух литых пластин, соединенных с железной сердцевиной. Длина отверстия для черена рукояти — 3,3 см, длина отверстия для клинка — 6,5 см. Судя по маркированному месту вокруг отверстия для черена, размеры рукояти меча в этом месте были 4,3 х 2 см. Верхняя и нижняя пластины были дополнительно скреплены двумя боковыми бронзовыми пластинами и железными штифтами. Боковые пластины были украшены тремя аметистовыми камнями горизонтально расположенными в специальных отверстиях. Два камня диаметром 0,5 см сохранились. Верхняя и нижняя пластины декорированы отличающимся в элементах плетеным орнаментом в стиле Борре. Наиболее близкие аналогии по композиции и отдельным элементам можно видеть в орнаментации некоторых типов женских трилистных фибул, а также перекрестия меча из погребения в ладье на острове . Другой вариант плетения, которым декорированы отверстия для клинка и рукояти, находит ближайшие аналогии в искусстве Вендельского времени. Боковые пластины, кроме серебряной инкрустации, орнаментированы плетеным орнаментом. Пунктирный орнамент внутри лент, а также характерные завитки аналогичного типа можно видеть на одном из типов наконечников ножен мечей эпохи викингов . Несмотря на отсутствие аналогий датской находке, стилистические детали орнаментации позволяют датировать ее Х в. Специального исследования, посвященного мечам Дании эпохи викингов, не существует. Отчасти это можно объяснить трудностью в определении историкокультурных границ этой страны в изучаемую эпоху. Политические границы изменялись за последнее тысячелетие несколько раз, и то, что некогда было «датским», принадлежит сейчас Швеции (провинции Halland, Skane и Blekinge) и Германии (Schleswig/Holstein). В ряде работ Анна Педерсен попыталась собрать наиболее полную сводку погребений с оружием, с учетом находок изо всех исторических областей Дании . Учтенные в настоящей работе находки мечей происходят из следующих районов современной Дании: Ютландский полуостров (Jylland) с районом Хедебю, а также острова Зеландия (Sjrnlland), Лангеланд (Langeland) и Лолланд (Lolland) (рис. 2).
Рис. 2. Распространение типов мечей эпохи викингов на территории современной Дании (типы мечей см. рис. 3)
Здесь, согласно моим подсчетам, найден 91 меч эпохи викингов. К этому числу можно добавить 19 мечей, известных в шведской провинции Сконе (Skane). Топография находок мечей не является компактной. За исключением трех районов с их наибольшей концентрацией, это в большинстве случаев пункты, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга.
Рис. 3. Типохронология мечей эпохи викингов
Значительная концентрация находок оружия отмечена в северной части Ютландского полуострова, в особенности средневековой территории херрада Middelsom , граничащей с фиордом Randers. Здесь найдены мечи как ранней, так и поздней эпохи викингов. Отсюда происходит также и рассматриваемое перекрестие меча. В границах херрада Middelsom известно 16 рунических камней поздней эпохи викингов. Три из них поставлены в память о «дренгах», еще три — в память о «тегнах», и один — в память о «рулевом» . Два камня, упоминающие «дрен-гов», происходят из Hjermind . Thegn и drengобычно ассоциируются с лицами, находившимися на службе у короля . Следующим районом, с наибольшим количеством находок мечей, является Хедебю и его окрестности. Здесь представлены как ранние мечи каролингского производства, так и более поздние типы, характерные для других районов Южной Скандинавии. Хедебю традиционно рассматривается как торгово-ремесленный центр, контролировавшийся королевской властью . Известное здесь камерно-ладейное погребение, в котором было найдено два меча, интерпретируется некоторыми исследователями как королевское погребение . Из окрестностей Хедебю происходят два рунических камня, в надписях которых упоминается капитан судна, дренг и король по имени Сигтрюг . На острове Зеландия наибольшая концентрация находок оружия связана с озером Tisso. Здесь, раскопками последних лет, выявлено большое поселение. В VI-VII вв. на берегу озера существовала аристократическая резиденция с большими домами. Также здесь были выявлены производственные мастерские. На территории резиденции найдено много исключительных по своему богатству находок, среди которых следует упомянуть византийскую печать IX в., аналогичную найденным ранее печатям в Рибе и Хедебю. Весь комплекс интерпретируется как одна из королевских резиденций. Как показали исследования, обитателями усадьбы на протяжении долгого времени производились ритуальные жертвоприношения оружия, бросаемого в озера. Само название озера трактуется как «озеро Тора» . Участие ювелиров в изготовлении мечей эпохи викингов. Это отлитые из серебра навершия и перекрестия мечей из Kallundborg / Holmbmk в Дании, Falkenberg в шведской провинции Halland, Vrangeback, Dyback в Skane, Rostock-Dierkow в северной Германии, а также отлитые в бронзе мечи типа O, W и некоторые другие особые типы по Петерсену. Среди древнерусских находок можно упомянуть меч из ст. Хвощеватой и кургана Ц-2 в Гнёздове . Наиболее убедительным свидетельством участия ювелиров в изготовлении как украшений, так и рукоятей мечей, является находка фибулы в Gammel Hviding на территории Ютландского полуострова . Фибула по форме и орнаментации имеет единственную аналогию — перекрестие меча из Oppmana Sjo в Сконе . Роль ювелиров в изготовлении престижных мечей и вообще оружия в эпоху викингов дополняет традиционное представление об этой теме. О том, что ювелиры, занимавшиеся изготовлением разного рода предметов из драгметаллов, принимали участие в отделке оружия, свидетельствуют также письменные источники. Например, в перечне предметов из завещания сына короля Этельреда Эдельстана 1015 г., названы «меч с серебряной рукоятью, который сделал Вульфрик», а также «золотой пояс и браслет, которые сделал Вульфрик» . Нет оснований сомневаться, что как в Скандинавии, так и в Каролингской империи кузнецы могли изготавливать все составные элементы мечей, а также инкрустировать их рукояти. Однако, археологических свидетельств, подтверждающих существование специализированных оружейных мастерских в эпоху викингов, нет. Можно было бы думать, что сохранившиеся надписи на некоторых клинках, вроде хорошо известных ULFBERHT и INGELRED, являются своеобразными «trade marks», удостоверяющими покупателя в подлинности того, что данный продукт действительно изготовлен в Каролингской империи. Однако, такая точка зрения предполагает существование в то время представлений о товарном производстве, чему нет никаких доказательств . К тому же, интерпретация надписей на клинках как клейм должна предполагать, что содержание этих надписей понималось одинаково как производителями этой продукции, так и покупателями, чему также нет никаких доказательств. Напротив, те немногочисленные письменные источники, которые могут быть полезны в этом вопросе, свидетельствуют о том, что такие надписи связывались не с производителем этих мечей, а с их владельцами. Например, очень показательным представляется описание так называемого «меча Константина Великого». На нем, согласно источнику, «можно было прочесть золотые буквы имени его древнего владельца». На навершии меча, «над толстыми пластинами из золота можно было видеть прикрепленный железный гвоздь, один из тех четырех, которыми было распято тело нашего Господа» . Можно думать, что это описание представляет собой отражение существования устной традиции, которая сложилась вокруг меча с клеймом на клинке и навершием рукояти, вероятно, имевшей в своей конструкции штифты. Типохронология мечей эпохи викингов Нет никаких сомнений, что в эпоху викингов клинки обладали определенной качественной характеристикой. В письменных источниках нередко можно читать довольно детальные описания хороших мечей, однако, в них мы никогда не услышим об особенностях форм рукоятей. Это, очевидно, можно рассматривать как свидетельство существования представлений об определенном качестве клинков, а не рукоятей, форма и размеры которых вплоть до XI в. подбиралась индивидуально, с учетом физических данных и вкусов заказчика. Поэтому, наличие клейма на клинке еще не говорит о происхождении всего меча целиком и его владельца из франкской империи. Железные детали мечей изготавливались кузнецами, в то время как литые элементы рукоятей заказывались у ювелиров. Это хорошо подтверждают находки на Эланде, в Бирке и на Готланде. На Эланде найдено пять подписных клинков без рукоятей, которые интерпретируются как партия, импортированная из Империи (Arbman 1937: 232; Steuer 1987: 152; Thalin Bergman, Arrhenius 2005: 51). В Бирке, среди материалов, относящихся к деятельности ювелирной мастерской середины IX в., были найдены три литейные формы для изготовления бронзовых орнаментированных креплений рукоятей щитов. Здесь же, в горизонтах 900-930/40 и 950-975 гг. найдены заготовки одного навершия и двух перекрестий мечей (Амбросиани, Андрощук 2006: 3-16). Формы колец для подвешивания скрамасаксов Бирки близки по форме некоторым типам кольцевых фибул с длинной иглой, что может свидетельствовать о происхождении их из одной мастерской (Arbman 1940: Taf. 6: 1, 4, 8; 44: 1, 6). На Готланде найдено два бронзовых перекрестия к мечам типа Z, орнаментированных в деградированном стиле Борре. Аналогии им не известны. Здесь же найден обломок литейной формы наконечника ножен, а также полуфабрикаты навершия меча типа N и перекрестия меча типа T. Находка последнего очень примечательна в связи с фактом полного отсутствия мечей этого типа в Швеции. Как уже указывалось ранее, ювелиры Готланда выполняли под заказ украшения, которые не использовали в своей традиционной культуре (Тунмарк-Нюлен 2001: 76). Надо полагать, что это же касается и оружия. Археологические источники, в совокупности с данными средневековых текстов, дают возможность предположить несколько путей, позволявших мечу менять своего владельца (Harke 2000: 377): 1) подарок господина дружиннику или подарок равному; 2) подарок дружинника господину; 3) семейная реликвия; 4) ритуальная депозиция в погребениях, озерах, реках или земле. Согласно тексту Беофульфа, несмотря на то, что щиты, копья, ножи и стрелы очень часто упоминаются среди оружия знати, наиболее ходовыми подарками были мечи, кольчуги и шлемы (Harke 2000: 380). В англо-саксонских источниках мечи, как и другое оружие, очень часто выступают регуляторами социальных связей между предками, между равными или между господином и слугами. Очень часто такие вещи были связаны с какой-то историей. Например, меч спасший жизнь королю Ательстану во время внезапного нападения норманнов, хранился в королевской сокровищнице, как свидетельство чуда. Меч этот внешне не был ничем примечателен, и, как отмечает источник, никогда не был украшен серебром или золотом . Меч как регулятор социальных связей, особенно четко проявляется в существовании англосаксонского института heriot (от латинского herietum). Буквально слово означает «принадлежности войны», которыми одаривал господин своих подданных в течение жизни. После их смерти это имущество опять возвращалось в собственность господина. Единственным исключением была только гибель человека в битве за короля на территории страны или вне ее. Тогда его хериот прощался, земля и другая собственность переходила к наследникам. Состав хериота определялся в зависимости от социального статуса человека. Согласно законам короля Кнута, хериот ярлов состоял из четырех оседланных и четырех неоседланных лошадей, четырех шлемов, четырех кольчуг, восьми копий, восьми щитов, четырех мечей и денежной сумы в 200 золотых mancuses. Хериот близких к королю тегнов состоял из двух оседланных, двух неоседланных лошадей, двух мечей, четырех копий и щитов, шлема с кольчугой и 50 золотых mancuses. Те, кто находились в близких отношениях к королю, имели хериот, включавший одну оседланную и одну неоседланную лошади, меч, два копья, два щита и 50 mancuses . Хериот мы также встречаем в ряде англо-саксонских завещаний. Епископ Теодред (между 941 и 951 гг.)обязывался передать своему королю его хериот, состоявший из двух мечей, четырех щитов и копий, 200 марок золота и трех поместий. Судя по такому составу, его социальное положение приравнивалось к королевскому тегну. Ealdorman (968-971 гг.) завещал королю семь мечей (из которых один — короткий, декорированный золотом), шесть копий, щитов и лошадей, 300 золотых mancuses, блюдо и чашу. Кроме этого, еще один меч и денежную сумму в 30 mancuses, он завещал старшему сыну короля . Два меча с украшенными серебром рукоятями (twa seolforhilted sweord), а также четыре лошади и 200 золотых mancuses должны были поступить во владение короля по завещанию Вульфрика 1002-1004 гг.. Особо следует остановиться на мечах, перечисленных в завещании сына короля Этельреда Эдельстана 1015 г. Один из них, с серебряной рукоятью (thæs swurdes mid tham sylfrenan hiltan), был завещан монастырю cв. Петра, в котором он должен быть похоронен. Второй меч, также с серебряной рукоятью, «который принадлежал Ульфкетелю», Эдельстан завещал своему отцу. Ульфкетель известен тем, что сражался против датчан в 1004 и 1010 гг. и пал в битве при Assandun в 1016 г. Поскольку он был женат на дочери Этельреда, можно заключить, что речь идет о вещи, наследуемой родственниками. Еще один такой же меч он завещал своему брату Эдвигу. «Меч короля Оффы» был завещан другому брату — Эдмунду Железнобокому, который сменил на престоле своего отца Этельреда. Меч этот имел специфическое навершие — pyttedan hiltan, что можно перевести как «навершие, украшенное ячейками». Оффа, как известно, был королем, правившим с 757 по 796 г. Меч, связанный с его именем, можно рассматривать как символ королевской власти, передававшийся через многие поколения. Меч с инкрустацией (thæs malswurdes) был завещан священнику Эдельстана — Эльвайну. Еще по одному мечу предназначалось для его seneschal — Эльфмэру и Сиверду. На последнем, а также на его родном брате Morkære лежал грех убийства короля Этельреда. Известно также, что после их убийства Эдмунд Железнобокий женился на вдове Сиверда, нарушив тем самым волю отца . Меч «с отпечатком руки» (thæs swurdes the seo hand is on gemearcod) был обещан Эдрику, сыну Винфлэда. Под упомянутым в завещании изображением руки следует, вероятно, понимать клеймо на клинке, известное также на монетах короля Эдварда Старшего (около 899—924 гг.), ярла Сихтрика (около 910 г.), а также Этельреда II (978—1016 гг.) . Меч, некогда полученный от слуги Эдельстана — Эдельвайна возвращался к своему прежнему хозяину. Наконец еще один меч, украшенный инкрустацией, был завещан полировщику мечей Эльфноту . Таким образом, шесть мечей в этом завещании должны были изменить свой владельческий статус. Некоторые из них возвращались к своим прежним владельцам, некоторые являлись семейными реликвиями, передающимися внутри рода, а некоторые вполне могли стать таковыми, как, например, меч, обещанный Сиверду. Родовое владение оружием, передающимся по наследству, было условием сохранения уважения и социального положения в обществе, равно как их потеря или добровольное дарение могли привести к утрате социальных позиций их владельца .Мечи, фигурирующие в англо-саксонских завещаниях, — несомненно, дорогое и украшенное оружие. К примеру, меч, завещанный королем Альфредом (873-888 гг.) Этельреду был оценен в 100 mancuses. Мечи были частью дипломатических подарков. Обмен оружием и одеждой входил в дипломатическую практику заключения мира между враждующими сторонами. В поэме, посвященной битве в Малдоне в 991 г., вместо требуемых сокровищ, викингам иронично были предложены копья, отравленное острие и «древний меч».
Автор:Ф. Андрощук (Сигтуна) Находка из озера HJERMIND в Дании (некоторые вопросы производства и обращения мечей в эпоху викингов) // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. — СПб. : Нестор-История, 2010 Подробнее: swordmaster.org/2013/10/27/nekotorye-vopros (взято из вКонтакта)
Текст новости с сайта Ульвдаллир, фотография взята из вКонтакта. На датском острове Лолланн обнаружили уникальный амулет – молот Тора. Специалисты датировали его X в. А уникален он тем, что это первый найденный археологами молот Тора с выбитыми на нём рунами. И что самое интересное: находка ставит, похоже, точку в споре, действительно ли подобные артефакты изображают легендарное оружие. читать дальшеАмулет был найден археологами музея Лолланна-Фальстера в местечке Кёбелев (Købelev) две недели назад. Непосредственно авторами находки стали Торбен Кристьянсен и Андерс Расмуссен. Они работали с помощью металлодетектора.
Амулет сделан из бронзы, при этом имеет следы серебра или лужения, а также золотого напыления. На одной стороне молота – орнамент из переплетений, на другой – короткая руническая надпись. Руны варьируются по высоте – от 3 до 7 мм, от мастера требовалось предельная точность при их нанесении. Потребовалось некоторое время, чтобы их идентифицировать и перевести: отчасти из-за коррозии, отчасти – из-за того, что сама надпись сделана с ошибкой.
Большинство специалистов (и тем более широкая общественность) полагают, что подобные амулеты изображают молот Тора – Мьёльнир, легендарное оружие древнескандинавского бога. Считается, что мужчины и женщины носили его для защиты. Подобных амулетов найдено свыше тысячи – не только в Скандинавии, но также в Прибалтике и России.
Но дело в том, что никаких реальных подтверждений этим предположениям не было – только теория. Некоторые учёные утверждали, что рукоятка амулета – слишком маленькая, чтобы изображать молот, другие говорили, что молот не может быть таким симметричным.
И вот в споре, наконец, поставлена точка. Руническая надпись, нанесённая на амулете из Кёбелева, недвусмысленно гласит: Hmar x is ("Это молот"). Правда, мастер допустил ошибку – пропустил одну руну в слове "молот". Но сути дела это не меняет.
Остаётся добавить, что на месте поисков в Кёбелеве помимо амулета были найдены ещё фрагменты серебряных игл и формы для изготовления брошей. Скорее всего, там когда-то располагалась мастерская. По заявлению специалистов вышеупомянутого музея, археологические раскопки на этом месте проводиться не будут, но работы с металлоискателя продолжатся. (с)
Добавлю, что подписывание вещи в стиле Капитана Очевидность не уникально. Известны, например, гребни с руническими надписями «гребень». Таков хотя бы гребень из оленьего рога из Саксон-Анхальта (Sachsen-Anhalt), Германия, длиной 12, 5см с надписью kama (так в источнике. Kamb - древне-верхне-немецкий, kamm - совр. немецкий, komb - английский).