Tradis
Полностью материал ожидается в «Саге», здесь выкладываю реферативно.

Уппокра (шведск. Uppåkra) сегодня — небольшая деревенька из нескольких домов, расположенная на юге Швеции в лене Сконе к юго-западу от города Лунд.
Поселение железного века в Уппокре было обнаружено в 1930-х годах, когда при строительстве дома нашли части скелетов и керамику. Приступить к систематическим раскопкам археологи смогли лишь в 1996 году. Даже первоначальное обследование дало более 3500 артефактов, местами культурный слой при раскопках составлял более двух метров, и лишь верхняя часть его датировалась эпохой викингов.
Область археологических находок в целом занимает около 40 га, поселение считается самым крупным городским центром железного века на юге Швеции. Для сравнения такой известных центр эпохи викингов как Бирка имел площадь около 7 га, Хедебю — 24га. Уппокра была ещё и дольше всего действовавшим центром, город существовал около 1000 лет с 100г. до н.э. (или даже чуть раньше) и по X н.э. Археологические раскопки выявили в центральной части поселения многочисленные остатки зданий и усадеб, а так же то, что учёные идентифицировали как длинный дом. Также были раскопаны исключительной важности остатки внушительного сооружения, проинтерпретированного как культовое, с богатыми и чрезвычайно информативными находками. Всего металлодетектором было найдено вокруг Уппокры более 20000 находок, которые датируются промежутком между 100 г. до н.э. и примерно 1000 г. н.э. Большая часть их представляет собой изделия из бронзы, также найдено множество изделий из серебра, золота и железа. Находки свидетельствуют как о высоком уровне местного ремесла, так и о развитой торговле со странами Европы.


Подвеска со змеями, бронза, серебрение, позолота, диаметр 4.5 см, V в. н.э.


Птицеобразная фибула, бронза, серебрение, 6 см. Узор на спине образует лицо, так что выдвигались версии, что перед нами так называемая шаманская «душа-птица».


Надбровие шлема, ширина 6.5см.


Кулон в виде человеческой головы. Бронза, размер около 4см, эпоха викингов.


Брошь с птичьими головами, позолоченная бронза, гранаты, 2.5 см.


Закончило своё существование поселение в период правления датского конунга Свейна Вилобородого (960е—1014 гг.). Именно по его приказу, как считается, поселение было перенесено на территорию Лунда примерно в 990 году. Фактически люди переехали примерно на пять километров. Новое расположение поселения, на холме и у брода через реку, давало некоторое военное преимущество перед Уппокрой, находившейся на высшей точке большой равнины. Можно также, исключительно по аналогии с подобными случаями, предположить, что закрытие культового центра с почти тысячелетней историей позволяло конунгу, снизить влияние местного жречества.


Фигурка Одина с одним глазом. Поздний железный век. Высота 4.7см.
(это к любимому вопросу - какой глаз у Отца Рун был зрячим) .

Аналогичные фигурки с «рогами»-стилизованными воронами найдены в Старой Ладоге и на острове Фюн в Месинге (Дания).

Храм-хов в Уппокре: общая конструкция.
Наиболее интересным открытием для нас является, вероятно, культовое сооружение, чьи раскопки проводились в 2000—2004 гг. Размеры деревянного здания 6.5x13м, оно является прямоугольным в плане. Дерево за прошедшее тысячелетие не сохранилось, потому структуру здания восстанавливали по выделяющимся структурой грунта углублениям в земле.


План культового здания в Уппокре.


Здание имело три входа: два с южной стороны, один с северной. Приподнятую крышу поддерживали в центре 2 пары массивных столбов, чьи ямы были почти 2м глубиной, а каменная обкладка, найденная в трёх из них указывает на толщину колонн не меньше, чем 0.7м в диаметре. Имелись также вкопанные опорные угловые столбы по четырём углам здания. И, наконец, по два массивных столба стояло у каждого из входов в помещение, а юго-западный вход имел ещё и выступающую секцию-пристройку. Считается, что здесь был расположен главный вход в хов, чаcто проводят аналогии с планировкой каменных церквей в Скандинавии, где южный вход был для мужчин, северный для женщин, а юго-восточный — для священника (в данном случае было бы — для жреца).
Также очень глубоко, в траншею глубиной около метра, были вкопаны стены, которые состояли из вертикальных брёвен, возможно чуть изогнутых, подобно стенам скандинавских длинных домов. Вообще, наружные стены здания были выполнены в той же технике строительства, что и так называемые ставкирки или мачтовые церкви Скандинавии. В частности, именно такая техника использована при возведении палисада церкви в соседнем Лунде около 1050 г. Глубина траншеи и отверстий для боковых столбов указывают, что стены хова были, очевидно, весьма высоки. Так несохранившаяся церковь в Хемсе (Hemse, Готланд) имела стены высотой в три метра, для хова Уппокры специалисты не считают невероятной высоту в четыре метра.


Предположительная реконструкция внутренней части хова.


Однако построено столь монументальное сооружение было не сразу, здание хова было возведено в VI в. на месте классического длинного дома, в свою очередь построенного ок. 200 г.н.э. (или в течении III в.). Вполне вероятно, что изначальный длинный дом тоже играл в какую-то культовую или церемониальную роль. Здание большого храма шесть раз перестраивалось без изменения плана и закончило своё существование в X в. вместе с городом, предположительно с исполнением обряда его закрытия: в яму от одного из центральных столбов были уложены голова или череп быка и вертикально установленное кольцо от двери храма.


Железное дверное кольцо, найденное в яме у северо-западной колонны внутри культового здания, диаметр 14 см.



Находки, связанные с храмом.
В центре хова находился очаг. Возле очага найдены спрятанные стеклянная чаша и серебрянный кубок, вероятно ритуального предназначения или просто использовавшиеся для торжественных событий. Так же на полу нашли остатки около десяти стеклянных сосудов, возможно в полу погребённых. Кубок имеет высоту 16.5 см, датирован примерно 500 г.н.э. Сделан из медного сплава и украшен горизонтальными перемежающимися полосами рельефной золотой (широкой с изображениями) и серебряной (узкой) чеканки. На золотых полосах изображены попарно переплетённые змеи, лица людей, четырёхпалые руки (без большого пальца) и лошади. Как считают специалисты, кубок мог быть изготовлен непосредственно в Уппокре.


Кубок, найденный в храме рядом с очагом. Как предполагается, использовался при обрядах.


Прорисовка полосы. Лица изображены половинкой, конские морды в фас.


Чаша из полупрозрачного и кобальтово-синего стекла происходит из области Северного Причерноморья.


Стеклянная церемониальная чаща, найденная рядом с кубком.


Сочетание чаши и кубка, столь явно хранимых или спрятанных особо, напоминает нам о воссозданных по описаниям обрядах Трота, с жертвенной чашей и рогом, чья роль, вероятно, аналогична роли ритуального кубка из храма.
Также найдены в различных слоях пола многочисленные объекты — фибулы, бусы, черепки, золотые фрагменты — разной датировки. Это предполагает непрерывную традицию приношений в храм. Ещё среди интересных находок, связанных с практикой жертвоприношений на территории храма, можно упомянуть так называемые вотивные приношения — миниатюрные, 1.9—2.6 см изображения ножниц, меча и ножа. Вотивные приношения в виде символа желаемого делались божествам как знак просьбы или в благодарность за её исполнение. Могли, впрочем, предметы быть и амулетами-оберегами.

У столбов и вдоль стен сохранилось почти двести фигурок из золотой фольги, так называемых «золотых старичков» (gullgubber), большинство из них изображает воинов, есть и фигурки женщин, и пары. Такие фигурки имеют многочисленные аналоги из других мест Скандинавии, и, как считается, не несут религиозного или торгового смысла. Найденные в Уппокре образцы более всего напоминают находки с острова Борнхольма (с местности Sorte Muld, «Чёрная Земля»), некоторые даже были изготовлены по одной ювелирной форме. Однако найден и штамп для изготовления «старичков», так что, возможно, часть фигурок изготавливалась на месте.




Фигурки из золотой фольги, предположительно украшавшие стены и колонных храма. Размеры 1-2 см.



Окружение храма.

Здание находится недалеко от центра поселения, к северу и к западу от него были расположены по крайней мере четыре кургана, вероятно, относящиеся к раннему бронзовому или раннему железному веку, о которых шла речь выше. К востоку от здания стояло несколько длинных домов, найдены также следы костровищ — различной датировки. Также были найдены закопанными почти по прямой линии несколько жерновов, целых и разбитых. Возможно, это был символический дар в жертву, но скорее всего они поддерживали вкопанные столбы.
Южнее, к юго-западу от здания, со стороны главного входа, найдена каменная вымостка. И, наконец, ещё в нескольких метрах на запад было расположено небольшое строение. Там же на рухнувшей стенке из глины был найден золотой брактеат.


Согнутый золотой брактеат из Уппокры со священным словом ALU


Прорисовка предыдущего брактеата


Здание не использовалось постоянно: в нём найдены значительные остатки мышиного помёта, иными словами в период между торжествами грызуны явно чувствовали себя в безопасности. Также церемонии, видимо, проводились рядом со зданием, и с северной стороны его обнаружены сотни намеренно погнутых наконечников копий, а также фрагменты щитов (в меньшем числе). Предположительно это были военные трофеи, принесённые в жертву Одину — Отцу Победы и хозяину не знающего промаха копья Гунгнир. Они были размещены на слое камней.

Ритуально сломанное оружие.


Также рядом с захоронениями «убитого» оружия найдены скопления костей, в том числе человеческих, вероятно, свидетельства жертвоприношений. Подобные же остатки оружия были найдены к югу от здания. Приношения оружия были характерны для доримского железного века Скандинавии (400г.до н.э - начало эры), остатки оружия находили в болотах Дании и южной Швеции. Традиция, не зафиксированная в письменных источниках эпохи викингов, видимо, уходила постепенно, и достаточно долго существовала в месте непрерывного — из века в век — исполнения обрядов.

@темы: традиции, статьи, история, археология, Уппокра