Образ Охотника и его бешеной свиты,будь то Один с валькириями и эйнхериями и ли Кернун с духами, известен, думаю, всем. Время Аскорейда (букв. скачка асов) или кавалькады Рогатого близится. Но между эпохой веры в богов, когда никто и не сомневался в вышнем характере Охоты и эпохой романтизма, когда забытие образы вновь стали обретать былое величие, такое, каким его понимали авторы, был период "низкого" фольклора (того, который романтики так старались облагородить) - былички, байки, сказки на ночь.

Без ррромантики )

@темы: фольклор, мифология, традиции

Комментарии
25.10.2010 в 11:19

ДРУГИЕ ИСТОРИИ ДИКОЙ ОХОТЫ.
Всё же гораздо чаще с охотой ассоциируются персонажи мужские или, в качестве фона, пола неопределённого (духи, нечистая сила, некрещеные младенцы). Ниже приводятся несколько типичных быличек, впрочем, довольно широко известных.

ОТРЫВОК ИЗ АНГЛО-САКСОНСКИХ ХРОНИК, 1127 ГОД:
…Не подумайте про недостойных, что мы не говорим истину; это было известно по всей земле: что, как только он (нелюбимый аббат-прим.) пришёл туда в Воскресенье, когда люди поют "Exurge quare o D- и т.п.." немедленно после несколько лиц видели и слышали множество охотников. Охотники были чёрными, и огромными, и ужасными; и их гончие были все черными, и с огромными глазами, и ужасными. И они ехали на черных лошадях и чёрных козлах. Это видели в оленьем заповеднике города Петерборо (Peterborough), и во всех лесах из этого того же города на Стэмфорд(Stamford). И монахи слышали рога, в которые они трубили ночью. Заслуживающие доверия люди, которые видели в ночи, говорили, что они подумали, что могло быть около двадцати или тридцати трубящих. Это слышали и видели со времени, когда он (аббат-прим.) пришел туда, весь Великий Пост до Пасхи. Таково было его появление; про его уход мы не можем пока сказать ничего. Боже сохрани.
ОХОТА КАК НАКАЗАНИЯ ЗА ГРЕХИ
Арндт (E.M. Arndt) пересказывает историю безымянного Дикого Охотника в следующей форме: в Саксонии жил в древние времена богатый и могущественный принц, который любился охотиться более всего и жестоко наказывал в своих владениях за любое нарушение законов о лесе. Однажды, когда мальчик ободрал иву, чтобы сделать себе свисток, он его выпотрошил и его кишками обвил дерево; крестьянина, который выстрелил по оленю, он накрепко приковал к оленю. Наконец, он свернул во время охоты себе шею, налетев на буковое дерево; и теперь в могиле нет ему отдыха, он должен охотиться каждую ночь. Он едет на белой лошади, из ноздрей которой сыплются искры, носит броню, размахивает своим хлыстом и за ним следуют бесчисленные своры гончих: его крик “Вод! Хохо!” (wod wod, hoho, hallo!) Он хранит леса и одинокие пустоши, избегая широкой дороги; если ему случается примчаться на перекрёсток, он проваливается вместе с лошадью и спутниками, и поднимается только миновав его; он охотится и преследует всевозможных обреченных, воров, грабителей, убийц и ведьм.
(Я.Гримм.”Тевтонская мифология”, там же.)

Элемент кары свыше содержат как правило все поздние и привязанные к конкретным местам и персонажам истории. В приведённой интересен момент проблем погони на перекрёстке (так же как и у фрау Годен). Обычно опасное место – пересечение дорог, оказывается одновременно и спасительным – место пограничья, где всё сложно и возможно – для всех.

СТРАШИЛКИ
Страшилки – самая многочисленная и самая однообразная часть рассказов.
Вот несколько примеров:

В Гарце (Harz) Дикая погоня гремела по Айхельбергу (Eichelberg) со своим “hoho” и шумом гончих. Однажды, когда плотник осмелился присоединить к нему собственные “hoho”, черная масса обрушилась вниз через дымоход на огонь, рассыпая искры и головни, и люди увидели: огромное бедро лошади лежало в очаге, и плотник был мертв.
(Я.Гримм.”Тевтонская мифология”, там же.)

ДИКИЙ ОХОТНИК НА ГОРЕ БУЛЛЕР (Buller Mountain)
В лесу Skrzynka, который - часть леса Wyrth в регионе Stargardt, есть высокая гора, называемая горой Буллер (Buller). Дикий Охотник часто навещает эту гору в ночь св. Варфоломея (24 Августа). Много людей слышали, как он едет через лес с ужасным шумом.
Однажды главный лесничий округа проезжал через этот лес в такую ночь и услышал шум. Думая, что это браконьеры, он отправился на звук. Хоть он считал себя опытным, он не сумел догнать охотников и произнес богохульное проклятие. Внезапно раздался ужасный шум над его головой. Он услышал слова: "Вот кое-что тебе от нашей охоты!" и человеческая нога была брошена в его повозку.
(сайт профессора Питсбургского Университета Д.Л. Эшлиман (D. L. Ashliman) www.pitt.edu/~dash/huntsman.html) собрано W. A. J. von Tettau and J. D. H. Temme,1837)

ДИКИЙ ОХОТНИК И ШАХТНЫЙ МОНАХ (Mine-Monk)
( Шахтный монах – один из подземных духов, о котором рассказывают горняки разных районов Европы, но более всего в германоязычных регионах. Его узнают по старомодной шахтёрской робе, которая включает капюшон, похожий на монашеский.)

Много рассказов есть о дороге между Клаушталем (Clausthal) и Госларом (Goslar), есть среди них и такой. Много лет тому назад, когда дороги тут были очень плохи, женщина ходила в Гослар каждую неделю, продавать глиняную посуду. Она уходила утром и возвращалась поздно.
Однажды она задержалась в Госларе дольше обычного, хотя стемнело. Но она знала каждый шаг пути, так что она подняла свою корзину, заполненную глиняной посудой, на спину, и продолжила путь в Клаушталь. Дорога шла в гору. Устав, она решила присесть и отдохнуть и заметила большой огонь. Думая, что это костры углежогов или лесорубов, она отправилась туда, чтобы попросить напиться. Но подойдя поближе, она перепугалась, увидев гигантского охотника и его приятелей, сидевших вокруг ужасного костра. Они жарили огромного оленя на мечущемся огне. Но хуже всего были страшные большие собаки, что вдруг погнались за нею, так, что она почувствовала их горячее дыхание, и как они вцепляются в ее одежду. Мужчины же сидели, не обращая никакого внимания на испуганную женщину. Ужаснее всего было, что всё происходило в полном безмолвии.
Она в страхе побежала так быстро, как она могла, пока не упала и не осталась лежать без сознания со своей корзиной. Когда она наконец очнулась, она увидела человека, стоящего над ней. Он носил зеленую шляпу шахтера и черную куртку и нес большой фонарь в руке. Он помог ей и спросил, что с ней. Она со слезами сообщила, что случилось и, что из-за ее падения вся посуда, вероятно, разбилась. Она была очень бедна, и все, что у неё было, вкладывала в эту торговлю. Теперь же все было побито, и она не знала что делать. Мужчина помог ей, заглянул в корзину, сказав что всё уцелело и показал направление Гослар.
Женщина, огорченная и чувствующая себя избитой, продолжила путь в Клаушталь. Она пришла на свою маленькую кухню после рассвета, поставила корзину стол и опустилась без сил на скамью. Но она всё же заглянула в корзину, чтобы увидеть, что уцелело. И с испугом увидела в корзине вместо черепков блестящие монеты.
Она рассказала всё своей хозяйке, мудрой старой женщине. Та объяснила, что у костра был Дикий охотник со спутниками, а помог ей шахтный монах и посоветовала радоваться, что осталась в живых.
Женщина купила небольшой дом и несколько коров. И больше никогда не носила посуды из Гослара.
(Источник: сайт профессора Д.Л.Эшлиман, там же, собрано August Ey,1862)

Дикий охотник мчится на черной безголовой лошади, с охотничьим хлыстом в одной руке и охотничьим рогом в другой; лицо его упрятано в воротнике, и сквозь ветер он кричит “hoho, hoho”; перед ним и за ним движутся много женщин, охотников и собак. Иногда, как говорят, они проявляют себя с другой стороны, и помогают потерявшемуся страннику едой и питьём
(Я.Гримм.”Тевтонская мифология”, там же.)

СОСТЯЗАНИЕ С ОХОТНИКОМ.
Часто в тёмные ночи воздушные псы лают на открытых вересковых пустошах, в чащах, на перекрёстках. Сельские жители хорошо знают их лидера Вода (Wod), и жалеют странников, которые не успели вовремя достичь дома; Вод часто опасен, изредка милостив. Только тому, кто останется на середине дороги, беспощадная охота не причинит вреда, потому что он окликает путешественников: “На середину дороги!”
Раз крестьянин возвращался под хмельком домой ночью из города и дорога шла через лес; он услышал дикую охоту, шум собак, и возглас охотника в вышине. ”На середину дороги!” крикнул голос, но крестьянин не придал этому значения. Внезапно из облаков спустился вниз прямо перед ним высокий человек на белой лошади.”Ты силён?” спросил он - “вот, держи эту цепь, мы увидим, кто потянет крепче.” Крестьянин отважно сжал небесную цепь и Дикий Охотник взмыл в воздух. Человек заплёл конец вокруг дуба, что был рядом, и все усилия охотника оказались тщетными. “Не завязал ли ты свой конец вокруг дуба?” - спросил Вод, спускаясь.”Нет”- ответил крестьянин -”смотри, вот я держу его в руках”.”Тогда ты будешь моим в облаках” – крикнул охотник и потянул его снова вверх. Крестьянин вновь поспешно завязал цепь вокруг дуба и Вод не справился с ней. “Ты, должно быть, замотал её вокруг дерева” – сказал Вод, спускаясь ниже. “Нет” – ответил крестьянин, который успел проворно высвободить её –“ вот она у меня в руках.”Тогда ты тяжелее свинца, ты должен был подняться в облака со мной”. Он метнулся вниз , быстрый как молния, но крестьянин успел быстрее. Собаки лаяли, повозка громыхала, и лошади ржали над головой; дерево содрогалось до корней, и ,казалось, будет вывернуто. Сердце мужчины ушло в пятки, но дуб выдержал. “Хорошо тянул!” – сказал охотник, “Много людей я сделал своими, ты первый, кто выстоял против меня, ты получишь награду.” Охотник помчался с криком “Хэлло, хэлло, вол, вол!”. Крестьянин уже заспешил прочь, когда с невиданной высоты олень упал у его ног, и это сделал Вод, что промчался на своей белой лошади и разрезал добычу. “Твои кровь и задняя часть туши в награду”. “Мой господин”- промолвил крестьянин, - ”ваш слуга не имеет ни горшка, ни ведра”. “Наполни свой ботинок” – крикнул Вод. Человек так и сделал. “Теперь иди с кровью и мясом к жене и детям”. Сперва ноша была легка, но становилась всё тяжелее и тяжелее, и вскоре крестьянин уже с трудом нёс её. Со спиной, согнутой вдвое, залитый потом, он достиг своего дома и увидел, что ботинок оказался полон золота, и туша стала кожаным мешком, полным серебра.
Здесь не людской мастер охоты являет себя, но истинный бог на своей белой лошади: множество людей забрал он в свои покрытые тучами небеса ранее. Наполнение ботинка золотом звучит по-древнему.
(Я.Грим “Тевтонская мифология”, там же)
25.10.2010 в 11:19

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О ГЕНЕЗИСЕ
Как уже было сказано, славянская народная память не знает мифа, подобного Охоте Одина, он принадлежит исключительно кельтско-германскому миру. Но и германцы и кельты знают его не все. Не встречается он на землях активного смешанного римского и варварского миров (Италия, Испания ). Во Франции она присутствует как охота короля Артура (Бретань, думается под влиянием континентального рыцарского эпоса – уже после 11-12вв.) или тем более поздняя охота “семьи Арлекина” во главе с последним (www.druidism.ru/wild_hunt.htm). Ещё известна она в Бельгии (и кажется, соседних с ней Нидерландах), т.е. вырисовывается полоса Британия-Франция-Бенилюкс -Германия-Скандинавия.

Самое интересное, что в века записи саг (12-14вв.) этот миф не отмечен и в Скандинавии, а в Исландии он, кажется, не упоминается и посейчас. Хотя чудесного, в том числе примеров действий сверхъестественных существ и (не)мёртвых в сагах хватает. Есть в Эдде и сагах лишь несколько историй, которые могли бы послужить основой для представлений об Охоте: приезд Хельги к Сигрун в сопровождении мертвых войнов Валгаллы (“Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга”), мчащиеся валькирии из “Саги о Ньяле”(“Песня Валькирий”, хотя смысловая нагрузка самой песни – создание девами Одина “ткани битвы”), “женщины в чёрных одеждах, скакавшие с севера”, настигшие и погубившие в осеннюю ночь Тидранди (“Прядь о Тидранди и Торхалле”). Но лишь в последнем случае это – собственно Охота (или – жертвоприношение, хранительницы рода забрали одного из членов семьи, зная, что род сменит веру). Хотя, как уже говорилось, сам образ скачущих валькирий или эйнхериев, а так же кони сверхестественных существ, которые рАвно мчались по воде, земле и воздуху на аналогии напрашиваются.

Вспомнив, что первые упоминания об Охоте относятся к Англии, можно предположить, что изначально история вечной ночной Охоты зародилась именно на грани смешения германской (англо-саксонской, норманнской) и кельтской островной культур либо даже - у одних только кельтов (чьи предания здесь не приведены). И уже оттуда образ охоты сверхъестественных существ (изначально – сидов или Кернунна) попал на континент – и наложился на воспоминания, ныне запретные, о скачке Одина/Водана, дис, валькирий и эйнхериев в ночи.

P.S. А может быть и нет.)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии