В "Анналах королевства франков" под 772г. записано:
читать дальше
Король же Карл, собрав у Вормса общее собрание, решил пойти войной в Саксонию. И, без промедления вторгшись в неё, [и] всё [там] разорив огнём и мечом, он взял крепость Эресбург, [и] ниспроверг идола, который назывался саксами Ирминсуль. Когда во время его разрушения [король] в течение трёх дней оставался в том самом месте, случилось так, что из-за продолжительной безоблачности на небе в том месте пересохли все ручьи и источники, [поэтому] он не смог найти воду для питья. Но, чтобы истощённое жаждой войско больше не испытывало затруднений, как считается, чудесным образом свершилось [так], что в какой-то день, когда в полуденное время все как обычно отдыхали, возле горы, которая находилась по соседству с лагерем, [а именно] в её полости, наружу вырвался клокочущий поток воды такой силы, что хватило всему войску. После этого король, разрушив идола, подошёл к реке Везеру и там взял у саксов двенадцать заложников. Вернувшись оттуда во Франкию, он отпраздновал и Рождество Господне, и священное таинство пасхального праздника в поместье Геристаль
(c)
Про Эресбург в примечании к Анналам сказано, что "в конце XIX в. было известно селение с таким названием, расположенное на р. Димель (Гессен и Северный Рейн-Вестфалия)"
Единственное описание Ирминсуля составлено почти через сто лет после его низвержения. В 863 году монах Рудольф Фульдский в «De miraculis sancti Alexandri» («О чудесах святого Александра») говорит о нём так:
Бревно и немалого размера, поднятое вертикально, прославляемое под открытым небом, на языке предков называется Ирминсуль, что по-латыни означает «всемирная колонна, как бы поддерживающая все.
(c - перевод взят из ereynion.livejournal.com/6138.html
И очень рекомендуется пройти по ссылке, где автор вполне убедительно обосновывает, что знаменитый барельеф из Экстерштайна никак с Ирминсулем не связан, поскольку посвящён совсем иному сюжету. Так что есть немалая вероятность, что прообразом любимой сегодня многими эмблемы послужила вполне христианская пальма. Хотя, конечно, не всё же христианам у язычников заимствовать).
.
Разумеется, аналогия с Мировым Древом (и его малыми подобиями - Шестами Мая, или даже столбами почётных сидений у скандинавов, на которых, согласно сагам, были изображения божеств) очевидна. На древнесеверном Irmin звучало бы как Jörmunr, что позволило Якобу Гримму связывать его с такими названиями как Jörmungrund ("Великая равнина/луг", т.е. Ёрд) или Jörmungandr ("Великий посох", Мировой Змей).
Названию Ирминсуль (Irminsuli, Irminsûl) находят также параллель в имени гермионов (Hermioni или Irminone) , которые, согласно "Германии" Тацита, были одной из трёх ветвей германских племен. Причём имя это, как сказано там же, образовано от имени мифического предка, одного из трёх сыновей первочеловека Мана, порождённого, в свою очередь, божеством Туисто ("Двойной/Двойственный", что напоминает про Имира, имя которого возводят к Yima-"Близнец", и который порождает детей без пары). Обычно имя эпонимического предка гермионов, вероятно - бога или полубога, реконструируют как Irmin. Гудмунд Шют (Gudmund Schütte) в работе The cult of Nerthus предпочёл имя Er:
Символом племён саксов был предок Сакснот (Saxnôt). От него ведут происхождение восточно-саксонские короли Англии, в то время как короли ютов и англов происходят от Водена. Другим племенным божеством саксов был Эр (Er), которого почитали баварцы. Его символом, скорее всего, был Ирминсуль (Irmin-sûl), "Великий Столп", которому саксы поклонялись. Следовательно, они должны были бы принадлежать к гермионам, группе, соседствующей с ингевонами.
(с)
Ещё, говоря об Ирминсуле, вспоминают про описываемые в "Германии" "Геркулесовы Столбы". Столбы эти могли быть объектом поклонения фризов (соседей саксами), чего Тацит просто не знал или не упомянул:
Фризов, сообразно их силе, называют Большими и Малыми. Поселения обоих этих народностей тянутся вдоль Рейна до самого Океана; обитают они, сверх того, и вокруг огромных озер, по которым плавали и римские флотилии. Именно отсюда отважились мы проследовать в Океан: ведь молва сообщала, что и в нем все еще существуют Геркулесовы столбы, прозванные так или потому, что Геркулес и в самом деле посетил эти края, или из-за усвоенного нами обыкновения связывать с его прославленным именем все наиболее замечательное, где бы оно ни встретилось.
(с)
Попытки отождествить божество саксов с Воданом-Одином или Тиу-Тюром, делались неоднократно, также Турвилль-Петер указывал на возможность связи "Великого Столба" с культом Донара-Тора, в частности потому, что с Геркулесом римляне отождествляли именно Донара. Однако все версии остаются на уровне предположений.
читать дальше
Король же Карл, собрав у Вормса общее собрание, решил пойти войной в Саксонию. И, без промедления вторгшись в неё, [и] всё [там] разорив огнём и мечом, он взял крепость Эресбург, [и] ниспроверг идола, который назывался саксами Ирминсуль. Когда во время его разрушения [король] в течение трёх дней оставался в том самом месте, случилось так, что из-за продолжительной безоблачности на небе в том месте пересохли все ручьи и источники, [поэтому] он не смог найти воду для питья. Но, чтобы истощённое жаждой войско больше не испытывало затруднений, как считается, чудесным образом свершилось [так], что в какой-то день, когда в полуденное время все как обычно отдыхали, возле горы, которая находилась по соседству с лагерем, [а именно] в её полости, наружу вырвался клокочущий поток воды такой силы, что хватило всему войску. После этого король, разрушив идола, подошёл к реке Везеру и там взял у саксов двенадцать заложников. Вернувшись оттуда во Франкию, он отпраздновал и Рождество Господне, и священное таинство пасхального праздника в поместье Геристаль
(c)
Про Эресбург в примечании к Анналам сказано, что "в конце XIX в. было известно селение с таким названием, расположенное на р. Димель (Гессен и Северный Рейн-Вестфалия)"
Единственное описание Ирминсуля составлено почти через сто лет после его низвержения. В 863 году монах Рудольф Фульдский в «De miraculis sancti Alexandri» («О чудесах святого Александра») говорит о нём так:
Бревно и немалого размера, поднятое вертикально, прославляемое под открытым небом, на языке предков называется Ирминсуль, что по-латыни означает «всемирная колонна, как бы поддерживающая все.
(c - перевод взят из ereynion.livejournal.com/6138.html
И очень рекомендуется пройти по ссылке, где автор вполне убедительно обосновывает, что знаменитый барельеф из Экстерштайна никак с Ирминсулем не связан, поскольку посвящён совсем иному сюжету. Так что есть немалая вероятность, что прообразом любимой сегодня многими эмблемы послужила вполне христианская пальма. Хотя, конечно, не всё же христианам у язычников заимствовать).
.
Разумеется, аналогия с Мировым Древом (и его малыми подобиями - Шестами Мая, или даже столбами почётных сидений у скандинавов, на которых, согласно сагам, были изображения божеств) очевидна. На древнесеверном Irmin звучало бы как Jörmunr, что позволило Якобу Гримму связывать его с такими названиями как Jörmungrund ("Великая равнина/луг", т.е. Ёрд) или Jörmungandr ("Великий посох", Мировой Змей).
Названию Ирминсуль (Irminsuli, Irminsûl) находят также параллель в имени гермионов (Hermioni или Irminone) , которые, согласно "Германии" Тацита, были одной из трёх ветвей германских племен. Причём имя это, как сказано там же, образовано от имени мифического предка, одного из трёх сыновей первочеловека Мана, порождённого, в свою очередь, божеством Туисто ("Двойной/Двойственный", что напоминает про Имира, имя которого возводят к Yima-"Близнец", и который порождает детей без пары). Обычно имя эпонимического предка гермионов, вероятно - бога или полубога, реконструируют как Irmin. Гудмунд Шют (Gudmund Schütte) в работе The cult of Nerthus предпочёл имя Er:
Символом племён саксов был предок Сакснот (Saxnôt). От него ведут происхождение восточно-саксонские короли Англии, в то время как короли ютов и англов происходят от Водена. Другим племенным божеством саксов был Эр (Er), которого почитали баварцы. Его символом, скорее всего, был Ирминсуль (Irmin-sûl), "Великий Столп", которому саксы поклонялись. Следовательно, они должны были бы принадлежать к гермионам, группе, соседствующей с ингевонами.
(с)
Ещё, говоря об Ирминсуле, вспоминают про описываемые в "Германии" "Геркулесовы Столбы". Столбы эти могли быть объектом поклонения фризов (соседей саксами), чего Тацит просто не знал или не упомянул:
Фризов, сообразно их силе, называют Большими и Малыми. Поселения обоих этих народностей тянутся вдоль Рейна до самого Океана; обитают они, сверх того, и вокруг огромных озер, по которым плавали и римские флотилии. Именно отсюда отважились мы проследовать в Океан: ведь молва сообщала, что и в нем все еще существуют Геркулесовы столбы, прозванные так или потому, что Геркулес и в самом деле посетил эти края, или из-за усвоенного нами обыкновения связывать с его прославленным именем все наиболее замечательное, где бы оно ни встретилось.
(с)
Попытки отождествить божество саксов с Воданом-Одином или Тиу-Тюром, делались неоднократно, также Турвилль-Петер указывал на возможность связи "Великого Столба" с культом Донара-Тора, в частности потому, что с Геркулесом римляне отождествляли именно Донара. Однако все версии остаются на уровне предположений.