Ученые Берлинского технического университета, изучавшие в течение нескольких лет составленные в середине II в. александрийским ученым Птолемеем географические карты, идентифицировали на одной из них многие современные немецкие города и поселения, которые в прошлом имели античные названия, отличающиеся от нынешних.
читать дальшеСначала ученым удалось обнаружить в архивах дворца Топкапы в Стамбуле одну из ранних копий «атласа мира» древнегреческого астронома и географа Клавдия Птолемея (ок. 87—165). На основании одной такой Птолемеевой карты, посвященной Великой Германии (Germania Magna), ученые составили карту Германии I века, предварительно установив древние названия современных городов, чей возраст составляет почти две тысячи лет. На античной карте Северное и Балтийское моря имеют название «Германский океан», город Тrev является предшественником Гамбурга, Aregelia — Лейпцига, Navalia — Эссена.

Карта Германии I века, составленная берлинскими учеными на основе «атласа мира» Птолемея, должна была быть издана в 2011 г.
В числе идентифицированных мест — и небольшой (меньше 15 тыс. жителей) город Фрицлар (Fritzlar). Из позднейших источников это место (тогда ещё скорее поселение) известно как центр почитания Громовержца, просуществовавший до первой четверти VIII в. Название Fritzlar происходит от германского Friedeslare («Место мира»). Тут, возможно, надо вспомнить о священном мире и запрете на оружие в святилищах, что известны для некоторых германских племён, а позже зафиксированы и в Скандинавии.
Жило в этих местах на рубеже нашей эры германское племя хаттов, а позднее — родственные им гессы. Римский историк Тацит в I в. н.э. сообщает в своём труде «О происхождении германцев и местоположении Германии», 30-31:
30….вместе с Герцинским лесом начинаются поселения хаттов, обитающих не на столь плоских и топких местах, как другие племена равнинной Германии; ведь у них тянутся постепенно редеющие цепи холмов, и Герцинский лес сопутствует своим хаттам и расстается с ними только на рубеже их владений. Этот народ отличается особо крепким телосложением, сухощавостью, устрашающим обликом, необыкновенной непреклонностью духа. По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны: своих военачальников они избирают, повинуются тем, кого над собою поставили, применяют различные боевые порядки, сообразуются с обстоятельствами, умеют своевременно воздерживаться от нападения, с пользой употребляют дневные часы, окружают себя на ночь валом, не уповают на военное счастье, находя его переменчивым, и рассчитывают только на доблесть и, наконец, что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско. Вся их сила в пехоте, которая, помимо оружия, переносит на себе также необходимые для. производства работ орудия и продовольствие. И если остальные германцы сшибаются в схватках, то о хаттах нужно сказать, что они воюют. Они редко затевают
набеги и стремятся уклониться от внезапных сражений.
( )
31. И что у остальных народов Германии встречается редко и всегда исходит из личного побуждения, то превратилось у хаттов в общераспространенный обычай: едва возмужав, они начинают отращивать волосы и отпускать бороду и дают обет не снимать этого обязывающего их к доблести покрова на голове и лице ранее, чем убьют врага. И лишь над его трупом и снятой с него добычей они открывают лицо, считая, что наконец уплатили сполна за свое рождение и стали достойны отечества и родителей; а трусливые и невоинственные так до конца дней и остаются при своем безобразии. Храбрейшие из них, сверх того, носят на себе похожую на оковы железную цепь (что считается у этого народа постыдным), пока их не освободит от нее убийство врага. Впрочем, многим хаттам настолько нравится этот убор, что они доживают в нем до седин, приметные для врагов и почитаемые своими. Они-то и начинают все битвы. Таков у них всегда первый ряд, внушающий страх как все новое и необычное; впрочем, и в мирное время они не стараются придать себе менее дикую внешность. У них нет ни поля, ни дома, и ни о чем они не несут забот. К кому бы они ни пришли, у того и кормятся, расточая чужое, не жалея своего, пока из-за немощной старости столь непреклонная доблесть не станет для них непосильной.
(с)
В начале VI века н. э. область, где селились хатты, была захвачена франками, чьим предводителем был Хлодвиг. Земля хаттов стала частью королевства франков и сдерживала нападения саксов, которые были соседями хаттов с севера и регулярно атаковали хаттские и франкские земли. В составе королевства франков хаттам удалось в значительной мере сохранить автономию. В 1122 году территория Гессена вошла в состав Тюрингии.
Потомки хаттов долго оставались верны своим богам. Как писал Виллибальд (Willibald , ок. 700 — 786 гг.), автор жития Бонифация (ок. 675—754 гг.) Vita Bonifatii, написанного в 763 – 765 гг., и современник этого миссионера, некоторые жители Гессена тайно жертвовали деревьям и источникам, некоторые делали это совершенно открыто, также тайно или явно люди обращались к прорицателям и гаданиям, магии и толкованиям жребиев…Т.е. со времён Тацита для потомков хаттов изменилось немногое («Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в
приметы и гадания с помощью жребия, как они германцы].»).
Однако к моменту миссии честолюбивого монаха Бонифация (до рукоположения носившего имя Винфрит (Winfrid, Wynfrith, или Wynfryth), и происходившего из крестьян-землевладельцев Девоншира) в 723 году во Фрицларе уже была достаточно сильная христианская община, чтобы, во-первых, дать пришлому единоверцу совет срубить священный дуб Донара, а, во-вторых, чтобы сопровождать его к месту святотатства и помешать сопротивлению язычников и жречества. По свидетельству Виллибальда при попытке срубить древнее дерево вокруг собралась большая толпа язычников, которые, «злобно проклинали в своих сердцах врага своих богов» (Vita Bon., 8). Проклятия не перешли в сопротивление, видимо, потому, что охрана Бонифация была неплохо вооружена (а, возможно, представляла собой и местную администрацию с дружиной – уже христианскую). В тоже время язычники, если гипотеза о священном мире верна, оружия в этот момент не имели. Легенда, правда, говорит о вооруженных язычниках, но тогда ситуация выглядит довольно странно. Впрочем, эта же легенда сообщает и о дубе, рухнувшем с одного удара, и о стволе, который сам при этом раскололся на 4 равные части и сложился крестом… Воистину, «вопрос веры». Возможен также вариант, что сопротивление было просто подавлено силой, что это не попало в отретушированную церковную историю…

Лист агиографии Бонифация.

Поздняя художественная версия.
Согласно преданию, миссионер построил из срубленного дерева часовню, освятив ее в честь апостола Петра.
По своему значению гибель священного дуба Донара сравнима с уничтожением Ирминсуля для саксов. Как пишет тот же Виллибальд , многие были поражены тем, как легко пала их святыня, и потому сменили веру (Vita Bon., 5). Вооружённые отряды вообще весьма способствует переубеждению людей.
Для Бонифация поездка стала реваншем за провал его первой миссии в 716 году к королю Фризии Радбоду (ум. в 719 г., в описываемый период воевал с франками) . Дальнейшая карьера крестителя сложилась очень не плохо, он проповедовал, основывал монастыри, и в 732 г. папа Григорий III назначил его архиепископом восточной Франкской Империи. Одной из задач англосакса была ликвидация независимости фракской церкви от Рима и снижение влияния на неё местной знати, что и было им выполнено после смерти майордома Карла Мартелла в 741г. Прозвище Мартелл означает «Молот», Карл был родоначальником династии и дедом Карла Великого, остановил арабское завоевание Европы — и почти всё правление воевал с соседними германскими племенами.
В 754 г. Бонифаций приступил к крещению населения на востоке Фризии, в местах своей былой неудачи. Ему было свыше 80 лет, и легенды намекают, что он таким образом хотел принять смерть мученика. Место для этого было выбрано правильное: в 733 г. Карл Мартелл совершил поход на восток Фризии, где разгромил восстание фризов и разрушил их языческие святилища. Фризы вошли в состав королевства франков, но франков здесь, мягко говоря, не любили, как и христиан. После смерти в 739 году фризского крестителя Виллиброрда (опиравшегося на поддержку Карла) большинство обращенных отпало от новой веры. Благо через два года умер и Карл Мартелл, а его наследникам стало не до окраин. Согласно Виллибальду, Бонифаций со своими сподвижниками по реке Бордна приплыл для крещения язычников в место, которое на здешнем диалекте называлось Ostar. Как пишет Дряхлов В. Н. в своей работе «Языческое противодействие христианизации в Западной Европе» (журнал "Вопросы истории" 2007— № 1.):
Можно полагать, что эта местность неким образом была связана с почитанием Остары (Эостры) — богини весны, связанной по своим функциям с произрастанием растений и с обеспечением плодородия. Установив на берегу палаточный лагерь, Бонифаций приступил к крещению фризов. По-видимому, его активные действия в священном для язычников месте (как и в аналогичном случае с Виллибрордом) послужили поводом для их негодования. 5 июня 754 г. вооруженные фризы напали на лагерь миссионеров, где вместе с Бонифацием погибло более пятидесяти его спутников.
Кто же напал на лагерь Бонифация? По версии Виллибальда, в тот день Бонифаций ждал для причащения вновь обращенных в христианство фризов, а также и тех, кто был окрещен недавно и на какое-то время разошлись по своим домам. Были ли убийцами Бонифация окрещенные им фризы или же это оказались язычники, собравшиеся вместе и пришедшие в лагерь миссионеров ради мести за осквернение священного места Остары? Последнее предположение более обосновано: фризы явились в лагерь Бонифация в то трагическое утро, «потрясая оружием, с копьями и щитами» (Vita Bon., 11).
Факт наличия оружия позволяет утверждать, что данное деяние вряд ли было стихийно, скорее, оно было кем-то организовано — то ли местными жрецами, то ли кем-то из знатных фризов. Во всяком случае, признаётся, что на лагерь Бонифация напали именно фанатики-язычники.
(c)
Собственно, другая версия (нападение с целью грабежа) не давала бы возможности объявить архиепископа мучеником, так что была отвергнута изначально.
Интересно, что изображают Бонифация обычно с пронзённым мечом Евангелием, но при этом у его ног иногда лежит топор (и срубленное дерево). Учитывая, что Молот, символ Донара, вполне возможно, происходит именно от двулезвийного топора, получаем как христианский символизм, так и неявную попытку заместить «побеждённого» бога его «победителем» в глазах обращённых. Сейчас, кстати, в Фрицларе находятся два монументальных памятника Бонифацию: один из металла, другой из дерева. На обоих святой изображен с большим топором, а ноги его стоят на широком пне.

Памятник во Фрицларе
Впрочем, символичен и выбор часовни апостола Петра для замещения Донара. Имя «Пётр» означает «камень» (Тор — сын Земли), он рыбак (вспомним знаменитую рыбалку Тора), он самый вспыльчивый из апостолов (единственный, имевший дело с оружием…малоудачно) — как и Рыжебородый. И, наконец, ещё одно замещение древней традиции, недавнее и скорее светского характера, для туристов: рядом с древним романским собором во Фрицларе некоторое время назад был высажен дуб, однако не дуб Донара, но «дуб мира» (Friedens-Eiche).

«Дуб мира» во Фрицларе
Дуб Донара в Фицларе – далеко не единственный священный дуб в Германии. Дальнейший перечень взят с сайта Гезы фон Неменьи (Géza v. Nahodyl Neményi (Árpád von Nahodyl Neményi), автор известной книги «Священные руны.Магические символы севера»).
Перевод может содержать неточности, немецкого я не знаю.
В Варбурге (Warburg, Вестфалии), есть подобный дуб и есть также Гора Донара (Donnersberg или Thunaresberg). В Мюлленбахе (Müllenbach, регион Кёльна) был древний, полуразрушенный молнией ствол дуба с названием Donner-Eikelchen (Неменьи здесь ссылается на некую книгу автора W. Wägners 1907 года). В лесу возле Дале (Dahle, Вестфалия) когда-то стоял большой дуб, с которым была связана традиция: вокруг него следовало трижды станцевать новобрачным и вырезать на нём крест. В княжестве Миндена (Minden, сейчас город в округе Детмольд) мальчики и девочки шли в первый день Пасхи с громкими возгласами к старому дубом и танцевали вокруг него. В голштинском Фостхаус Дудау (Forsthaus Dodau) есть «дуб жениха» (Bräutigams-Eich): когда девушка три раза обежит вокруг него, она найдёт себе мужа. На лугу Hellern в Оснабрюке тоже ранее стоял священный дуб. Недалеко от деревни Вормельн (Wormeln, рядом с городом Падерборн) в лесу находится священный дуб, у которого ежегодно собираются на праздник граждане Вормельна и Каленберга (Calenberg). В Мюльхаузене (Mühlhausen, Тюрингия) когда-то был большой дуб, из чьей древесины был сделан ларь для церкви, что находится в деревне Eichenried (можно перевести как «Дубрава»). К югу от Магдебурга, на поле Kreuzhorst (что-то вроде «Роща Креста») когда-то стоял дуб Донара, чьи останки были видны еще в прошлом веке. В аббатстве Ленин одноимённого муниципалитета (Lehnin, Потсдам-Миттельмарк в Бранденбурге) спиленный ствол священного дуба замурован в лестнице церкви, так что его можно увидеть. Также в святилище пруссов в Ромуве в Восточной Пруссии росли священные дубы (хоть это и несколько другой разговор).
Однако развитие идёт по спирали, и пройден пусть и не полный круг, но начат заход на последнюю четверть: священный дуб в окрестностях Гейслара был возрождён немецкими язычниками в прошлом веке. Место было выбрано из довольно сложных локальным отождествлений с древним местом поклонения (не изначальным, но вторичным и тайным, уже после христианизации)…и на заднем плане оказались развалины церкви Иоанна Крестителя…символично, наверное.

Дуб Донара в Гейсларе. На заднем плане остатки церкви.
P.S. А для любителей альтернативной истории (и побед в мемуарах) есть перевод с немецкого не опубликованных на русском языке глав из книги "Пробуждаются забытые времена. III" в журнале Сергея Круглова, где Бонифаций язычество не поборол, но лишь сфальсифицировал отчёт в Рим. Я к таким попыткам реванша отношусь критически: слишком хорошо известно, что случилось с Традицией в итоге. Выигрывать надо здесь и сейчас. Автор ещё и монотеист к тому же (что-то вроде:Единый бог сотворил богов,альвов, двергов и людей...пришли христиане и испортили Природную Гармонию Естественных Людей).
читать дальшеСначала ученым удалось обнаружить в архивах дворца Топкапы в Стамбуле одну из ранних копий «атласа мира» древнегреческого астронома и географа Клавдия Птолемея (ок. 87—165). На основании одной такой Птолемеевой карты, посвященной Великой Германии (Germania Magna), ученые составили карту Германии I века, предварительно установив древние названия современных городов, чей возраст составляет почти две тысячи лет. На античной карте Северное и Балтийское моря имеют название «Германский океан», город Тrev является предшественником Гамбурга, Aregelia — Лейпцига, Navalia — Эссена.

Карта Германии I века, составленная берлинскими учеными на основе «атласа мира» Птолемея, должна была быть издана в 2011 г.
В числе идентифицированных мест — и небольшой (меньше 15 тыс. жителей) город Фрицлар (Fritzlar). Из позднейших источников это место (тогда ещё скорее поселение) известно как центр почитания Громовержца, просуществовавший до первой четверти VIII в. Название Fritzlar происходит от германского Friedeslare («Место мира»). Тут, возможно, надо вспомнить о священном мире и запрете на оружие в святилищах, что известны для некоторых германских племён, а позже зафиксированы и в Скандинавии.
Жило в этих местах на рубеже нашей эры германское племя хаттов, а позднее — родственные им гессы. Римский историк Тацит в I в. н.э. сообщает в своём труде «О происхождении германцев и местоположении Германии», 30-31:
30….вместе с Герцинским лесом начинаются поселения хаттов, обитающих не на столь плоских и топких местах, как другие племена равнинной Германии; ведь у них тянутся постепенно редеющие цепи холмов, и Герцинский лес сопутствует своим хаттам и расстается с ними только на рубеже их владений. Этот народ отличается особо крепким телосложением, сухощавостью, устрашающим обликом, необыкновенной непреклонностью духа. По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны: своих военачальников они избирают, повинуются тем, кого над собою поставили, применяют различные боевые порядки, сообразуются с обстоятельствами, умеют своевременно воздерживаться от нападения, с пользой употребляют дневные часы, окружают себя на ночь валом, не уповают на военное счастье, находя его переменчивым, и рассчитывают только на доблесть и, наконец, что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско. Вся их сила в пехоте, которая, помимо оружия, переносит на себе также необходимые для. производства работ орудия и продовольствие. И если остальные германцы сшибаются в схватках, то о хаттах нужно сказать, что они воюют. Они редко затевают
набеги и стремятся уклониться от внезапных сражений.
( )
31. И что у остальных народов Германии встречается редко и всегда исходит из личного побуждения, то превратилось у хаттов в общераспространенный обычай: едва возмужав, они начинают отращивать волосы и отпускать бороду и дают обет не снимать этого обязывающего их к доблести покрова на голове и лице ранее, чем убьют врага. И лишь над его трупом и снятой с него добычей они открывают лицо, считая, что наконец уплатили сполна за свое рождение и стали достойны отечества и родителей; а трусливые и невоинственные так до конца дней и остаются при своем безобразии. Храбрейшие из них, сверх того, носят на себе похожую на оковы железную цепь (что считается у этого народа постыдным), пока их не освободит от нее убийство врага. Впрочем, многим хаттам настолько нравится этот убор, что они доживают в нем до седин, приметные для врагов и почитаемые своими. Они-то и начинают все битвы. Таков у них всегда первый ряд, внушающий страх как все новое и необычное; впрочем, и в мирное время они не стараются придать себе менее дикую внешность. У них нет ни поля, ни дома, и ни о чем они не несут забот. К кому бы они ни пришли, у того и кормятся, расточая чужое, не жалея своего, пока из-за немощной старости столь непреклонная доблесть не станет для них непосильной.
(с)
В начале VI века н. э. область, где селились хатты, была захвачена франками, чьим предводителем был Хлодвиг. Земля хаттов стала частью королевства франков и сдерживала нападения саксов, которые были соседями хаттов с севера и регулярно атаковали хаттские и франкские земли. В составе королевства франков хаттам удалось в значительной мере сохранить автономию. В 1122 году территория Гессена вошла в состав Тюрингии.
Потомки хаттов долго оставались верны своим богам. Как писал Виллибальд (Willibald , ок. 700 — 786 гг.), автор жития Бонифация (ок. 675—754 гг.) Vita Bonifatii, написанного в 763 – 765 гг., и современник этого миссионера, некоторые жители Гессена тайно жертвовали деревьям и источникам, некоторые делали это совершенно открыто, также тайно или явно люди обращались к прорицателям и гаданиям, магии и толкованиям жребиев…Т.е. со времён Тацита для потомков хаттов изменилось немногое («Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в
приметы и гадания с помощью жребия, как они германцы].»).
Однако к моменту миссии честолюбивого монаха Бонифация (до рукоположения носившего имя Винфрит (Winfrid, Wynfrith, или Wynfryth), и происходившего из крестьян-землевладельцев Девоншира) в 723 году во Фрицларе уже была достаточно сильная христианская община, чтобы, во-первых, дать пришлому единоверцу совет срубить священный дуб Донара, а, во-вторых, чтобы сопровождать его к месту святотатства и помешать сопротивлению язычников и жречества. По свидетельству Виллибальда при попытке срубить древнее дерево вокруг собралась большая толпа язычников, которые, «злобно проклинали в своих сердцах врага своих богов» (Vita Bon., 8). Проклятия не перешли в сопротивление, видимо, потому, что охрана Бонифация была неплохо вооружена (а, возможно, представляла собой и местную администрацию с дружиной – уже христианскую). В тоже время язычники, если гипотеза о священном мире верна, оружия в этот момент не имели. Легенда, правда, говорит о вооруженных язычниках, но тогда ситуация выглядит довольно странно. Впрочем, эта же легенда сообщает и о дубе, рухнувшем с одного удара, и о стволе, который сам при этом раскололся на 4 равные части и сложился крестом… Воистину, «вопрос веры». Возможен также вариант, что сопротивление было просто подавлено силой, что это не попало в отретушированную церковную историю…

Лист агиографии Бонифация.

Поздняя художественная версия.
Согласно преданию, миссионер построил из срубленного дерева часовню, освятив ее в честь апостола Петра.
По своему значению гибель священного дуба Донара сравнима с уничтожением Ирминсуля для саксов. Как пишет тот же Виллибальд , многие были поражены тем, как легко пала их святыня, и потому сменили веру (Vita Bon., 5). Вооружённые отряды вообще весьма способствует переубеждению людей.
Для Бонифация поездка стала реваншем за провал его первой миссии в 716 году к королю Фризии Радбоду (ум. в 719 г., в описываемый период воевал с франками) . Дальнейшая карьера крестителя сложилась очень не плохо, он проповедовал, основывал монастыри, и в 732 г. папа Григорий III назначил его архиепископом восточной Франкской Империи. Одной из задач англосакса была ликвидация независимости фракской церкви от Рима и снижение влияния на неё местной знати, что и было им выполнено после смерти майордома Карла Мартелла в 741г. Прозвище Мартелл означает «Молот», Карл был родоначальником династии и дедом Карла Великого, остановил арабское завоевание Европы — и почти всё правление воевал с соседними германскими племенами.
В 754 г. Бонифаций приступил к крещению населения на востоке Фризии, в местах своей былой неудачи. Ему было свыше 80 лет, и легенды намекают, что он таким образом хотел принять смерть мученика. Место для этого было выбрано правильное: в 733 г. Карл Мартелл совершил поход на восток Фризии, где разгромил восстание фризов и разрушил их языческие святилища. Фризы вошли в состав королевства франков, но франков здесь, мягко говоря, не любили, как и христиан. После смерти в 739 году фризского крестителя Виллиброрда (опиравшегося на поддержку Карла) большинство обращенных отпало от новой веры. Благо через два года умер и Карл Мартелл, а его наследникам стало не до окраин. Согласно Виллибальду, Бонифаций со своими сподвижниками по реке Бордна приплыл для крещения язычников в место, которое на здешнем диалекте называлось Ostar. Как пишет Дряхлов В. Н. в своей работе «Языческое противодействие христианизации в Западной Европе» (журнал "Вопросы истории" 2007— № 1.):
Можно полагать, что эта местность неким образом была связана с почитанием Остары (Эостры) — богини весны, связанной по своим функциям с произрастанием растений и с обеспечением плодородия. Установив на берегу палаточный лагерь, Бонифаций приступил к крещению фризов. По-видимому, его активные действия в священном для язычников месте (как и в аналогичном случае с Виллибрордом) послужили поводом для их негодования. 5 июня 754 г. вооруженные фризы напали на лагерь миссионеров, где вместе с Бонифацием погибло более пятидесяти его спутников.
Кто же напал на лагерь Бонифация? По версии Виллибальда, в тот день Бонифаций ждал для причащения вновь обращенных в христианство фризов, а также и тех, кто был окрещен недавно и на какое-то время разошлись по своим домам. Были ли убийцами Бонифация окрещенные им фризы или же это оказались язычники, собравшиеся вместе и пришедшие в лагерь миссионеров ради мести за осквернение священного места Остары? Последнее предположение более обосновано: фризы явились в лагерь Бонифация в то трагическое утро, «потрясая оружием, с копьями и щитами» (Vita Bon., 11).
Факт наличия оружия позволяет утверждать, что данное деяние вряд ли было стихийно, скорее, оно было кем-то организовано — то ли местными жрецами, то ли кем-то из знатных фризов. Во всяком случае, признаётся, что на лагерь Бонифация напали именно фанатики-язычники.
(c)
Собственно, другая версия (нападение с целью грабежа) не давала бы возможности объявить архиепископа мучеником, так что была отвергнута изначально.
Интересно, что изображают Бонифация обычно с пронзённым мечом Евангелием, но при этом у его ног иногда лежит топор (и срубленное дерево). Учитывая, что Молот, символ Донара, вполне возможно, происходит именно от двулезвийного топора, получаем как христианский символизм, так и неявную попытку заместить «побеждённого» бога его «победителем» в глазах обращённых. Сейчас, кстати, в Фрицларе находятся два монументальных памятника Бонифацию: один из металла, другой из дерева. На обоих святой изображен с большим топором, а ноги его стоят на широком пне.

Памятник во Фрицларе
Впрочем, символичен и выбор часовни апостола Петра для замещения Донара. Имя «Пётр» означает «камень» (Тор — сын Земли), он рыбак (вспомним знаменитую рыбалку Тора), он самый вспыльчивый из апостолов (единственный, имевший дело с оружием…малоудачно) — как и Рыжебородый. И, наконец, ещё одно замещение древней традиции, недавнее и скорее светского характера, для туристов: рядом с древним романским собором во Фрицларе некоторое время назад был высажен дуб, однако не дуб Донара, но «дуб мира» (Friedens-Eiche).

«Дуб мира» во Фрицларе
Дуб Донара в Фицларе – далеко не единственный священный дуб в Германии. Дальнейший перечень взят с сайта Гезы фон Неменьи (Géza v. Nahodyl Neményi (Árpád von Nahodyl Neményi), автор известной книги «Священные руны.Магические символы севера»).
Перевод может содержать неточности, немецкого я не знаю.
В Варбурге (Warburg, Вестфалии), есть подобный дуб и есть также Гора Донара (Donnersberg или Thunaresberg). В Мюлленбахе (Müllenbach, регион Кёльна) был древний, полуразрушенный молнией ствол дуба с названием Donner-Eikelchen (Неменьи здесь ссылается на некую книгу автора W. Wägners 1907 года). В лесу возле Дале (Dahle, Вестфалия) когда-то стоял большой дуб, с которым была связана традиция: вокруг него следовало трижды станцевать новобрачным и вырезать на нём крест. В княжестве Миндена (Minden, сейчас город в округе Детмольд) мальчики и девочки шли в первый день Пасхи с громкими возгласами к старому дубом и танцевали вокруг него. В голштинском Фостхаус Дудау (Forsthaus Dodau) есть «дуб жениха» (Bräutigams-Eich): когда девушка три раза обежит вокруг него, она найдёт себе мужа. На лугу Hellern в Оснабрюке тоже ранее стоял священный дуб. Недалеко от деревни Вормельн (Wormeln, рядом с городом Падерборн) в лесу находится священный дуб, у которого ежегодно собираются на праздник граждане Вормельна и Каленберга (Calenberg). В Мюльхаузене (Mühlhausen, Тюрингия) когда-то был большой дуб, из чьей древесины был сделан ларь для церкви, что находится в деревне Eichenried (можно перевести как «Дубрава»). К югу от Магдебурга, на поле Kreuzhorst (что-то вроде «Роща Креста») когда-то стоял дуб Донара, чьи останки были видны еще в прошлом веке. В аббатстве Ленин одноимённого муниципалитета (Lehnin, Потсдам-Миттельмарк в Бранденбурге) спиленный ствол священного дуба замурован в лестнице церкви, так что его можно увидеть. Также в святилище пруссов в Ромуве в Восточной Пруссии росли священные дубы (хоть это и несколько другой разговор).
Однако развитие идёт по спирали, и пройден пусть и не полный круг, но начат заход на последнюю четверть: священный дуб в окрестностях Гейслара был возрождён немецкими язычниками в прошлом веке. Место было выбрано из довольно сложных локальным отождествлений с древним местом поклонения (не изначальным, но вторичным и тайным, уже после христианизации)…и на заднем плане оказались развалины церкви Иоанна Крестителя…символично, наверное.

Дуб Донара в Гейсларе. На заднем плане остатки церкви.
P.S. А для любителей альтернативной истории (и побед в мемуарах) есть перевод с немецкого не опубликованных на русском языке глав из книги "Пробуждаются забытые времена. III" в журнале Сергея Круглова, где Бонифаций язычество не поборол, но лишь сфальсифицировал отчёт в Рим. Я к таким попыткам реванша отношусь критически: слишком хорошо известно, что случилось с Традицией в итоге. Выигрывать надо здесь и сейчас. Автор ещё и монотеист к тому же (что-то вроде:Единый бог сотворил богов,альвов, двергов и людей...пришли христиане и испортили Природную Гармонию Естественных Людей).

@темы: история