Источник и Древо: мир и время в ранней германской культуре .
(The Well and the Tree: World and Time in Early Germanic Culture)
П.Баущац (Paul C. Bauschatz)

Огромная благодарность А.С. Досаеву и И.Р.Сайгину за помощь с переводами с латыни и немецкого соответственно.

I. Источник Урд.

читать дальше

Комментарии
12.07.2016 в 00:07

Это, пожалуй, самое простое, рассматривать подобное умножение деревьев и источников в качестве важнейшего проявления основного мифической импульса. Есть хорошая причина для этого. Во-первых, это тот факт, что умножение структурных элементов, кажется, является основополагающим для любого мифологического мышления. Леви-Стросс объяснял «почему мифы, и в более общем случая, устная литература, проявляют такое пристрастие к дублированию, утраиванию или учетверению одной и той же последовательности. Если принять наши гипотезы, то ответ очевиден: функция повторения делает структуру мифа наглядной» (1967: 226). Ранее Олрик (Olrik) описал в 1909 году то, что он назвал «законом повторения», композиционной основой всех мифов, песен, сказаний, легенд и т.д. Приём придает размерность, значимость, и интенсивность повторяющимся элементам (1965: 131-33). Олрика особенно поразило троекратное повторение элементов, он называет его «законом троичности», который «как широкая полоса прорезает мир народной традиции, на протяжении веков и тысячелетий человеческой культуры. Семитская, и даже более того, [индоевропейская] культура, являются предметами этой доминирующей силы»(1965: 134). Любой повторение обращает внимание на аспекты конкретной фигуры или действия (или связанной последовательности действий), чья важность будет повышена и на которых надо сфокусироваться. В нашем случае исследуется тройное повторение связи Источника и Древа, которое усиливает значение этой точки пересечения между двумя аспектами, его пространственным расположением и его связью со временным моментом. Точка представляет собой место слияния этого мира с большей областью вне его и здесь-и-сейчас с прошлым. Она также сочетает противоположное движение потока настоящего в прошлое и подъёма прошлого в настоящее; это структурно в усиливается идеей питающей, активной воды, что, с одной стороны, накапливается в Источнике и, с другой стороны, поддерживает Древо. Повторное структурное подчёркивание идентифицирует пересечение Источника и Древа в качестве центральной, фокальной точки в мифе.
Существует дополнительный аспект источника Хвергельмир, которые следует рассмотреть. Именно в Хвергельмире обитает змей Нидхёгг, что подгрызает корни Иггдрасиля. Дерево грызут сверху и снизу, стоит вспомнить упоминание о козе Хейдрун и олене Эйктюрнире. Обгрызание и обкусывание этих животных позволяют предположить, что не вся деятельность, связанная с источником, является поддерживающей и питающей. Поскольку, однако, в природе Урд приводить все виды человеческой деятельности в свою сферу, это может быть достигнуто различным образом. Один из способов предполагает ежедневное движение вперёд, провозглашение первичного закона, и влияние на дела людей. Постоянное питание, исходящее от Древа — это еще один способ, в котором, по существу, выполняется то же самое. Подтачивание Древа змеем представляет собой не только в буквальном смысле попытку переместить Древо в Источник, но также предполагает, через кольца змея, наслаивающую и сплетающую деятельности Урд. Деятельность эта также наводит на мысль о переплетении нитей в ткани. В действительности только лишь гегемонии асов грози падение Иггдрасиля.
Трудности, с которыми мы сталкиваемся, когда пытаемся осознать то, что было, вероятно, довольно позитивным космическим образом, вытекают из наших собственных, наносящих ущерб ассоциативных сопутствующих значений. Тут, пожалуй, как никогда внимательно мы должны отнестись к предупреждению Эванса-Притчарда (Evans-Pritchard ,1965), что, без должной осторожности мы, скорее всего, создадим карту семантических отношений нашей собственной концептуальной структуры, неточную для культур, отличных от нашей. От наших средневековых христианских предков мы унаследовали предубеждение относительно направлений: место «вверху» воспринимается как позитивное, «внизу» как негативное. Мы сталкиваемся с многообразными проблемами, связаны с нашими негативным восприятием «падения», Подземного мира («вниз» — т.е. в ад) — в отличие от нашего позитивного ощущения направления «вверх»: Вознесение, Воскресение, Небо («вверх» — т.е. в небеса), или просто быть в «приподнятом настроении» (в отличие от настроения, что «пошло вниз», «упало») и т.д. Все это работает против нашего понимания германских образов и делает затруднительным для нас увидеть их иначе чем негативно. Нам трудно использовать любой из центральных терминов мифа без негативных ассоциаций: спуск в колодец, коллапс, падение и т.д. Распад (нейтральным, естественный процесс) также излишне негативно окрашен. Тем не менее, для германских народов, кажется, не было подразумеваемого как плохое представления о направлении сверху-вниз . Скорее, их концептуальная процесс, кажется, был связан, насколько это уместно с образом Источника и Древа, оппозицией застоя или бездействия, рассматриваемых, как негативные,и движения или действия, рассматриваемых как позитивные. Таким образом, стремление вверх вод Источника и падение капель с дерева оба являются движением, как и все другие действия, связанные с деревом: бег по нему, кусание, подгрызание, и т.д. Интеграция Источника и Древа и вековечная сила, что действует как интегрирующая, играет типичную положительный космическую роль в целом. Последние строфы «Прорицания вёльвы» исполнены силы возрождения.
Схема, которая включает Иггдрасиль и источник Урд, встречается в полном виде только в скандинавских источниках. Это не. удивительно, вся германской мифологии является для нас скандинавской. Хотя есть случайные ссылки на большую часть того, что является необходимыми и центральными элементами этой мифологии в других германских диалектах,только в материалах, зафиксированных в письменной форме в скандинавских диалектах, мы находим что-либо подобное в полном представлении. Насколько эти скандинавские версии могут дать нам доступ к концептуальным структурам, которые были бы эндемичны для всех германских народов? На данный вопрос нет точного ответа, но есть существенные указания среди свидетельств, что находятся в других областях германского мира, позволяющие предположить, что, в случае знаковых связей, присущих картине Источника и Древа, мифологические элементы, что были рассмотрены, действительно имели широкое распространение. Эссе, которое тщательно проанализировало бы эти общие элементы, было б чересчур подробным. Здесь же будет достаточно двух общих моментов.
Во-первых, конфигурация Источник-Древо есть и у кельтских и у германских народов. Маккензи (Mackenzie, 1922: 176-94) находит на всех Британских островах представления о комбинации деревьев, источников и животных (чаще змей), которые, кажется, служат символами космической энергии и силы. Приводимые им цитаты, к сожалению, начинаются только с шестого века нашей эры, после германского вторжения. Примеры, однако, встречаются чаще в кельтских областях. Источники, например, появляются в связи с деревьями и мегалитами (вероятно, символическими деревьями) в Уэльсе. «Есть 62 примера мест …, где имеется ассоциация источник-мегалит, и еще 14 случаев источников в районе курганов ... Многие камни, которые когда-то стояли рядом с источниками, исчезли … Источники, связанные с деревьями, в Уэльсе немногочисленны, но всё же было отмечено около 30 примеры,, и, вероятно, их имеется и больше». (Jones 1954: 15-18). Связанны с источником, как правило, тис, лещина, дуб или боярышник. Кажется маловероятным, что широкое распространение источников и деревьев в чисто кельтских районах Британских островах было результатом от воздействия либо вторжения саксов и англов, или либо норманнов, с которыми валлийцы имели мало дел.
12.07.2016 в 00:08

Кельты и германцы, кажется, по отдельности принесли этот образ на Британские острова с европейского континента, где представление о Мировом Древе встречаются не только среди северных индоевропейцев, но и среди финно-угорских народов. Таким образом, оно, вероятно, было общим для всех германских народов до их расселения на север, восток и запад.
Теперь, однако, мы получаем аргументацию из другого лагеря: если образ настолько широко распространён, что может сделать его германским? Чтобы узнать собственно германские характеристики, мы должны рассмотреть не только сам культовый образ, но и те семантические элементы, которые создают его. Принимая конфигурацию Дерева-Источника как она была разработана выше, мы могли бы предложить текучесть, взращивание, описывающие ещё и отчасти сдерживание, накопление и эволюционирующее «прошлое» как наиболее ясные центральные элементы в скандинавском мифе. Безусловно, однозначно «германской» будет не идея текучести (насколько она связана с источником). Идея широко распространена, и, кажется, имеет основополагающее значение среди кельтских, также как и германских народов. Также не кажется, что взращивание является уникальным германским элементом: «растительность — это вся жизнь, это сама природа, которая обновляется … силы растительной жизни являются проявлением жизни всей вселенной» (Eliade ,1963: 324-25). Забота о природе и космосе подразумевается в культовом образе дерева, и «мы встречаем священные деревья, и связанные с растительностью обряды и символы в истории каждой религии» (Eliade 1963: 265).
Наиболее существенно, что идея, описывающая всё же частичное сдерживание, как это было изложено выше, обеспечивает представление о Древе и Источнике его «наиболее германскими» качествами. Идея парадоксальная: свободное, активное движение (но то, которое структурировано и организовано — «содержится» и «уложено» являются наиболее органичными терминами) производит универсальную генерацию не только «жидкости» и «поддержания», но и взращивания. Это не только идея естественного прироста («вскармливания») и поддержания космической структуры, это также в буквальном смысле, рост физический — накопление всё большего и большего числа слоев в источнике, больше вод, больше действий. Образ Источника и Древа поддерживает не просто собственную структуру, но и процесс роста внутри себя; он находится постоянно в состоянии саморасширяющейся трансформации. Наконец, движущая сила, благодаря который совершается постоянное действие универсального порождения, связана со властью прошлого. Урд, которой принадлежит источник и чьё имя приносит активную силу всех выполненных действий, чтобы нести космическую само-регенерирующую деятельность, является, в пределах культового образа, выражающей всё, что оживляет область как Древа, так и Источника.
наиболее важный момент существования наступает в миг смерти, в той точке, где человек соединяется с существованием за пределами этого мира. Мудрец готовит себя к этому моменту, когда его индивидуальная жизнь и сила wyrd будут соединены теснее всего; он пытается ввести свою жизнь наиболее полно в основное поток течения wyrd. Он должен действовать в соответствии с предписанными кодами поведения, полученными из прошлого; тем самым, он будет защищать свою репутацию и обеспечит себе добрую славу. Его действия будут регулироваться тем, что он знает; поэтому, мудрый человек стремится познать для себя всё, что сможет. Сила прошлых событий, которая вздымается столь выразительно в жизни в настоящем, предлагает ему некоторую информацию о природе самого wyrd, но человек, поскольку он живет в реальности Древа, терпит неудачу в полном познании прошлого. Однако, в той мере, в какой он ценит себя, он будет стремиться к познанию. Он будет пытаться связать себя полностью со всем, что он знает, чтобы быть хорошим и мудрым. Поступая таким образом, он будет проявлять себя в самое благоприятном свете так, что он умрет хорошо; момент смерти является моментом величайшей значимости во всей обыденной жизни.
12.07.2016 в 00:17

P.S. Что бы втиснуться в клятое ограничение по кол-ву знаков (до 62000 в основном сообщении и ок.10000 в комментариях), пришлось убрать большую часть цитат на языке оригинала и срезать все примечания (в частности, с указанием конкретных отрывков, которые переводили А.С. Досаев и И.Р. Сайгин. А так же все примечания автора, которых по объёму — ещё четверть текста). В адекватном виде, я надеюсь, глава появится в «Саге»...рано или поздно.
12.07.2016 в 02:54

Хотелось бы увидеть в Саге))
12.07.2016 в 09:37

Rogveles, хотелось бы увидеть саму «Сагу».))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail