Данный опрос опубликован был в вКонтакной группе ASATRU * АСАТРУ Германское язычество .
Слово авторам и интервьюируемым:
Праздник Урожая не за горами, поэтому мы решили узнать, как общины отмечают его и какое место в их жизни он занимает. Ответы дают целую палитру представлений об Урожае в русскоязычном асатру, и, возможно, читатели почерпнут в них идеи или найдут близкую им позицию.
Как вы будете отмечать Урожай?
Соберемся общиной на природе, постараемся найти место с тремя элементами ландшафта - источник воды, поле и холм/курган. Мы проведем обряд похорон Бальдра, поблагодарим Фрейра, Фрейю и Ньёрда за лето, поприветствуем начало холодного времени. Из асов мы почтим Одина, потребность в блоте кому-либо еще определим на месте. Отдельный элемент обряда - раздел урожая, мы стараемся брать все собственное (собственноручно сделанное пиво, хлеб, мед с пасеки родственников и т.п.).
Сигурд, годорд Скидбладнир
читать дальше Как обычно: соберемся на капище в лесу, поднесем дары, вознесем хвалу, пустим рог по кругу. И, поскольку наша община имеет магическую специализацию, то планируется сотворить древнеанглийское "Заклинание девяти трав" (Nigon Wyrta Galdor). Целью ритуала является приготовление колдовского снадобья, по сути - волшебного мыла с травами. Над каждой травой читается соответствующая часть заклинания, после чего они смешиваются с мыльной основой. Кусочек такого мыла можно носить и просто при себе в качестве амулета в мешочке или же использовать его по прямому назначению, принимая ванну. Помогает в поддержании здоровья, излечении - перед зимой это особенно актуально. Основная сложность заклинания - это даже не его размер (оно довольно объемное), а собственно сам перечень трав: по некоторым из них имеются разночтения, поэтому чтобы его уточнить для собственной практики пришлось поэкспериментировать. И, если говорить о самом тексте заклинания, то, скорее всего в будущем, я все же переведу и его на прагерманский язык унификации ради с соответствующими модификациями христианских вкраплений - пока что большую проблему представляют собой непереводимые (спорные) имена некоторых упомянутых в заклинании трав.
Эйнар, годорд Ярнвид
Лично я в даты Урожая с годордом не встречусь, потому проведу сама блот. Пойду в лес, освящу место, призову богов. Соберу снопик, принесу его в жертву (или оставлю на земле, или спалю). Попрощаюсь с Бальдром. Выпью пива, пролью его на землю/в костер. А годорд отметит то же, только развернутее и группой. На Урожай у нас принято звать Одина и асов, Фрейю и ванов, а также прощаться с Бальдром. Ваны для меня — это сама природа, а умирающий Бальдр для нас олицетворяет ослабевающее Солнце, осень дает о себе знать в Урожай: уже довольно явно, холодает, день становится короче, чем летом.
Представитель годорда Иггдрасиль
Символизм праздника коррелирует с его названием: это завершение характерной «летней» деятельности, сбор ее результатов и переход к «зимней». Поэтому мы с членами общины и единомышленниками соберемся, чтобы совершить воздаяние богам за помощь в обретении того, чего мы смогли добиться за лето: каждый - своим за свое. Мы провожаем лето ритуальными «похоронами Бальдра» и праздничным пиром. Детали обряда еще будут обсуждаться с его участниками.
Сигвальд, община Рагнар
Праздник Урожая ставит точку в недолгом северном лете. Приближается время, когда земля уже не будет родить, а люди, собрав нужные запасы, будут ждать приближения зимы. В качестве подношения богам уместны сноп колосьев, яблоки, как сезонные плоды, сладкие пироги. Праздник предполагает большой пир, на котором, в первую очередь, в честь ванов, подателей земных благ, читаются прославления и перечисляются их подвиги, например, победа Фрейра над великаном Бели. Ритуальным мясом, которым освящаются присутствующие на обряде, чаще всего выступает свинина, в честь вепря, на котором путешествует Фрейр. Урожай подводит предварительные итоги календарного года, в это время уместно во время публичного славления в круге поблагодарить богов за успех лета, поделиться с ними его частью, и попросить храброго Тора защищать зимой людей от йотунов. Как подношение Тору будет уместен вылитый на землю или в костёр полный рог пива. Отдых от летних трудов помогут выразить игры, танцы, борьба-глима, игра на многочисленных музыкальных инструментах - луры, барабаны и т.п.
Торри, община Тротборг
Моя главная задача - почтить богов. Сам праздник предрасполагает чтить ванов (тем более месяц Ньëрда не за горами). Каких либо особых ритуальных действий я никогда не планирую (но бывает, что всë происходит в ходе мероприятия). Отдельных божеств по праздникам во время действа стараюсь особо не выделять, но уделяю внимание всем по отдельности.
А обычно (и я сейчас опишу описание скорее будничный обряд) у меня происходит вот так: Идя на капище, я беру с собой горн и варган. Взбираюсь на самый высокий из камней и трублю в рог. Таким образом я оповещаю Духов о своëм присутствии и зову их. Далее я откладываю рог и беру варган. Да, в дар Духам я преподношу музыку. Причëм не какую-либо заученную мелодию, а то, что играется здесь и сейчас. Моя мелодия во многом зависит от настроя, настроения, от цели моего прихода и т.п. Лучше всего идти одному. Создаëтся интимная обстановка единения с местом и его обитателями, а так же получается более плотное "общение". В случае если я оставляю что-либо из пищи, то часть еë я разделяю (съедаю) с теми, для кого преподнесëн дар. Для меня это символизирует годность продуктов (ибо абы что я есть не буду) и опять же "общий стол".
Часто я ничего не прошу. Ведь встречаясь с друзьями в жизни, по итогу всегда ли что-то просите у них? Здесь у меня такое же отношение. Я просто "прихожу к друзьям", благодарю их за гостеприимство, не прося взамен ничего.
Представитель Крымского Круга Трота
Какое место в вашей вере и практике занимает аграрная сторона праздников? Как вы ее адаптируете/переосмысляете?
Очень важное, я работаю в сфере пищевого производства, сам варю пиво и планирую двигаться в сторону сельскохозяйственного дела. Но главное в осознании аграрного цикла в современном язычестве это, конечно, сам цикл, который может быть применим к чему угодно. Лето для меня - время активной работы, осень - время получения наибольшего отклика от этой работы. Я начинаю проекты весной, делаю летом и получаю с них доход осенью, а зимой отдыхаю.
Лето — это время активной работы с внешним, явным миром. Зима — время работы с миром внутренним. Важно понимать когда что происходит в мире и соотносить с этим свою жизнь.
Сигурд, годорд Скидбладнир
Почти что и никакой - собственно, я не отмечаю сам праздник Урожая, а ориентируюсь на то, что это день равноденствия. Я рассматриваю всего четыре праздника - зимнее солнцестояние (его же называют Йолем, хотя Йоль - это не один день), летнее солнцестояние (середина лета, Мидсумар) и два равноденствия. Эти даты мне интересны не столько в плане праздничного веселья, сколько как точки-ориентиры, например, Мидсумар хорош для защитных обрядов, отрезок между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием наиболее подходящий для различного сорта проклятий и т. д. Словом, аграрная сторона праздника меня мало интересует, уже хотя бы потому, что я не фермер. Если бы я жил на земле, вел хозяйство, пахал-сеял-собирал, проще говоря, непосредственно зависел от урожая, то было бы другое дело.
Например, есть такой ритуал Æcerbot, "Заклинание неплодородной земли", а в буквальном переводе: Æcer - "поле", bot - "помощь, исцеление, избавление от зол". Это исключительно сельскохозяйственный ритуал и его исполнение для не-агрария ни смысла, ни возможности не имеет.
Вместе с тем, одна из частей этого ритуала содержит славление Матери-Земли ("Эрке, Эрке, Эрке..." и "Здрава будь, земля, мужей мать" etc) и этот отрывок актуален для любого человека, аграрий он или нет, т.к. мы все - дети Земли и в общем смысле зависимы от нее, даже если лично не участвуем в ее возделывании.
В любом случае, необходимо обладать глубоким пониманием природы того, чему/кому ты поклоняешься и это понимание не должно быть плодом чисто умственных заключений - нет, оно должно прийти через опыт соприкосновения.
Эйнар, годорд Ярнвид
Насчет аграрной стороны - я скорее сосредоточена на общих природных циклах и пытаюсь придерживаться их. Сельскохозяйственной работой я не занимаюсь, да и не умею. С другой стороны, если отношение отстраненное, то лучше вообще ничего не проводить, ибо зачем? В любом случае человек включен в природные циклы, он может этого не замечать, сидя постоянно за компьютером, к примеру.
Урожай отчасти — это подведение итогов. Но вообще их подводят в конце года. Понятие сбора урожая никуда не исчезло, оно даже закрепилось в языке как метафора. В ней же говорится не о хлебе, к примеру, а о том, чего человек достиг за какое-то время. На обрядах происходит осознание и подведение итогов, сначала промежуточное и потом последнее в году.
Представитель годорда Иггдрасиль
Поскольку моя жизнь не связана с сельскохозяйственной деятельностью – конечно место символа, вполне универсально подходящего для описания принципа природного жизненного цикла. Моя деятельность в течение года имеет выраженные сезонные черты, подобно природному циклу, а потому может быть символически отождествлена с ним. Например, применительно к грядущему празднику - я не собираю в это время урожай в поле, но грибничество – пожалуй мое любимое осеннее занятие.
По отдельным сферам – заканчивается сезон со сменой характера деятельности в одной и появляются результаты полугодовой работы в другой. Это очень значительный момент в моей жизни, также совпадающий с прекрасным астрономическим явлением – Равноденствием, что привносит изрядную долю мистической красоты в этот праздник, который я для себя считаю нужным отмечать. Когда на праздник собирается община, то в числе прочего неплохим занятием может стать коллективное обсуждение его индивидуальных черт, актуальных для каждого присутствующего через призму его жизни.
Сигвальд, община Рагнар
Учитывая, что мы весьма далеки от быта предков-земледельцев, для кого смена сезонов была гораздо ощутимее, акцент на аграрный характер культа в современном Асатру делать, на мой взгляд, не стоит. Уместны обряды, которые соответствуют общему символизму праздника - первая вспашка/борозда в году в Майский день, последний сноп года на Урожай или хлебы на Фрейфакси, сезонные фрукты как дар богам и т.п.
Если говорить о частном культе, то для меня, как турсопоклонника, аграрная сторона не имеет особенного значения, но она помогает ощутить движение года, цикличность сезонов, и, что важнее, приход зимы.
Торри, община Тротборг
В этом смысле мне проще. Я сельский житель. У меня есть огороды немалых размеров (понимаешь это когда приходится вскапывать). Вот и на алтарь я всегда стараюсь приносить всë своë (на урожай у меня целая корзина даров с огорода)
Представитель Крымского Круга Трота
UPD.Сегодня мы можем дополнить опрос ответами Бьорна из Нагльфара:
Ответы согласованы с годи Торстейном общины Нагльфар.
Как вы будете отмечать Урожай?
Собираемся на своем месте, отведенном под праздники. Женщины общины готовят все к пиру, мужчины готовят место. Разжигаются (от кремния) два костра -для живых и для мертвых. В один бросаются дары богам с просьбой о защите и благословении текущей зимой. Другой - для Бальдра и духов зимы. В него бросаются подарки для богов и духов
зимы. Мы решили разграничить эти два дейстия - ибо момент переходный и очень важный. Годи трубит в рог о начале обряда, все собираются. Естественно поприветствуем богов и вознесем им хвалу, представимся(делается это всегда так же и для того,чтоб представить богам новоприбывших) и пустим рог по кругу. На урожай также обычно делается кукла Бальдра и на иммитации Драккара отправляется к Хель, ибо не будем забывать,что это время скорби для Фригг. На драккар кладутся подарки Бальдру - цветы, травы, все то,что цветет последним. Также вместе после проводов Бальдра в погребальном костре сжигаются отжившие амулеты, ритуальные предметы или рунные плашки. Еще в этот костер бросаются записки с болезнями и бедами, от которых мы бы хотели избавиться(на бересте). Ну и подарки и откупы для суровых властителей зимнего периода.
У богов часто просим друг за друга, не просить ничего я считаю неправильным, раз уж мы обращаем на себя взор богов - они не должны быть отвлечены от своих дел впустую. Это также признак уважения по отношению у ним и признание их силы. Тот же принцип отдаривания должен быть соблюден, приглашая богов в гости и не прося ничего взамен - мы ставим их в несколько неловкое положение. Также в этот праздник берем сноп злаков символизирующий "последний сноп", украшаем его ленточками и ставим на праздничный стол, дабы духи последнего снопа пировали с нами. На столе - яблоки(связаны с сюжетом о похищении яблок у Идунн), домашняя выпечка, по возможности последние дары природы - грибы, кое какие ягоды, мед. В дополнение иногда может быть травяной чай или настойка на травах. Так как все обряды проходят иногда напряженно, один из общины - что назначается годи - занимается увеселительными конкурсами, играми и прочим.
Какое место в вашей вере и практике занимает аграрная сторона праздников? Как вы ее адаптируете/переосмысляете?
Во-первых, аграрная сторона никуда и не делась. Мы также едим хлеб, мясо и продукты, выращенные на земле. Потому благодарить богов за урожай - вполне естественно, пусть даже он попал к нам через третьи руки. А у многих есть собственный участок или частный дом, так что и тут благодарность уместна. Опять же, мы все трудимся, а праздник Урожая еще и награда за проделанную работу за год, подведение итогов. Все,чего мы достигли за весь год - этим мя делимся друг с другом и радуемся за успехи товарищей.
Еще один важный момент, у многих из нас предки были землепашами и благодаря их труду мы сейчас живы. Этим праздником мы отдаем честь и хвалу и им. Опять же почитая "дух зерна" мы приносим к себе в дома благососнояние и благополучие. Еще на Руси считалось,что при сборе колосьев, духи перебегают от одного колоса к другому и в итоге все они остаются в последнем снопе. Эти духи - дают процветание и благополучие семьям.
(c)
------------------------------------------------
ИБаба Яга, как всегда, против маленькое замечание от меня.
читать дальше
Судя по всему, Бальдр оказался прочно (и, вероятно, уже навсегда) связан с образом умирающего и воскресающего бога. Строго говоря, к скандинавской (германской) языческой традиции эта мифологема отношения не имеет. Родилась она в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, воплощением её могут быть Таммуз, Адонис, Аттис. Главный признак божеств этого круга - связь с циклами природы, с растительностью, уход из мира живых зимой и воскрешение-возвращение летом.
Но Бальдр пока не возвращался. Более того, его возвращению должны предшествовать — ни больше, ни меньше — Последняя Битва и гибель нашего мира. Даже с обещанием мира нового, прекрасного и обновлённого, много раз подумаешь, торопить ли такую «весну».
Не относится Бальдр и к божествам мессианского толка, он не приблизит, хранимый Хель, Рагнарёк, не примет участи в создании нового Мидгарда и Асгарда.
Бальдр и Хёд — грядущие наследники чертогов на Идавёлль, залог того, что путь богов не прервётся, символ того, что прежние распри потеряют смысл и будут забыты. Возможно, история Бальдра — действительно, как говорят исследователи, отражение воданического жертвоприношения. Возможно, путанник Саксон Грамматик не очень напутал, и история Бальдра и Хёда — это история борьбы героев за деву-награду... Но нет никаких намёков на связь Бальдра с расцветающей каждый год природой, никто от него не ждал урожая, и как писал Снорри, хоть «он [Бальдр] самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров». И «ресница Бальдра» (что-то из маргариток) не говорит о нём, как о боге растительности, ведь была и «борода Тора».
Истоки современного переосмысления образа сына Одина, как мне кажется, в Викке, откуда пришло в Трот немало народу. Люди просто искали привычный шаблон, и нашли его, не особо вникая в суть (благо Викка позволяет объединять всё со всем, и горе деталям!
). А поскольку мифологема выразительна, наглядна и всем знакома с детства, она легко прижилась. Как прижилась когда-то у греков, изначально, по-видимому, обходившихся без неё. Точнее, без «мужской» её версии.
Плохо ли это? С моей точки зрения, не слишком нужно.
Боюсь, однако, что горевать поздно, этой пролитой воды не соберёшь. В каком-то смысле любое событие Мифа вне-временно и длится вечно — в «здесь и сейчас». И смерть Бальдра на взлёте его силы и славы, в Золотой Век асов, и его похороны, и даже восстающая из моря зелёная земля с колосящимися без посева полями. Так что совсем уж непоправимого противоречия с традицией всё же нет, хотя переосмысление немалое.
И нам с этим жить, по видимому.
Зато имеем кусочек ответа на вопрос, что происходило бы с язычеством, если бы традиция не прервалась тысячу лет тому. Вот что-то в этом роде, видимо, и происходило б.
Слово авторам и интервьюируемым:
Праздник Урожая не за горами, поэтому мы решили узнать, как общины отмечают его и какое место в их жизни он занимает. Ответы дают целую палитру представлений об Урожае в русскоязычном асатру, и, возможно, читатели почерпнут в них идеи или найдут близкую им позицию.
Как вы будете отмечать Урожай?
Соберемся общиной на природе, постараемся найти место с тремя элементами ландшафта - источник воды, поле и холм/курган. Мы проведем обряд похорон Бальдра, поблагодарим Фрейра, Фрейю и Ньёрда за лето, поприветствуем начало холодного времени. Из асов мы почтим Одина, потребность в блоте кому-либо еще определим на месте. Отдельный элемент обряда - раздел урожая, мы стараемся брать все собственное (собственноручно сделанное пиво, хлеб, мед с пасеки родственников и т.п.).
Сигурд, годорд Скидбладнир
читать дальше Как обычно: соберемся на капище в лесу, поднесем дары, вознесем хвалу, пустим рог по кругу. И, поскольку наша община имеет магическую специализацию, то планируется сотворить древнеанглийское "Заклинание девяти трав" (Nigon Wyrta Galdor). Целью ритуала является приготовление колдовского снадобья, по сути - волшебного мыла с травами. Над каждой травой читается соответствующая часть заклинания, после чего они смешиваются с мыльной основой. Кусочек такого мыла можно носить и просто при себе в качестве амулета в мешочке или же использовать его по прямому назначению, принимая ванну. Помогает в поддержании здоровья, излечении - перед зимой это особенно актуально. Основная сложность заклинания - это даже не его размер (оно довольно объемное), а собственно сам перечень трав: по некоторым из них имеются разночтения, поэтому чтобы его уточнить для собственной практики пришлось поэкспериментировать. И, если говорить о самом тексте заклинания, то, скорее всего в будущем, я все же переведу и его на прагерманский язык унификации ради с соответствующими модификациями христианских вкраплений - пока что большую проблему представляют собой непереводимые (спорные) имена некоторых упомянутых в заклинании трав.
Эйнар, годорд Ярнвид
Лично я в даты Урожая с годордом не встречусь, потому проведу сама блот. Пойду в лес, освящу место, призову богов. Соберу снопик, принесу его в жертву (или оставлю на земле, или спалю). Попрощаюсь с Бальдром. Выпью пива, пролью его на землю/в костер. А годорд отметит то же, только развернутее и группой. На Урожай у нас принято звать Одина и асов, Фрейю и ванов, а также прощаться с Бальдром. Ваны для меня — это сама природа, а умирающий Бальдр для нас олицетворяет ослабевающее Солнце, осень дает о себе знать в Урожай: уже довольно явно, холодает, день становится короче, чем летом.
Представитель годорда Иггдрасиль
Символизм праздника коррелирует с его названием: это завершение характерной «летней» деятельности, сбор ее результатов и переход к «зимней». Поэтому мы с членами общины и единомышленниками соберемся, чтобы совершить воздаяние богам за помощь в обретении того, чего мы смогли добиться за лето: каждый - своим за свое. Мы провожаем лето ритуальными «похоронами Бальдра» и праздничным пиром. Детали обряда еще будут обсуждаться с его участниками.
Сигвальд, община Рагнар
Праздник Урожая ставит точку в недолгом северном лете. Приближается время, когда земля уже не будет родить, а люди, собрав нужные запасы, будут ждать приближения зимы. В качестве подношения богам уместны сноп колосьев, яблоки, как сезонные плоды, сладкие пироги. Праздник предполагает большой пир, на котором, в первую очередь, в честь ванов, подателей земных благ, читаются прославления и перечисляются их подвиги, например, победа Фрейра над великаном Бели. Ритуальным мясом, которым освящаются присутствующие на обряде, чаще всего выступает свинина, в честь вепря, на котором путешествует Фрейр. Урожай подводит предварительные итоги календарного года, в это время уместно во время публичного славления в круге поблагодарить богов за успех лета, поделиться с ними его частью, и попросить храброго Тора защищать зимой людей от йотунов. Как подношение Тору будет уместен вылитый на землю или в костёр полный рог пива. Отдых от летних трудов помогут выразить игры, танцы, борьба-глима, игра на многочисленных музыкальных инструментах - луры, барабаны и т.п.
Торри, община Тротборг
Моя главная задача - почтить богов. Сам праздник предрасполагает чтить ванов (тем более месяц Ньëрда не за горами). Каких либо особых ритуальных действий я никогда не планирую (но бывает, что всë происходит в ходе мероприятия). Отдельных божеств по праздникам во время действа стараюсь особо не выделять, но уделяю внимание всем по отдельности.
А обычно (и я сейчас опишу описание скорее будничный обряд) у меня происходит вот так: Идя на капище, я беру с собой горн и варган. Взбираюсь на самый высокий из камней и трублю в рог. Таким образом я оповещаю Духов о своëм присутствии и зову их. Далее я откладываю рог и беру варган. Да, в дар Духам я преподношу музыку. Причëм не какую-либо заученную мелодию, а то, что играется здесь и сейчас. Моя мелодия во многом зависит от настроя, настроения, от цели моего прихода и т.п. Лучше всего идти одному. Создаëтся интимная обстановка единения с местом и его обитателями, а так же получается более плотное "общение". В случае если я оставляю что-либо из пищи, то часть еë я разделяю (съедаю) с теми, для кого преподнесëн дар. Для меня это символизирует годность продуктов (ибо абы что я есть не буду) и опять же "общий стол".
Часто я ничего не прошу. Ведь встречаясь с друзьями в жизни, по итогу всегда ли что-то просите у них? Здесь у меня такое же отношение. Я просто "прихожу к друзьям", благодарю их за гостеприимство, не прося взамен ничего.
Представитель Крымского Круга Трота
Какое место в вашей вере и практике занимает аграрная сторона праздников? Как вы ее адаптируете/переосмысляете?
Очень важное, я работаю в сфере пищевого производства, сам варю пиво и планирую двигаться в сторону сельскохозяйственного дела. Но главное в осознании аграрного цикла в современном язычестве это, конечно, сам цикл, который может быть применим к чему угодно. Лето для меня - время активной работы, осень - время получения наибольшего отклика от этой работы. Я начинаю проекты весной, делаю летом и получаю с них доход осенью, а зимой отдыхаю.
Лето — это время активной работы с внешним, явным миром. Зима — время работы с миром внутренним. Важно понимать когда что происходит в мире и соотносить с этим свою жизнь.
Сигурд, годорд Скидбладнир
Почти что и никакой - собственно, я не отмечаю сам праздник Урожая, а ориентируюсь на то, что это день равноденствия. Я рассматриваю всего четыре праздника - зимнее солнцестояние (его же называют Йолем, хотя Йоль - это не один день), летнее солнцестояние (середина лета, Мидсумар) и два равноденствия. Эти даты мне интересны не столько в плане праздничного веселья, сколько как точки-ориентиры, например, Мидсумар хорош для защитных обрядов, отрезок между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием наиболее подходящий для различного сорта проклятий и т. д. Словом, аграрная сторона праздника меня мало интересует, уже хотя бы потому, что я не фермер. Если бы я жил на земле, вел хозяйство, пахал-сеял-собирал, проще говоря, непосредственно зависел от урожая, то было бы другое дело.
Например, есть такой ритуал Æcerbot, "Заклинание неплодородной земли", а в буквальном переводе: Æcer - "поле", bot - "помощь, исцеление, избавление от зол". Это исключительно сельскохозяйственный ритуал и его исполнение для не-агрария ни смысла, ни возможности не имеет.
Вместе с тем, одна из частей этого ритуала содержит славление Матери-Земли ("Эрке, Эрке, Эрке..." и "Здрава будь, земля, мужей мать" etc) и этот отрывок актуален для любого человека, аграрий он или нет, т.к. мы все - дети Земли и в общем смысле зависимы от нее, даже если лично не участвуем в ее возделывании.
В любом случае, необходимо обладать глубоким пониманием природы того, чему/кому ты поклоняешься и это понимание не должно быть плодом чисто умственных заключений - нет, оно должно прийти через опыт соприкосновения.
Эйнар, годорд Ярнвид
Насчет аграрной стороны - я скорее сосредоточена на общих природных циклах и пытаюсь придерживаться их. Сельскохозяйственной работой я не занимаюсь, да и не умею. С другой стороны, если отношение отстраненное, то лучше вообще ничего не проводить, ибо зачем? В любом случае человек включен в природные циклы, он может этого не замечать, сидя постоянно за компьютером, к примеру.
Урожай отчасти — это подведение итогов. Но вообще их подводят в конце года. Понятие сбора урожая никуда не исчезло, оно даже закрепилось в языке как метафора. В ней же говорится не о хлебе, к примеру, а о том, чего человек достиг за какое-то время. На обрядах происходит осознание и подведение итогов, сначала промежуточное и потом последнее в году.
Представитель годорда Иггдрасиль
Поскольку моя жизнь не связана с сельскохозяйственной деятельностью – конечно место символа, вполне универсально подходящего для описания принципа природного жизненного цикла. Моя деятельность в течение года имеет выраженные сезонные черты, подобно природному циклу, а потому может быть символически отождествлена с ним. Например, применительно к грядущему празднику - я не собираю в это время урожай в поле, но грибничество – пожалуй мое любимое осеннее занятие.
По отдельным сферам – заканчивается сезон со сменой характера деятельности в одной и появляются результаты полугодовой работы в другой. Это очень значительный момент в моей жизни, также совпадающий с прекрасным астрономическим явлением – Равноденствием, что привносит изрядную долю мистической красоты в этот праздник, который я для себя считаю нужным отмечать. Когда на праздник собирается община, то в числе прочего неплохим занятием может стать коллективное обсуждение его индивидуальных черт, актуальных для каждого присутствующего через призму его жизни.
Сигвальд, община Рагнар
Учитывая, что мы весьма далеки от быта предков-земледельцев, для кого смена сезонов была гораздо ощутимее, акцент на аграрный характер культа в современном Асатру делать, на мой взгляд, не стоит. Уместны обряды, которые соответствуют общему символизму праздника - первая вспашка/борозда в году в Майский день, последний сноп года на Урожай или хлебы на Фрейфакси, сезонные фрукты как дар богам и т.п.
Если говорить о частном культе, то для меня, как турсопоклонника, аграрная сторона не имеет особенного значения, но она помогает ощутить движение года, цикличность сезонов, и, что важнее, приход зимы.
Торри, община Тротборг
В этом смысле мне проще. Я сельский житель. У меня есть огороды немалых размеров (понимаешь это когда приходится вскапывать). Вот и на алтарь я всегда стараюсь приносить всë своë (на урожай у меня целая корзина даров с огорода)
Представитель Крымского Круга Трота
UPD.Сегодня мы можем дополнить опрос ответами Бьорна из Нагльфара:
Ответы согласованы с годи Торстейном общины Нагльфар.
Как вы будете отмечать Урожай?
Собираемся на своем месте, отведенном под праздники. Женщины общины готовят все к пиру, мужчины готовят место. Разжигаются (от кремния) два костра -для живых и для мертвых. В один бросаются дары богам с просьбой о защите и благословении текущей зимой. Другой - для Бальдра и духов зимы. В него бросаются подарки для богов и духов
зимы. Мы решили разграничить эти два дейстия - ибо момент переходный и очень важный. Годи трубит в рог о начале обряда, все собираются. Естественно поприветствуем богов и вознесем им хвалу, представимся(делается это всегда так же и для того,чтоб представить богам новоприбывших) и пустим рог по кругу. На урожай также обычно делается кукла Бальдра и на иммитации Драккара отправляется к Хель, ибо не будем забывать,что это время скорби для Фригг. На драккар кладутся подарки Бальдру - цветы, травы, все то,что цветет последним. Также вместе после проводов Бальдра в погребальном костре сжигаются отжившие амулеты, ритуальные предметы или рунные плашки. Еще в этот костер бросаются записки с болезнями и бедами, от которых мы бы хотели избавиться(на бересте). Ну и подарки и откупы для суровых властителей зимнего периода.
У богов часто просим друг за друга, не просить ничего я считаю неправильным, раз уж мы обращаем на себя взор богов - они не должны быть отвлечены от своих дел впустую. Это также признак уважения по отношению у ним и признание их силы. Тот же принцип отдаривания должен быть соблюден, приглашая богов в гости и не прося ничего взамен - мы ставим их в несколько неловкое положение. Также в этот праздник берем сноп злаков символизирующий "последний сноп", украшаем его ленточками и ставим на праздничный стол, дабы духи последнего снопа пировали с нами. На столе - яблоки(связаны с сюжетом о похищении яблок у Идунн), домашняя выпечка, по возможности последние дары природы - грибы, кое какие ягоды, мед. В дополнение иногда может быть травяной чай или настойка на травах. Так как все обряды проходят иногда напряженно, один из общины - что назначается годи - занимается увеселительными конкурсами, играми и прочим.
Какое место в вашей вере и практике занимает аграрная сторона праздников? Как вы ее адаптируете/переосмысляете?
Во-первых, аграрная сторона никуда и не делась. Мы также едим хлеб, мясо и продукты, выращенные на земле. Потому благодарить богов за урожай - вполне естественно, пусть даже он попал к нам через третьи руки. А у многих есть собственный участок или частный дом, так что и тут благодарность уместна. Опять же, мы все трудимся, а праздник Урожая еще и награда за проделанную работу за год, подведение итогов. Все,чего мы достигли за весь год - этим мя делимся друг с другом и радуемся за успехи товарищей.
Еще один важный момент, у многих из нас предки были землепашами и благодаря их труду мы сейчас живы. Этим праздником мы отдаем честь и хвалу и им. Опять же почитая "дух зерна" мы приносим к себе в дома благососнояние и благополучие. Еще на Руси считалось,что при сборе колосьев, духи перебегают от одного колоса к другому и в итоге все они остаются в последнем снопе. Эти духи - дают процветание и благополучие семьям.
(c)
------------------------------------------------
И
читать дальше
Судя по всему, Бальдр оказался прочно (и, вероятно, уже навсегда) связан с образом умирающего и воскресающего бога. Строго говоря, к скандинавской (германской) языческой традиции эта мифологема отношения не имеет. Родилась она в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, воплощением её могут быть Таммуз, Адонис, Аттис. Главный признак божеств этого круга - связь с циклами природы, с растительностью, уход из мира живых зимой и воскрешение-возвращение летом.
Но Бальдр пока не возвращался. Более того, его возвращению должны предшествовать — ни больше, ни меньше — Последняя Битва и гибель нашего мира. Даже с обещанием мира нового, прекрасного и обновлённого, много раз подумаешь, торопить ли такую «весну».

Бальдр и Хёд — грядущие наследники чертогов на Идавёлль, залог того, что путь богов не прервётся, символ того, что прежние распри потеряют смысл и будут забыты. Возможно, история Бальдра — действительно, как говорят исследователи, отражение воданического жертвоприношения. Возможно, путанник Саксон Грамматик не очень напутал, и история Бальдра и Хёда — это история борьбы героев за деву-награду... Но нет никаких намёков на связь Бальдра с расцветающей каждый год природой, никто от него не ждал урожая, и как писал Снорри, хоть «он [Бальдр] самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров». И «ресница Бальдра» (что-то из маргариток) не говорит о нём, как о боге растительности, ведь была и «борода Тора».
Истоки современного переосмысления образа сына Одина, как мне кажется, в Викке, откуда пришло в Трот немало народу. Люди просто искали привычный шаблон, и нашли его, не особо вникая в суть (благо Викка позволяет объединять всё со всем, и горе деталям!

Плохо ли это? С моей точки зрения, не слишком нужно.
Боюсь, однако, что горевать поздно, этой пролитой воды не соберёшь. В каком-то смысле любое событие Мифа вне-временно и длится вечно — в «здесь и сейчас». И смерть Бальдра на взлёте его силы и славы, в Золотой Век асов, и его похороны, и даже восстающая из моря зелёная земля с колосящимися без посева полями. Так что совсем уж непоправимого противоречия с традицией всё же нет, хотя переосмысление немалое.
И нам с этим жить, по видимому.
Зато имеем кусочек ответа на вопрос, что происходило бы с язычеством, если бы традиция не прервалась тысячу лет тому. Вот что-то в этом роде, видимо, и происходило б.
@темы: Урожай