Древний храм-hof был случайно обнаружен в 2011 году в Ранхейме (Ranheim, Норвегия) в Сёр-Трёнделаг (Sør-Trøndelag) во время проведения строительных работ, приблизительно в 10 км к северу от Тронхейма (области, связанной с родом знаменитого сторонника древней веры ярла Хакона Могучего). Это первая находка такого рода в стране, дохристианские культовые места в Скандинавии, были ранее обнаружены в восточной Дании, Центральной и южной Швеции (Skåne), но не в Норвегии. Хов, возможно, был построен около 400г. н. э. и использовался в течении сотен лет. После того, как христианство стало господствующей религией, комплекс был демонтирован и тщательно захоронен под толстым слоем торфа и глины более 1000 лет назад. Слой насыпного грунта был настолько толстым, что распашка не достигала остатков комплекса и он остался неповреждённым. Благодаря качеству и толщине грунта храм сохранился на удивление хорошо.
читать дальше

Карта окрестностей раскопок.
Под Utgravingsområde рисунка понимается вскрытая в процес работ область.
Художник Кари Стёрен Бинс (Kari Støren Binns).

Полностью раскопанная территория комплекса с круглым камнем, предположительно алтарём. Грунтовая стенка сзади показывает, как накладывались слои почвы, чтобы скрыть храм. Фотография: Пребен Рённе (Preben Rønne))
Когда археологи начали работу, они первоначально решили, что перед ними плоский могильный холм с главным погребением и одной или более вторичными могилами. Однако в процессе работы они установили, что перед ними не могильный холм, а место с жертвенным алтарём, называемым в древнеисландских источниках hörg. Согласно Пребену Рене (Preben Rønne) из Научного Музея Университета в Тронхейме (NTNU), который вёл раскопки, находку было также легко интерпретировать как языческий храм из норвежских источников. Место хова состоит из каменного «алтаря», найдены также следы деревянного строения со столбами, где, вероятно, размещались идолов в форме столбов с вырезанными лицами, и дороги для священных процессий. Самое позднее использование места датируется промежутком между 895 и 990гг. н. э. Возможно это, не смотря на формальную временную лакуну, связано как-то с тем, что первый из Олавов-крестителей, сын Трюггви, весьма жестокий в насаждении новой веры, был провозглашён конунгом в 995г. как раз после победы над ярлом Хаконом Могучим. Однако в неспокойные времена многие иммигрировали в Исландию или на другие острова Северной Атлантики и до этого. И по крайней мере 40 человек первопоселенцев Исландии упомянуты в северных источниках как проиходящие из Норвегии как раз из области Трёнделаг (Trøndelag), их исход относится к периоду между 870 и 930гг., ко временам Харальда Прекрасноволосого, объединившего страну под своей властью, что как раз попадает в рассматриваемый интервал. То, что опорные столбы здания были забраны, и предполагаемый алтарь тщательно скрыт торфом и глиной, предполагает, что священное место был преднамеренно разобрано и захоронено, возможно, чтобы избежать осквернения.

Реконструкция древнего культового места. Художник: Кари Стёрен Биннс (Kari Støren Binns), 2011
Предполагаемый алтарь представлял собой плоский круглый камень приблизительно 15 футов (4,572м – прим. В некоторых источниках – 15м, но см.фотографию) в диаметре и почти один метр высотой. Здание со столбами, находящееся на расстоянии нескольких метров, было прямоугольным, размеры первого этажа 5,3 x 4,5 метра, и имело 12 столбов (прим. Известное сакральное число, которое можно соотнести с «официально принятым» числом асов), каждым с тяжелым каменным основанием, указывающим, что строение, возможно, было высоким. Сооружение не использовалось в качестве жилья и не имело очага вовсе. В самом доме найдены следы четырех столбов, возможно , «высокого сидения», где и находились изображения богов.
Здание использовалось с V или VI и до X столетия нашей эры, комментаторы отмечают, что место сохранило признаки принесения в жертву животных. Под алтарем найдено углубление для огня, которое лежит непосредственно на доисторическом слое. Древесный уголь из этой ямы был датирован как относящийся к 400-500гг. до нашей эры. Место таким образом, возможно, рассматривалось как священное или, по крайней мере, имело особый статус задолго до того, как был возведён каменный алтарь. В доисторическом слое под огненной ямой можно явственно заметить следы борозд, сделанных с помощью примитивного предшественника плуга, называемого ard.

Найденные стеклянные бусины .Фотография: Preben Rønne.
Во время раскопок на алтаре были найдены две стеклянные бусины. Также были обнаружены несколько обожженных костей и следы деревянной коробки, заполненной красно-коричневым песком/гравием и растрескавшийся «кипятильный камень» (в оригинале cracked boiling stone, обычно так называют камни, которые клали в котёл и т.д. для ускорения процесса кипения воды. Такие камни обеспечивали центры кристаллизации так, чтобы жидкость кипела, не перегреваясь, а также позволяли избежать появления пузырьков). Среди костей были идентифицированы фрагменты человеческого черепа и несколько человеческих зубов. Дорога для процессий к западу от храма ведёт прямо к зданию со столбами, она отмечена с двумя параллельными рядами крупных камней протяженностью по крайней мере 25 футов (7,62м). Находки указывают, что люди, которые сознательно скрывали храм в Ранхейме, взяли столбы с собой — возможно, к месту, где они обосновались, чтобы возвести новый языческий храм.
В «Саге о людях с Песчаного берега», ч. 3-4, мы находим подобную сцену:
Хрольв был большим хёвдингом и жил на широкую ногу; он следил на острове за капищем Тора и был большим его другом; поэтому его прозвали Торольв. Это был большой, сильный и видный муж, с окладистой бородой; поэтому его называли Бородач с Мостра. Он был знатнейшим человеком на острове.
…
Торольв Бородач с Мостра устроил большое жертвоприношение и стал вопрошать Тора, своего закадычного друга, мириться ли ему с конунгом, или же уезжать из страны и искать иного пристанища. Жребий указал Торольву плыть в Исландию. После этого он добыл большое судно для морских переходов, снарядил его для плавания в Исландию и взял с собой своих домочадцев и скот. Он разобрал капище и взял большую часть бревен с собой вместе с землей из-под жертвенника, на котором сидел Тор. После этого Торольв вышел в море, и ветер ему благоприятствовал; он нашел Исландию и подошел с юга, западнее Мыса Дымов. Тут попутный ветер утих, и они увидели, что в сушу врезаются большие фьорды. Тогда Торольв бросил за борт столбы почетной скамьи, что прежде стояла у него в капище; на одном из них был вырезан Тор. Он еще заранее решил, что поселится в Исландии там, где Тор изволит вынести себя на берег. И едва столбы отдалились от корабля, как их подхватило течением и понесло западнее того фьорда, как людям казалось, изрядно быстро. Затем поднялся свежий ветер; они поставили парус, прошли на запад к Мысу Снежной Горы и, обогнув его, зашли во фьорд. Они видят, что фьорд этот на диво велик и широк, и по обеим сторонам большие горы. Торольв дал фьорду имя и назвал Широким Фьордом. Пристал он на южном берегу, ближе к середине фьорда, и поставил корабль в заливе, который они позже назвали Капищным Заливом. После этого они осмотрели сушу и на ближнем мысу, к северу от того залива, обнаружили, что Тор достиг суши вместе со столбами. Это место с той поры зовется Мысом Тора.
Потом Торольв объехал с огнем занятые им земли от устья Посошной Реки на побережье вглубь суши до реки, названной им Рекой Тора, и поселил там своих спутников. Он поставил у Капищного Залива большой хутор и назвал его Капищный Двор. Там же он велел возвести капище; это был большой дом. В боковых стенах, ближе к углам, были прорезаны двери. Внутри стояли столбы почетной скамьи; они были закреплены гвоздями; гвозди эти звались боговыми. Внутри капища было большое святилище. В помещении была постройка вроде хора в нынешних церквях, и там посреди пола стоял жертвенник, как алтарь в церкви. Поверх него лежало незамкнутое кольцо весом в двадцать эйриров. На нем следовало приносить все клятвы. Кольцо это годи капища должен был надевать на руку на всех сходках. На жертвеннике также должна была стоять жертвенная чаша с прутом наподобие кропила. Им следовало разбрызгивать из чаши ту кровь, что звалась «долей», — то была кровь умерщвленных животных, принесенных в жертву богам. Вокруг жертвенника в задней части капища стояли боги. Все люди должны были платить налог на капище и сопровождать годи во всех поездках, как теперь жители округи своего хёвдинга. А годи должен был содержать капище, чтобы оно не пришло в упадок, и устраивать в нем жертвенные пиры.
(перевод А.Циммерлинга)

Аэрофотосъемка участка, датируемая летом 2010. Фотография: NTNU Vitenskapsmuseet

Вид на гавань Ранхейма , 2 декабря 2011г.
К сожалению, капище не сохранилось. Местные власти, несмотря на протесты, приняли решение не останавливать строительство, поэтому древнее место почитания скандинавских богов, пережившее самые смутные христианские времена, погибло под колёсами грузовиков и гусеницами бульдозеров.
Источники
1.Заметка на сайте Ульфдаллир, которая и подтолкнула к поискам.
2.Источник Fant hedensk helligdom uten sidestykke
3.Gudehovet: The Heathen Hof at Ranheim, Norway
4.Перепечатка Archaeologists unearth ‘unparalleled’ pre-Christian temple in Norway
читать дальше

Карта окрестностей раскопок.
Под Utgravingsområde рисунка понимается вскрытая в процес работ область.
Художник Кари Стёрен Бинс (Kari Støren Binns).

Полностью раскопанная территория комплекса с круглым камнем, предположительно алтарём. Грунтовая стенка сзади показывает, как накладывались слои почвы, чтобы скрыть храм. Фотография: Пребен Рённе (Preben Rønne))
Когда археологи начали работу, они первоначально решили, что перед ними плоский могильный холм с главным погребением и одной или более вторичными могилами. Однако в процессе работы они установили, что перед ними не могильный холм, а место с жертвенным алтарём, называемым в древнеисландских источниках hörg. Согласно Пребену Рене (Preben Rønne) из Научного Музея Университета в Тронхейме (NTNU), который вёл раскопки, находку было также легко интерпретировать как языческий храм из норвежских источников. Место хова состоит из каменного «алтаря», найдены также следы деревянного строения со столбами, где, вероятно, размещались идолов в форме столбов с вырезанными лицами, и дороги для священных процессий. Самое позднее использование места датируется промежутком между 895 и 990гг. н. э. Возможно это, не смотря на формальную временную лакуну, связано как-то с тем, что первый из Олавов-крестителей, сын Трюггви, весьма жестокий в насаждении новой веры, был провозглашён конунгом в 995г. как раз после победы над ярлом Хаконом Могучим. Однако в неспокойные времена многие иммигрировали в Исландию или на другие острова Северной Атлантики и до этого. И по крайней мере 40 человек первопоселенцев Исландии упомянуты в северных источниках как проиходящие из Норвегии как раз из области Трёнделаг (Trøndelag), их исход относится к периоду между 870 и 930гг., ко временам Харальда Прекрасноволосого, объединившего страну под своей властью, что как раз попадает в рассматриваемый интервал. То, что опорные столбы здания были забраны, и предполагаемый алтарь тщательно скрыт торфом и глиной, предполагает, что священное место был преднамеренно разобрано и захоронено, возможно, чтобы избежать осквернения.

Реконструкция древнего культового места. Художник: Кари Стёрен Биннс (Kari Støren Binns), 2011
Предполагаемый алтарь представлял собой плоский круглый камень приблизительно 15 футов (4,572м – прим. В некоторых источниках – 15м, но см.фотографию) в диаметре и почти один метр высотой. Здание со столбами, находящееся на расстоянии нескольких метров, было прямоугольным, размеры первого этажа 5,3 x 4,5 метра, и имело 12 столбов (прим. Известное сакральное число, которое можно соотнести с «официально принятым» числом асов), каждым с тяжелым каменным основанием, указывающим, что строение, возможно, было высоким. Сооружение не использовалось в качестве жилья и не имело очага вовсе. В самом доме найдены следы четырех столбов, возможно , «высокого сидения», где и находились изображения богов.
Здание использовалось с V или VI и до X столетия нашей эры, комментаторы отмечают, что место сохранило признаки принесения в жертву животных. Под алтарем найдено углубление для огня, которое лежит непосредственно на доисторическом слое. Древесный уголь из этой ямы был датирован как относящийся к 400-500гг. до нашей эры. Место таким образом, возможно, рассматривалось как священное или, по крайней мере, имело особый статус задолго до того, как был возведён каменный алтарь. В доисторическом слое под огненной ямой можно явственно заметить следы борозд, сделанных с помощью примитивного предшественника плуга, называемого ard.

Найденные стеклянные бусины .Фотография: Preben Rønne.
Во время раскопок на алтаре были найдены две стеклянные бусины. Также были обнаружены несколько обожженных костей и следы деревянной коробки, заполненной красно-коричневым песком/гравием и растрескавшийся «кипятильный камень» (в оригинале cracked boiling stone, обычно так называют камни, которые клали в котёл и т.д. для ускорения процесса кипения воды. Такие камни обеспечивали центры кристаллизации так, чтобы жидкость кипела, не перегреваясь, а также позволяли избежать появления пузырьков). Среди костей были идентифицированы фрагменты человеческого черепа и несколько человеческих зубов. Дорога для процессий к западу от храма ведёт прямо к зданию со столбами, она отмечена с двумя параллельными рядами крупных камней протяженностью по крайней мере 25 футов (7,62м). Находки указывают, что люди, которые сознательно скрывали храм в Ранхейме, взяли столбы с собой — возможно, к месту, где они обосновались, чтобы возвести новый языческий храм.
В «Саге о людях с Песчаного берега», ч. 3-4, мы находим подобную сцену:
Хрольв был большим хёвдингом и жил на широкую ногу; он следил на острове за капищем Тора и был большим его другом; поэтому его прозвали Торольв. Это был большой, сильный и видный муж, с окладистой бородой; поэтому его называли Бородач с Мостра. Он был знатнейшим человеком на острове.
…
Торольв Бородач с Мостра устроил большое жертвоприношение и стал вопрошать Тора, своего закадычного друга, мириться ли ему с конунгом, или же уезжать из страны и искать иного пристанища. Жребий указал Торольву плыть в Исландию. После этого он добыл большое судно для морских переходов, снарядил его для плавания в Исландию и взял с собой своих домочадцев и скот. Он разобрал капище и взял большую часть бревен с собой вместе с землей из-под жертвенника, на котором сидел Тор. После этого Торольв вышел в море, и ветер ему благоприятствовал; он нашел Исландию и подошел с юга, западнее Мыса Дымов. Тут попутный ветер утих, и они увидели, что в сушу врезаются большие фьорды. Тогда Торольв бросил за борт столбы почетной скамьи, что прежде стояла у него в капище; на одном из них был вырезан Тор. Он еще заранее решил, что поселится в Исландии там, где Тор изволит вынести себя на берег. И едва столбы отдалились от корабля, как их подхватило течением и понесло западнее того фьорда, как людям казалось, изрядно быстро. Затем поднялся свежий ветер; они поставили парус, прошли на запад к Мысу Снежной Горы и, обогнув его, зашли во фьорд. Они видят, что фьорд этот на диво велик и широк, и по обеим сторонам большие горы. Торольв дал фьорду имя и назвал Широким Фьордом. Пристал он на южном берегу, ближе к середине фьорда, и поставил корабль в заливе, который они позже назвали Капищным Заливом. После этого они осмотрели сушу и на ближнем мысу, к северу от того залива, обнаружили, что Тор достиг суши вместе со столбами. Это место с той поры зовется Мысом Тора.
Потом Торольв объехал с огнем занятые им земли от устья Посошной Реки на побережье вглубь суши до реки, названной им Рекой Тора, и поселил там своих спутников. Он поставил у Капищного Залива большой хутор и назвал его Капищный Двор. Там же он велел возвести капище; это был большой дом. В боковых стенах, ближе к углам, были прорезаны двери. Внутри стояли столбы почетной скамьи; они были закреплены гвоздями; гвозди эти звались боговыми. Внутри капища было большое святилище. В помещении была постройка вроде хора в нынешних церквях, и там посреди пола стоял жертвенник, как алтарь в церкви. Поверх него лежало незамкнутое кольцо весом в двадцать эйриров. На нем следовало приносить все клятвы. Кольцо это годи капища должен был надевать на руку на всех сходках. На жертвеннике также должна была стоять жертвенная чаша с прутом наподобие кропила. Им следовало разбрызгивать из чаши ту кровь, что звалась «долей», — то была кровь умерщвленных животных, принесенных в жертву богам. Вокруг жертвенника в задней части капища стояли боги. Все люди должны были платить налог на капище и сопровождать годи во всех поездках, как теперь жители округи своего хёвдинга. А годи должен был содержать капище, чтобы оно не пришло в упадок, и устраивать в нем жертвенные пиры.
(перевод А.Циммерлинга)

Аэрофотосъемка участка, датируемая летом 2010. Фотография: NTNU Vitenskapsmuseet

Вид на гавань Ранхейма , 2 декабря 2011г.
К сожалению, капище не сохранилось. Местные власти, несмотря на протесты, приняли решение не останавливать строительство, поэтому древнее место почитания скандинавских богов, пережившее самые смутные христианские времена, погибло под колёсами грузовиков и гусеницами бульдозеров.
Источники
1.Заметка на сайте Ульфдаллир, которая и подтолкнула к поискам.
2.Источник Fant hedensk helligdom uten sidestykke
3.Gudehovet: The Heathen Hof at Ranheim, Norway
4.Перепечатка Archaeologists unearth ‘unparalleled’ pre-Christian temple in Norway
@темы: история, традиции, капище в Ранхейме