Путешествие Тьяльви: пример того, как включать поздние источники в сравнительное исследование локальных религий Северной Европы.
Матс Бертелл, (Maths Bertell)
Опубликовано в Retrospective Method Network Newsletter №6, May 2013, p.47-52

Часть статьи (полностью будет опубликована в «Саге» и на «Северной Славе»), перевод черновой, примечания и список литературы опущены.

В этой статье я хотел бы обратиться к идее того, как использовать более поздний материал в качестве указания на древнейшие источники — в сравнительной перспективе.
Это может быть проиллюстрировано обзором упоминаний Тьяльви (Þjálfi), известного как спутник Тора (Þórr) в древнесеверном, которые могут быть сопоставлены с материалами других культур Северной Европы. Связь саамских материалов XVIIIв. и финских материалов XIX и XXвв. с древнесеверными источниками XIIIв. является проблематичной во многих отношениях, в т.ч. хронологических и географических. Ранние исследования представляют нам ясную картину: саамская религия находилась под влиянием веры их скандинавских соседей, как было с религией финнов (ср. Olrik 1905a; 1905b; 1906.). Позднейшие исследования, однако, показали, что взаимодействие должно было быть гораздо более сложным, нежели названное .

Заимствования и обмен — что мы подразумеваем?
Религиозное культурное слияние и обмен, как утверждал Ауке Хулткранц (Áke Hultkrantz, 1973; ср. Сёренсен (Sørensen, 2004)) это никоим образом не однократное действие. В большинстве случаев это процесс, который продолжается длительный период времени со многими встречами при различных условиях, знакомстве, насаждении и включении идей и мотивов среди групп различных людей.
читать дальше

@темы: история, статьи, мифология, боги и богини