Символический смысл, вкладываемый ныне в праздники годового круга, строится во многом на параллелях между жизнью человека и космическими циклами. Мир тысячелетиями структурировался тем, чем люди жили. Охота, скот, поле. Род, жизнь, смерть. Именно в этих пределах было существенно, что «как внизу, так и вверху». И этими же реалиями, наверное, стоит проверять любую мистерию ныне. Народными верованиями, сохранившимися обрядами и обычаями, суевериями и гаданиями, пусть даже живем мы в не совсем естественном мире, где картошка в магазинах растёт. Точнее, именно потому, что этот мир – не совсем естественный и определяется во многом слишком условными ценностями.
Согласно Троту мистерия Дистинга – мистерия сватовства Фрейра к ещё по-зимнему холодной, ещё не любящей деве из рода ётунов, что олицетворено в цикле года первой символической вспашкой промерзшей земли (в викканской традициии рассматривают иногда символизм богини-невесты, иногда символизм матери, кормящей рожденного в Солнцестояние бога-младенца). В жизни же это было время зимних ярмарок в Швеции, собственно там, на востоке Скандинавии праздник и был известен. читать дальше К сожалению, о нём сохранилось не слишком много сведений, так что суть и обрядность его в Троте достраивались в том числе на материале Имболка. Впрочем, как несложно будет заметить, сходство в народных традициях от Руси до Британии велико, и аналогии более чем правомочны. С учетом широты и основного занятия людей, естественно.
Имболк.
Имболк известен как праздник домашнего очищения (особенно водой и огнем), окота и лактации овец. В Средиземноморье, кстати, примерно тогда же праздновались Луперкалии (те, которые сменил день св.Валенина) – пастушеский праздник, связанный, как водится с плодородием. А вот в Ирландии это было действительно временем начала сева (в отличии от Шотландии, России, и как подозреваю, той же Скандинавии). Вот рассказ (с сайта Ведьмы
«На Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brídeóg, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brídeóg ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини.
(Примечание – пожалуй, здесь свадебная символика прослеживается совершенно прозрачно, хотя и сказано обтекаемо – пробуждение плодородной силы зерна) )
Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.
В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.»
Тогда же гадали на урожай, замечали погоду на весну и лето, причем хорошей приметой были именно мороз (ср. русские народные приметы ниже)
Сретенье.
Славянская обрядность во многом параллельна названной, что и неудивительно - общие корни, общие нужды, во многом общие условия жизни. В народном календаре Сретенье – время предвесенней оттепели, время когда зима и лето встречаются. Зима потихоньку идёт на убыль и сильнее злится, Лето ещё робко и неуверенно проглядывает поднимающимся выше солнышком. и день становится ощутимо длиннее. Д.Гаврилов и С.Ермаков в книге «Время богов и время людей» предполагают, что смысл праздника, изначально был связан с Масленицей (возможно, именно в феврале и праздновавшейся раньше), чье предназначение – напугать Зиму, не изгнать ещё, но заставить попятится. Такое карнавальное действо и связанные с ним ярмарки, в принципе бы коррелировали с ярмарками шведскими.
«Приметы, наблюдаемые поселянами в этот день, бывают различны, смотря по местности.
В Костромской губернии, при появлении оттепели, говорят: «На Сретеньев день от воробья стена мокра». С этим вместе они примечают появление ранней весны.
В Тульской и Рязанской губерниях есть поверье, что с этого дня в первый раз появляется весенняя теплота. Для этого у них есть поговорка: «На Сретенье зима с летом встретилась».
В Тульской губернии, когда середь дня появится солнце, говорят: «Солнце идет на лето, а зима на мороз». (Сахаров И.П. Сказания русского народа)
Как и в реконструкции Дистинга, и в обычае “постели Бригиты-Бридж”, связь с браком, с первой ночью замужества, не символический, а вполне реальный, у нас была:
«В наших летописях его (прим. – февраль) называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы. Это название доселе удержалось между поселянами Костромской губернии.»(Сахаров И.П. Там же)
Первая борозда в наших краях, несмотря на всю символическую красоту брака с Землею, малоактуальна, хоть при снеге замерзшем, хоть при подтаявшем. Но был обычай починок, подготовки к будущим работам 3 февраля:
«3 февраля. В селениях Тульской губернии, после сретенской оттепели, рачительные хозяева начинают починивать летнюю сбрую, ездовую и пахатную. С ранней зари, помолясь всей семьей, выходят в сараи и занимаются работой. Для починок варится в этот день семейная саломата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорят поселяне: «Приехала саломата на двор, расчинай починки». (Сахаров И.П. Там же)
Параллелью к новому приплоду и связанным с ним заботам там, где овец было мало, можно считать русские жуколы (6 февраля):
«Жуколами поселяне Костромской губернии называют коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Там есть поговорка: «На день святого Вукола — телятся жуколы».(Сахаров И.П.Там же)
В это же время было принято печь обрядовые хлебцы, которые на рязани назывались «копыта » или «копыря», на орловщине специально для коров пекли трубницы с кашей внутри.В южнорусских губерниях за обедом клали сено на стол, на него ставили горшок с кашей, в которую втыкали две былинки, одна из которых изображала пастуха, а вторая телёнка. Затем зажигали свечу перед иконой, молились. Старшая в доме женщина поднимала горшок с кашей, качала его и приговаривала: «Штоб каровки бяжали памыкивали, а телятки пабрыкивали!»Затем сено отдавали корове, а кашу съедали. (С.Ермако, Д.Гаврилов.Время богов и время людей, со ссылкой на Селиванова, 1886г.)
Имболкское ритуальное очищение тоже часто связывают именно с необходимостью чистоты физической при обращении с новорожденными и детёнышами. Так это или не так, но сретенская вода, как средство очищения и защиты у славян играла не меньшую роль, чем у соседей. Воду в церквях набирали в новую, ещё не использованную посуду, приносили домой и берегли весь год. Вода эта считалась целебной, её натирали больные места, окропляли скот, чтоб не болел, пасечники в течении года кропили ею ульи каждое первое воскресенье на молодой месяц. Этой же водой кропили отправлявшихся в путь за солью чумаков, вместе с возом и с волами, могли ею покропить и отправлявшегося в школу сына.
(из - О.Воропай. Звичаї нашого народу)
Кстати, окропление скота происходило 11 февраля, на день св. Власия, тогда же могли с целью защиты и очищения окурить хлев. И в это же время освящали масло (поговорка гласила “У святого Власия борода в масле”), в качестве прелюдии к Масленице (имевшей место с 27 февраля). Опять можно вспомнить Имболк и роль молока на нём. Еще можно провести параллели между Власием и Велесом как покровителями близящейся недели игрищ (как сделано это в книге С.Ермакова и Д.Гаврилова), но это будет чуть позже. Начало февраля, подготовка к гулянию, в целом остаётся скорее праздником домашним, защитным и “женским”.
(С.Ермаков и Д.Гаврилов, Время богов и время людей)
Так же общей с Имболком является важная роль огня, точнее – свечи, массивной (до полуметра), громницы. Её на Сретенье святили в церкви вместе с водою. Такую свечу зажигают (до сих пор – мне как-то посоветовали брать в горы, в поход) во время грозы, что бы защитить людей и скотину от грома. Эту же свечу давали в руки умирающему при чтении отходной молитвы.
(из - О.Воропай. Звичаї нашого народу)
«Кроме того, громничками подпаливали волосы всем живущим в доме и шерсть скоту – чтобы не болели. Той же свечой рисовали знаки на дверях и балках домов знаки – где-то крест, где-то колесо с шестью спицами, «громовник», - чтобы зло не имело доступа в дом.»
( http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.imbolc.htm))
Ещё Сретенье, как и любой праздник в аграрном обществе, неизбежно было связано с урожаем. Его, совсем как в селениях Британии, пытались угадать по приметам, на него ворожили, обеспечивали магическими средствами.
Накануне, 1 февраля
«Старики примечают в этот вечер: если покажется на небе много звезд, то уверяют, что зима еще долго продолжится и весна будет поздняя.»(Сахаров И.П. Сказания русского народа).
Непосредственно 2 февраля
«В Рязанской губернии, при выпадении снега, говорят: «На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок». Если появится метель, то говорят: «Коли на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-т подберет». С этой приметою у них соединяется понятие о поздней осени, недостатке корма.»
(Сахаров И.П. Там же).
На Украине ясная и тихая погода в этот день предвещала добрый урожай на полях и роение пчел, ветер – наоборот, не радовал. Оттепель означала, что весна будет поздней: «як на ‘Стрітення півень нап’ється води із калюжи, то жди ще стужи», «як нап’ється півень води, то набереться господар біди».
2 февраля, хозяева ворожили на урожай, выставляя во двор на ночь тарелку с зерном. Если есть утром осядет роса – будет урожай, нет – плохая примета (что правда, несколько противоречит предыдущей идее, что оттепель – не к добру. Возможно, примета локальная южная или автор что-то перепутал).
(из - О.Воропай.Звичаї нашого народу)
А днём ранее -1 февраля – избавлялись от вредителей (и урожай, и очищение разом):
«Есть старое предание у поселян Калужской и Московской губерний, что только на этот день (прим. 1 февраля) можно заклинать губителей скирдов и стогов — мышей. По их верованию, заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем искоренить их из селения. Призванный знахарь вынимает из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов берет по клоку сена. Все это сносится в печь, зажигается раскаленною кочергою. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпается в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь во все время читает заговоры и громко произносит заклятия.
Знахаря сопровождает во всех проделках хозяин с хозяйкою с хлебом-солью и чистым полотенцем. Возвращаясь с гумна, знахаря угощают и отдаривают. Для образца мы приводим здесь заклятие знахаря:
«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахнучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем же порушится». (Сахаров И.П. Сказания русского народа).
Так же в феврале же избавлялись и от незримой опасности.
3 февраля - от проделок домового:
« В селениях Владимирской губернии есть поверье, что в этот день (3 февраля) лихой домовой, ночью, заезжает лошадей. В отвращение зла поселяне, по чьим-то советам, придумали привязывать на шею лошадям кнут и онучи. Все это делается для того, будто домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.»
5 февраля:
«В селениях Нижегородской губернии есть поверье, что на этот день (5 февраля) пробегает по селам заморенная коровья смерть. Поселяне наши чуму рогатого скота олицетворяли мифом и разными сказаниями.
Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Наши поселяне твердо уверены, что одно только опахиванье, совершенное с таинственным обрядом, изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлевы. Робкие поселяне тогда запирают свои хлевы, а дальновидные и опытные убирают хлевы лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
В зажиточных селениях, где печи построены с трубами, происходят в этот день(5февраля) большие хлопоты. С вечера закрывают трубы крепко-накрепко, замазывают глиною, на загнетках покуривают чертополохом; никто не спит ночью, от малого до большого. И все эти хлопоты для того, что будто в этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Выживай тогда их, отыскивай знахарей. Сколько хлопот и забот с ними. Все лучше, как заранее примешь меры, и после живи, не тужи.»(Сахаров И.П. Сказания русского народа)
-----------------------------
В общем, основные идеи народного праздника оформляются (что, собственно, давно уже сделано и без меня) вокруг
- ритуального очищения и защиты семьи и имущества водой и огнём, которые прослужат оберегом на целый год.
- заботы о скотине, особенно о телятах и ягнятах, что в наши дни в городе скорее выльется в использование молока и молочных продуктов и приготовленных на молоке каш.
- встречи первых проблесков лета в ещё непобежденном царстве зимы, подготовки к летним работам, символическая или реальная (но, ИМХО, при континентальном климате всё же не первая борозда…слишком большим диссонансом выглядит это при -15!). Вероятно, обращение о благом лете и годе.
- встреча Фрейра и Герд, Ньёрда и Скади в качестве мистериального одновременно и отражения и прообраза изменений в мире.
Первые три вещи, несомненно, находятся в ведении дис, покровительниц и защитниц, праматерей рода. Свадьба же великанши и бога приводит ледяных дев в круг дис Асгарда, делая из враждебных и холодных обитательниц Утгарда – хранительниц мира в ограде и просто – мира. Точно так же, как без брака женщина не станет матерью-дисой-хранительницей семьи человеческой, а земля не проснётся на ледяном ложе без солнца и тепла.
Дистинг на пороге, подходящее время обо всём об этом вспомнить, наверное.
И в качестве иллюстрации - народные костюмы невест Норвегии с традиционной короной невесты (которая могла передаваться из поколения в поколение).

Согласно Троту мистерия Дистинга – мистерия сватовства Фрейра к ещё по-зимнему холодной, ещё не любящей деве из рода ётунов, что олицетворено в цикле года первой символической вспашкой промерзшей земли (в викканской традициии рассматривают иногда символизм богини-невесты, иногда символизм матери, кормящей рожденного в Солнцестояние бога-младенца). В жизни же это было время зимних ярмарок в Швеции, собственно там, на востоке Скандинавии праздник и был известен. читать дальше К сожалению, о нём сохранилось не слишком много сведений, так что суть и обрядность его в Троте достраивались в том числе на материале Имболка. Впрочем, как несложно будет заметить, сходство в народных традициях от Руси до Британии велико, и аналогии более чем правомочны. С учетом широты и основного занятия людей, естественно.
Имболк.
Имболк известен как праздник домашнего очищения (особенно водой и огнем), окота и лактации овец. В Средиземноморье, кстати, примерно тогда же праздновались Луперкалии (те, которые сменил день св.Валенина) – пастушеский праздник, связанный, как водится с плодородием. А вот в Ирландии это было действительно временем начала сева (в отличии от Шотландии, России, и как подозреваю, той же Скандинавии). Вот рассказ (с сайта Ведьмы
«На Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brídeóg, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brídeóg ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини.
(Примечание – пожалуй, здесь свадебная символика прослеживается совершенно прозрачно, хотя и сказано обтекаемо – пробуждение плодородной силы зерна) )
Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.
В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.»
Тогда же гадали на урожай, замечали погоду на весну и лето, причем хорошей приметой были именно мороз (ср. русские народные приметы ниже)
Сретенье.
Славянская обрядность во многом параллельна названной, что и неудивительно - общие корни, общие нужды, во многом общие условия жизни. В народном календаре Сретенье – время предвесенней оттепели, время когда зима и лето встречаются. Зима потихоньку идёт на убыль и сильнее злится, Лето ещё робко и неуверенно проглядывает поднимающимся выше солнышком. и день становится ощутимо длиннее. Д.Гаврилов и С.Ермаков в книге «Время богов и время людей» предполагают, что смысл праздника, изначально был связан с Масленицей (возможно, именно в феврале и праздновавшейся раньше), чье предназначение – напугать Зиму, не изгнать ещё, но заставить попятится. Такое карнавальное действо и связанные с ним ярмарки, в принципе бы коррелировали с ярмарками шведскими.
«Приметы, наблюдаемые поселянами в этот день, бывают различны, смотря по местности.
В Костромской губернии, при появлении оттепели, говорят: «На Сретеньев день от воробья стена мокра». С этим вместе они примечают появление ранней весны.
В Тульской и Рязанской губерниях есть поверье, что с этого дня в первый раз появляется весенняя теплота. Для этого у них есть поговорка: «На Сретенье зима с летом встретилась».
В Тульской губернии, когда середь дня появится солнце, говорят: «Солнце идет на лето, а зима на мороз». (Сахаров И.П. Сказания русского народа)
Как и в реконструкции Дистинга, и в обычае “постели Бригиты-Бридж”, связь с браком, с первой ночью замужества, не символический, а вполне реальный, у нас была:
«В наших летописях его (прим. – февраль) называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы. Это название доселе удержалось между поселянами Костромской губернии.»(Сахаров И.П. Там же)
Первая борозда в наших краях, несмотря на всю символическую красоту брака с Землею, малоактуальна, хоть при снеге замерзшем, хоть при подтаявшем. Но был обычай починок, подготовки к будущим работам 3 февраля:
«3 февраля. В селениях Тульской губернии, после сретенской оттепели, рачительные хозяева начинают починивать летнюю сбрую, ездовую и пахатную. С ранней зари, помолясь всей семьей, выходят в сараи и занимаются работой. Для починок варится в этот день семейная саломата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорят поселяне: «Приехала саломата на двор, расчинай починки». (Сахаров И.П. Там же)
Параллелью к новому приплоду и связанным с ним заботам там, где овец было мало, можно считать русские жуколы (6 февраля):
«Жуколами поселяне Костромской губернии называют коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Там есть поговорка: «На день святого Вукола — телятся жуколы».(Сахаров И.П.Там же)
В это же время было принято печь обрядовые хлебцы, которые на рязани назывались «копыта » или «копыря», на орловщине специально для коров пекли трубницы с кашей внутри.В южнорусских губерниях за обедом клали сено на стол, на него ставили горшок с кашей, в которую втыкали две былинки, одна из которых изображала пастуха, а вторая телёнка. Затем зажигали свечу перед иконой, молились. Старшая в доме женщина поднимала горшок с кашей, качала его и приговаривала: «Штоб каровки бяжали памыкивали, а телятки пабрыкивали!»Затем сено отдавали корове, а кашу съедали. (С.Ермако, Д.Гаврилов.Время богов и время людей, со ссылкой на Селиванова, 1886г.)
Имболкское ритуальное очищение тоже часто связывают именно с необходимостью чистоты физической при обращении с новорожденными и детёнышами. Так это или не так, но сретенская вода, как средство очищения и защиты у славян играла не меньшую роль, чем у соседей. Воду в церквях набирали в новую, ещё не использованную посуду, приносили домой и берегли весь год. Вода эта считалась целебной, её натирали больные места, окропляли скот, чтоб не болел, пасечники в течении года кропили ею ульи каждое первое воскресенье на молодой месяц. Этой же водой кропили отправлявшихся в путь за солью чумаков, вместе с возом и с волами, могли ею покропить и отправлявшегося в школу сына.
(из - О.Воропай. Звичаї нашого народу)
Кстати, окропление скота происходило 11 февраля, на день св. Власия, тогда же могли с целью защиты и очищения окурить хлев. И в это же время освящали масло (поговорка гласила “У святого Власия борода в масле”), в качестве прелюдии к Масленице (имевшей место с 27 февраля). Опять можно вспомнить Имболк и роль молока на нём. Еще можно провести параллели между Власием и Велесом как покровителями близящейся недели игрищ (как сделано это в книге С.Ермакова и Д.Гаврилова), но это будет чуть позже. Начало февраля, подготовка к гулянию, в целом остаётся скорее праздником домашним, защитным и “женским”.
(С.Ермаков и Д.Гаврилов, Время богов и время людей)
Так же общей с Имболком является важная роль огня, точнее – свечи, массивной (до полуметра), громницы. Её на Сретенье святили в церкви вместе с водою. Такую свечу зажигают (до сих пор – мне как-то посоветовали брать в горы, в поход) во время грозы, что бы защитить людей и скотину от грома. Эту же свечу давали в руки умирающему при чтении отходной молитвы.
(из - О.Воропай. Звичаї нашого народу)
«Кроме того, громничками подпаливали волосы всем живущим в доме и шерсть скоту – чтобы не болели. Той же свечой рисовали знаки на дверях и балках домов знаки – где-то крест, где-то колесо с шестью спицами, «громовник», - чтобы зло не имело доступа в дом.»
( http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.imbolc.htm))
Ещё Сретенье, как и любой праздник в аграрном обществе, неизбежно было связано с урожаем. Его, совсем как в селениях Британии, пытались угадать по приметам, на него ворожили, обеспечивали магическими средствами.
Накануне, 1 февраля
«Старики примечают в этот вечер: если покажется на небе много звезд, то уверяют, что зима еще долго продолжится и весна будет поздняя.»(Сахаров И.П. Сказания русского народа).
Непосредственно 2 февраля
«В Рязанской губернии, при выпадении снега, говорят: «На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок». Если появится метель, то говорят: «Коли на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-т подберет». С этой приметою у них соединяется понятие о поздней осени, недостатке корма.»
(Сахаров И.П. Там же).
На Украине ясная и тихая погода в этот день предвещала добрый урожай на полях и роение пчел, ветер – наоборот, не радовал. Оттепель означала, что весна будет поздней: «як на ‘Стрітення півень нап’ється води із калюжи, то жди ще стужи», «як нап’ється півень води, то набереться господар біди».
2 февраля, хозяева ворожили на урожай, выставляя во двор на ночь тарелку с зерном. Если есть утром осядет роса – будет урожай, нет – плохая примета (что правда, несколько противоречит предыдущей идее, что оттепель – не к добру. Возможно, примета локальная южная или автор что-то перепутал).
(из - О.Воропай.Звичаї нашого народу)
А днём ранее -1 февраля – избавлялись от вредителей (и урожай, и очищение разом):
«Есть старое предание у поселян Калужской и Московской губерний, что только на этот день (прим. 1 февраля) можно заклинать губителей скирдов и стогов — мышей. По их верованию, заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем искоренить их из селения. Призванный знахарь вынимает из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов берет по клоку сена. Все это сносится в печь, зажигается раскаленною кочергою. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпается в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь во все время читает заговоры и громко произносит заклятия.
Знахаря сопровождает во всех проделках хозяин с хозяйкою с хлебом-солью и чистым полотенцем. Возвращаясь с гумна, знахаря угощают и отдаривают. Для образца мы приводим здесь заклятие знахаря:
«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахнучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем же порушится». (Сахаров И.П. Сказания русского народа).
Так же в феврале же избавлялись и от незримой опасности.
3 февраля - от проделок домового:
« В селениях Владимирской губернии есть поверье, что в этот день (3 февраля) лихой домовой, ночью, заезжает лошадей. В отвращение зла поселяне, по чьим-то советам, придумали привязывать на шею лошадям кнут и онучи. Все это делается для того, будто домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.»
5 февраля:
«В селениях Нижегородской губернии есть поверье, что на этот день (5 февраля) пробегает по селам заморенная коровья смерть. Поселяне наши чуму рогатого скота олицетворяли мифом и разными сказаниями.
Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Наши поселяне твердо уверены, что одно только опахиванье, совершенное с таинственным обрядом, изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлевы. Робкие поселяне тогда запирают свои хлевы, а дальновидные и опытные убирают хлевы лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
В зажиточных селениях, где печи построены с трубами, происходят в этот день(5февраля) большие хлопоты. С вечера закрывают трубы крепко-накрепко, замазывают глиною, на загнетках покуривают чертополохом; никто не спит ночью, от малого до большого. И все эти хлопоты для того, что будто в этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Выживай тогда их, отыскивай знахарей. Сколько хлопот и забот с ними. Все лучше, как заранее примешь меры, и после живи, не тужи.»(Сахаров И.П. Сказания русского народа)
-----------------------------
В общем, основные идеи народного праздника оформляются (что, собственно, давно уже сделано и без меня) вокруг
- ритуального очищения и защиты семьи и имущества водой и огнём, которые прослужат оберегом на целый год.
- заботы о скотине, особенно о телятах и ягнятах, что в наши дни в городе скорее выльется в использование молока и молочных продуктов и приготовленных на молоке каш.
- встречи первых проблесков лета в ещё непобежденном царстве зимы, подготовки к летним работам, символическая или реальная (но, ИМХО, при континентальном климате всё же не первая борозда…слишком большим диссонансом выглядит это при -15!). Вероятно, обращение о благом лете и годе.
- встреча Фрейра и Герд, Ньёрда и Скади в качестве мистериального одновременно и отражения и прообраза изменений в мире.
Первые три вещи, несомненно, находятся в ведении дис, покровительниц и защитниц, праматерей рода. Свадьба же великанши и бога приводит ледяных дев в круг дис Асгарда, делая из враждебных и холодных обитательниц Утгарда – хранительниц мира в ограде и просто – мира. Точно так же, как без брака женщина не станет матерью-дисой-хранительницей семьи человеческой, а земля не проснётся на ледяном ложе без солнца и тепла.
Дистинг на пороге, подходящее время обо всём об этом вспомнить, наверное.
И в качестве иллюстрации - народные костюмы невест Норвегии с традиционной короной невесты (которая могла передаваться из поколения в поколение).

