Смысл дороги в том, что дороги нет. (с)Кирлиан
[Локи] сказал:
"А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы,-
ты - муж женовидный".
Насколько я понимаю, Локи здесь упоминает об обучении Одина у Фрейи.
Вопрос: в каких источниках еще упоминается об этом и чем конкретно занимался Один?
"А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы,-
ты - муж женовидный".
Насколько я понимаю, Локи здесь упоминает об обучении Одина у Фрейи.
Вопрос: в каких источниках еще упоминается об этом
О Фрейе здесь ничего не сказано, возможно, на Самсей Всеотец занимался чем-то самостоятельно, история умалчивает. Но версия, что Фрейя учила Одина сейду (магии немужской и, возможно, с бубном) основана на "Саге об Инглингах"
4:
Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов.
6:
Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы.
и чем конкретно занимался Один?(с)
Темна вода во облацех.) С бубнами работали шаманы, сейконы использовали помост (могли на возвышении находиться или лежать в трансе), прорицательницы входили в нужное состояние под песню-вардлок...
Вот полный список колдовских умений Одина, из той же саги, в пересказе непрофессионала:
Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.
VII
Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль — он назывался Скидбладнир, — на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел.(с)
"руны и песни, которые называются заклинаниями" - гальдр, считается магией асов.
Предвидение, вред, наведение безумия, отнятие силы, по видимому - сейд. Хотя в "Речах Высокого" примерно это же достигалось гальдром.)
Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы.
Известно ли, какая именно часть считалась зазорной для мужчин, и почему?
сейконы использовали помост
Кто такие сейконы?
raidhe, миль пардон, сейконы - это сейдконы, конечно. )
(сейд+кона=женщина, тут машина без исл. шрифта)
Известно ли, какая именно часть считалась зазорной для мужчин, и почему?(с)
Как всегда, 100%точно -нет. Однако при речи про сейд в источниках используется слово, которое вежливо переводят как немужественный (argr/ragr) и которое означает буквально сексуально-извращенный, в переносном смысле - трусливый, лишенный мужества, подлый. Это весьма радует дамскую часть и позволяет строить теории о необходимости пассивного принятия... ну, например, божества.) На что парни огрызаются, что отважным и гордым викингам было просто запАдло добиваться цели уловками слабаков и трусов, а потеря контроля во время транса для воина вообще не приемлима - прибить могут (см. описание ухода духом Оина, однако).
Если интересно, выложу перевод статьи на эту тему. Правда, считать её истиной в последней инстанции я не стала бы, почему именно слабый пол любит слэш - вопрос отдельный.))
о необходимости пассивного принятия... ну, например, божества
потеря контроля во время транса для воина вообще не приемлима
Да, слышал эти варианты.
Буду благодарен за статью.
Если интересно, выложу перевод статьи на эту тему.
очень интересно будет почитать