Начинаю потихоньку выкладывать истории про малый народец, в основном из земель норвежских - но не только.
Итак, сегодня - фоссегрим.
читать дальше
"Светлой лунной ночью присядь у водопада, — ты увидишь и услышишь, как внизу, в чёрной пропасти, среди пенистых водоворотов, фоссегрим исполняет величественную музыку — мелодии, созданные самой природой. Сначала ты различишь лишь могучий рокот, но потом музыка очарует тебя, и тебе самому захочется слиться с бурлящим потоком созвучий.
Все песни, что боязливо таились в лесах и в горах, все голоса природы оживают в струнах его скрипки, и венчает их мощный аккорд, сотканный из звуков языка древних гномов. Шумят ели, шелестят осины, журчат ручьи и звенят берёзы. Свежие ветры ликуют высоко в горах, вздыхает лесная тишина, а глубокое лесное озеро поёт под нежные и печальные звуки ивовой флейты. Дух водопада мечтательно склоняется над своей скрипкой. Смычок звучно ударяет по струнам и своим беспрерывным движеньем влечёт за собой — ввысь над пропастью, вниз в пучину.
Фоссегрим играет с закрытыми глазами, вглядываясь внутрь себя. Кажется, музыка пронизывает его, — послушай, как он притопывает ногой в такт. Игра его вечна. И вот блестящие чёрные скалы становятся могучими стенами храма, где свободно парят мелодии вечности. Высоко по синеве воздушного свода плывёт прозрачная луна, отражаясь в глубоких чёрных омутах и искрящихся водах извилистой реки. На небе одна за другой загораются звёзды. И звуки будто стали неукротимыми, и каждая капля будто хочет подняться в небо и, сияя, слиться с мириадами звёзд. А вдохновенный музыкант-виртуоз сидит внизу с закрытыми глазами, склонившись над скрипкой. Игра духа водопада — это цепь, что приковывает его к водной бездне."(c)
Т. Киттельсен, выдающийся норвежский художник и писатель.
Дух водопада не только гениальный музыкант, но и непревзойдённый учитель. Он может научить своему искусству и человека. По преданию, нужно отыскать водопад, который даёт начало пяти рекам, — именно там обитает дух, слывущий в народе лучшим учителем музыки. Слово «фоссегрим» (fossegrim) — дух водопада — состоит из двух частей: foss — «водопад» и grim — «страшный, суровый». Последнее в древнескандинавской мифологии было одним из имён бога Одина.
Желающий стать первым скрипачом среди людей находится всегда. Вот и идёт этот отчаянный парень к водопаду. Однако все знают, что просто так фоссегрим не раскроет тайну чудесной игры на скрипке, поэтому ученик должен принести с собой бараний окорок, и лучше всего — украденный на соседнем хуторе.
Почему такой подарок нужно поднести фоссегриму, объяснить нетрудно. Деревенский скрипач за свою работу обычно получал четвёртую часть забитой овцы в качестве вознаграждения. Да и по форме окорок имеет некоторое сходство со скрипкой. Находились такие скрипачи, которые ради забавы натягивали струны на копчёный окорок и играли на нём.
Чтобы перенять мастерство у духа водопада, нужно выбрать для урока подходящее время. Охотно обучает фоссегрим своему искусству в ночь на Ивана Купала (24 июня). В Северной Норвегии наилучшим временем считают Рождественскую ночь. Чаще же всего люди говорят, что приходить к водопаду со скрипкой нужно три четверга подряд по вечерам. В первый четверг надо бро¬сить в водопад угощение. Но в этот раз урок не состоится — фоссегрим будет есть. В следующий четверг нужно прийти к водопаду и настраивать скрипку, и только на третий раз — играть на ней.
Если духу водопада понравится окорок, схватит он музыканта за руку и будет водить его рукой со смычком по струнам до тех пор, пока у того кровь из пальцев не выступит. Зато после этого смельчак сможет играть так, что деревья будут кружиться в танце, а водопад — остановит своё течение. Те немногие, что научились играть на скрипке у фоссегрима, так искусно могут настроить свой инструмент, как никто другой.
Однако не все способны добросовестно выполнять условия соглашения. Всегда найдутся такие ловкачи, которые не прочь научиться искусству фоссегрима и даже захватят с собой бараний окорок, но...
Как-то раз захотел один человек научиться играть на скрипке. Это было довольно странно, потому как все знали, что он был очень скупой и никогда не позволил бы себе пожертвовать целый окорок духу водопада. Люди отговаривали его, ведь фоссегрим не станет учить музыке без вознаграждения. Но парень был очень упрям и никого не слушал. Пришёл он к водопаду, остановился, посмотрел на окорок... И тот показался ему слишком большим. Кому может прийти в голову выбросить столько мяса? Вот скряга и отделил аккуратненько самые хорошие куски мяса от кости. «Вот так-то лучше», — подумал он и бросил кость в воду. Теперь оставалось только ждать. Казалось, прошла целая вечность, прежде чем появился фоссегрим. Вид у него был сердитый. И всё-таки дух водопада научил парня настраивать скрипку, но тот остался недоволен: «Я же пришёл сюда за тем, чтоб научиться играть!»
«Ты кости посмел мне без мяса отдать, так, скрипку настроив, не сможешь играть», — ответил фоссегрим.
Довольно часто игру фоссегрима можно было услышать и с мельницы, которая стоит недалеко от водопада.
Однажды вечером Томмес Скотбаккен из Брун-кеберга, что в Телемарке, ночевал на мельнице у водопада Хэге. Но фоссегрим играл на скрипке так, что Томмес не мог усидеть на месте, ноги сами шли в пляс. Он танцевал и танцевал и не мог остановиться, а дух водопада всё играл. Так прошла целая ночь. Наконец Томмес не выдержал и закричал: «Именем Иисуса, когда же всё это прекратится?» Тогда звуки скрипки стихли, и Томмес смог перевести дух.
Редко кто попадает к духу водопада не по своей воле, обычно люди сами разыскивают духа с тем, чтобы обучиться его мастерству в обращении со скрипкой. Однако народная песня, записанная в Эстердале, в местечке Юа, что неподалёку от водопада, рассказывает о том, как фоссегрим украл девушку вместе с телегой сена, на которой она ехала, и заточил её в свой водопад. Но девушка не растерялась. Она оставляла за собой след из соломинок, и люди смогли найти её и освободить.
Из книги
“В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре” под ред Рачинской Е.С.,М.2009.
Есть и другой образ фоссегрима – золотоволосого юноши сзелёными глазами, любителя похищать девушек (помните историю служанки с сеном), от которого рыбаки защищаются, положив на нос лодки железный нож. Однако его не связывают с водопадами, живет он под мостами и просто в воде, что противоречит имени “фоссегрим”. Так что,подозреваю, что имеет место некоторая литературная путаница.
Еще можно добавить, что известны случаи, когда язычники “приносили жертвы водопаду”, вероятно – обитающим там духам (Книга о занятии земли, ч.5).
"Торстейн Красноносый был великий жрец. Он приносил жертвы водопаду, и велел бросить всё своё наследство в водопад. Он был и очень дальновиден.
Торстейн велел сосчитать своих овец, но на двадцати сотнях сбились со счёта. Хотя овец было очень много, осенью он сказал, какие из них прокляты, и велел их зарезать.
В последнюю осень своей жизни он сказал в овчарне:
— Разрежьте сейчас ту овцу, что пожелаете. Я проклят, или эти овцы, или же все мы.
А ночью, когда он скончался, все овцы попрыгали в водопад."(с)
Подозреваю всё же, что овцы на тризне по Торстейну "самоубились" не совсем добровольно.) А гадание по внутренностям или по овечьей бабке было известно в Исландии ещё много лет после христианизации. Бросить же деньги в воду или закопать их означало, как известно, намерение пользоваться ими после смерти. Но это к слову.
А еще – вот что пишет М.И.Стеблин-Каменский в статье “От наскальных рисунков до рукописных памятников”:
“Так, излюбленным местом для изображения оленей были отвесные скалы у порогов или водопадов. На одной отвесной скале в северной Норвегии сохранилось около четырехсот изображений оленей. У всех оленей голова направлена вниз, в воду под обрывом. По-видимому, рисунки эти связаны с методом охоты, который практиковался в северной Норвегии еще в XVIII в. Как полагают археологи, в каменном веке он был там обычным. В определенных местах вдоль пути, по которому оленьи стада осенью мигрировали к морю, ставились заграждения, и олени таким образом загонялись на обрыв, с которого они были вынуждены прыгать вниз в воду, где становились легкой добычей охотников.
Рисунки, о которых идет речь, должны были, по-видимому, «наколдовать» добычу, т. е. оказать магическое действие на животных — заставить их бросаться с обрыва в воду и таким образом обеспечить удачную охоту. “(с)
Не то, что б все эти истории обязательно связаны, фоссегрим может быть не тем духом, которого почитал Торстейн, и память о Силах, обеспечивавших удачу на охоте в каменном веке, скорее всего давным-давно затёрлась новыми веяниями. А может быть и нет.
Но вот они такие, водопады Норвегии.
Итак, сегодня - фоссегрим.
читать дальше
"Светлой лунной ночью присядь у водопада, — ты увидишь и услышишь, как внизу, в чёрной пропасти, среди пенистых водоворотов, фоссегрим исполняет величественную музыку — мелодии, созданные самой природой. Сначала ты различишь лишь могучий рокот, но потом музыка очарует тебя, и тебе самому захочется слиться с бурлящим потоком созвучий.
Все песни, что боязливо таились в лесах и в горах, все голоса природы оживают в струнах его скрипки, и венчает их мощный аккорд, сотканный из звуков языка древних гномов. Шумят ели, шелестят осины, журчат ручьи и звенят берёзы. Свежие ветры ликуют высоко в горах, вздыхает лесная тишина, а глубокое лесное озеро поёт под нежные и печальные звуки ивовой флейты. Дух водопада мечтательно склоняется над своей скрипкой. Смычок звучно ударяет по струнам и своим беспрерывным движеньем влечёт за собой — ввысь над пропастью, вниз в пучину.
Фоссегрим играет с закрытыми глазами, вглядываясь внутрь себя. Кажется, музыка пронизывает его, — послушай, как он притопывает ногой в такт. Игра его вечна. И вот блестящие чёрные скалы становятся могучими стенами храма, где свободно парят мелодии вечности. Высоко по синеве воздушного свода плывёт прозрачная луна, отражаясь в глубоких чёрных омутах и искрящихся водах извилистой реки. На небе одна за другой загораются звёзды. И звуки будто стали неукротимыми, и каждая капля будто хочет подняться в небо и, сияя, слиться с мириадами звёзд. А вдохновенный музыкант-виртуоз сидит внизу с закрытыми глазами, склонившись над скрипкой. Игра духа водопада — это цепь, что приковывает его к водной бездне."(c)
Т. Киттельсен, выдающийся норвежский художник и писатель.
Дух водопада не только гениальный музыкант, но и непревзойдённый учитель. Он может научить своему искусству и человека. По преданию, нужно отыскать водопад, который даёт начало пяти рекам, — именно там обитает дух, слывущий в народе лучшим учителем музыки. Слово «фоссегрим» (fossegrim) — дух водопада — состоит из двух частей: foss — «водопад» и grim — «страшный, суровый». Последнее в древнескандинавской мифологии было одним из имён бога Одина.
Желающий стать первым скрипачом среди людей находится всегда. Вот и идёт этот отчаянный парень к водопаду. Однако все знают, что просто так фоссегрим не раскроет тайну чудесной игры на скрипке, поэтому ученик должен принести с собой бараний окорок, и лучше всего — украденный на соседнем хуторе.
Почему такой подарок нужно поднести фоссегриму, объяснить нетрудно. Деревенский скрипач за свою работу обычно получал четвёртую часть забитой овцы в качестве вознаграждения. Да и по форме окорок имеет некоторое сходство со скрипкой. Находились такие скрипачи, которые ради забавы натягивали струны на копчёный окорок и играли на нём.
Чтобы перенять мастерство у духа водопада, нужно выбрать для урока подходящее время. Охотно обучает фоссегрим своему искусству в ночь на Ивана Купала (24 июня). В Северной Норвегии наилучшим временем считают Рождественскую ночь. Чаще же всего люди говорят, что приходить к водопаду со скрипкой нужно три четверга подряд по вечерам. В первый четверг надо бро¬сить в водопад угощение. Но в этот раз урок не состоится — фоссегрим будет есть. В следующий четверг нужно прийти к водопаду и настраивать скрипку, и только на третий раз — играть на ней.
Если духу водопада понравится окорок, схватит он музыканта за руку и будет водить его рукой со смычком по струнам до тех пор, пока у того кровь из пальцев не выступит. Зато после этого смельчак сможет играть так, что деревья будут кружиться в танце, а водопад — остановит своё течение. Те немногие, что научились играть на скрипке у фоссегрима, так искусно могут настроить свой инструмент, как никто другой.
Однако не все способны добросовестно выполнять условия соглашения. Всегда найдутся такие ловкачи, которые не прочь научиться искусству фоссегрима и даже захватят с собой бараний окорок, но...
Как-то раз захотел один человек научиться играть на скрипке. Это было довольно странно, потому как все знали, что он был очень скупой и никогда не позволил бы себе пожертвовать целый окорок духу водопада. Люди отговаривали его, ведь фоссегрим не станет учить музыке без вознаграждения. Но парень был очень упрям и никого не слушал. Пришёл он к водопаду, остановился, посмотрел на окорок... И тот показался ему слишком большим. Кому может прийти в голову выбросить столько мяса? Вот скряга и отделил аккуратненько самые хорошие куски мяса от кости. «Вот так-то лучше», — подумал он и бросил кость в воду. Теперь оставалось только ждать. Казалось, прошла целая вечность, прежде чем появился фоссегрим. Вид у него был сердитый. И всё-таки дух водопада научил парня настраивать скрипку, но тот остался недоволен: «Я же пришёл сюда за тем, чтоб научиться играть!»
«Ты кости посмел мне без мяса отдать, так, скрипку настроив, не сможешь играть», — ответил фоссегрим.
Довольно часто игру фоссегрима можно было услышать и с мельницы, которая стоит недалеко от водопада.
Однажды вечером Томмес Скотбаккен из Брун-кеберга, что в Телемарке, ночевал на мельнице у водопада Хэге. Но фоссегрим играл на скрипке так, что Томмес не мог усидеть на месте, ноги сами шли в пляс. Он танцевал и танцевал и не мог остановиться, а дух водопада всё играл. Так прошла целая ночь. Наконец Томмес не выдержал и закричал: «Именем Иисуса, когда же всё это прекратится?» Тогда звуки скрипки стихли, и Томмес смог перевести дух.
Редко кто попадает к духу водопада не по своей воле, обычно люди сами разыскивают духа с тем, чтобы обучиться его мастерству в обращении со скрипкой. Однако народная песня, записанная в Эстердале, в местечке Юа, что неподалёку от водопада, рассказывает о том, как фоссегрим украл девушку вместе с телегой сена, на которой она ехала, и заточил её в свой водопад. Но девушка не растерялась. Она оставляла за собой след из соломинок, и люди смогли найти её и освободить.
Из книги
“В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре” под ред Рачинской Е.С.,М.2009.
Есть и другой образ фоссегрима – золотоволосого юноши сзелёными глазами, любителя похищать девушек (помните историю служанки с сеном), от которого рыбаки защищаются, положив на нос лодки железный нож. Однако его не связывают с водопадами, живет он под мостами и просто в воде, что противоречит имени “фоссегрим”. Так что,подозреваю, что имеет место некоторая литературная путаница.
Еще можно добавить, что известны случаи, когда язычники “приносили жертвы водопаду”, вероятно – обитающим там духам (Книга о занятии земли, ч.5).
"Торстейн Красноносый был великий жрец. Он приносил жертвы водопаду, и велел бросить всё своё наследство в водопад. Он был и очень дальновиден.
Торстейн велел сосчитать своих овец, но на двадцати сотнях сбились со счёта. Хотя овец было очень много, осенью он сказал, какие из них прокляты, и велел их зарезать.
В последнюю осень своей жизни он сказал в овчарне:
— Разрежьте сейчас ту овцу, что пожелаете. Я проклят, или эти овцы, или же все мы.
А ночью, когда он скончался, все овцы попрыгали в водопад."(с)
Подозреваю всё же, что овцы на тризне по Торстейну "самоубились" не совсем добровольно.) А гадание по внутренностям или по овечьей бабке было известно в Исландии ещё много лет после христианизации. Бросить же деньги в воду или закопать их означало, как известно, намерение пользоваться ими после смерти. Но это к слову.
А еще – вот что пишет М.И.Стеблин-Каменский в статье “От наскальных рисунков до рукописных памятников”:
“Так, излюбленным местом для изображения оленей были отвесные скалы у порогов или водопадов. На одной отвесной скале в северной Норвегии сохранилось около четырехсот изображений оленей. У всех оленей голова направлена вниз, в воду под обрывом. По-видимому, рисунки эти связаны с методом охоты, который практиковался в северной Норвегии еще в XVIII в. Как полагают археологи, в каменном веке он был там обычным. В определенных местах вдоль пути, по которому оленьи стада осенью мигрировали к морю, ставились заграждения, и олени таким образом загонялись на обрыв, с которого они были вынуждены прыгать вниз в воду, где становились легкой добычей охотников.
Рисунки, о которых идет речь, должны были, по-видимому, «наколдовать» добычу, т. е. оказать магическое действие на животных — заставить их бросаться с обрыва в воду и таким образом обеспечить удачную охоту. “(с)
Не то, что б все эти истории обязательно связаны, фоссегрим может быть не тем духом, которого почитал Торстейн, и память о Силах, обеспечивавших удачу на охоте в каменном веке, скорее всего давным-давно затёрлась новыми веяниями. А может быть и нет.
Но вот они такие, водопады Норвегии.
@темы: мифология, сокрытый народ, традиции
Жду продолжения :-)
Продолжение потихоньку будет, но не знаю когда. Я тут перевод "Нашего Трота" запустила, а Йоль то всё ближе. Надо браться. А пока - презент(ация).
Дайрик очень не вовремя заглючил с картинками, но вот тут живут очаровательные норвежские тролли. Самые что ни на есть.