При написании статьи использованы источники Будур Н. "Повседневная жизнь викингов", Ж. Симпсон "Викинги" и другие.
На протяжении нескольких столетий викинги терроризировали Европу. Перепуганные европейцы даже поминали их в своих молитвах. «Боже, избавь нас от норманнов!», - просили несчастные, ожидая очередного набега воинственных скандинавов. Их боялись и ненавидели, однако в среде самих викингов были те, к кому даже свои относились с опаской и подозрением. Это берсерки – неистовые воины, одним своим видом повергавшие врагов в состояние ужаса и паники. В «Саге об Инглингах» о берсерках сказано так: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, и ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...». В своей книге «Викинги: быт, религия, культура» Жаклин Симпсон объясняет этимологию слова «берсерк». Это слово обозначает дословно «медвежья рубашка», но отнюдь не «голая рубашка», как полагают некоторые исследователи. Однако корень «ber» может означать как «медведь», так и «голый». Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнаженными по пояс.
читать дальшеБерсерки были привилегированной частью воинского сословия. Их важнейшая функция состояла в том, что они начинали любую битву, и начинали ее так, что, как правило, тут же и решали исход этой битвы. Тацит в своем трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» пишет о берсерках следующее: «Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать... Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию». Отряд берсерков одним своим видом заставлял врагов трепетать. Штурмуя города в качестве боевого авангарда, они оставляли за собой лишь горы трупов поверженных врагов. А следом за берсерками наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота, довершавшая разгром. Если верить литературным памятникам, то древнескандинавские конунги часто использовали берсерков в качестве личной охраны, что лишний раз подтверждает их воинскую элитарность. В одной из саг говорится, что у датского короля Хрольфа Краке в телохранителях ходило сразу 12 берсерков.
Берсерк долго готовился к получению этого почетного звания. Он должен был пройти многие этапы подготовки. В «Саге о Хрольве Жердинке» говорится, что в числе прочих испытаний, будущий берсерк должен был поразить медведя, выпить его кровь, и после этого к нему переходила сила зверя. Берсерком становятся не только благодаря храбрости, физической силе и упорству. Для этого нужно выдержать ритуальное испытание, после которого радикально меняется поведение воина. Он обретает способность по собственной воле впадать в так называемое буйство берсерка. Он должен преобразовать свою человеческую сущность, продемонстрировав устрашающее и агрессивное исступление, которое отождествляет его с разъяренным диким зверем. Его захватывает таинственная сила – нечеловеческая и неодолимая. Эта сила – своего рода демоническое безумие, которое повергает в ужас и парализует противника. На сегодняшний день существует несколько теорий, объясняющих поведение берсерков. Одна из теорий гласит, что викинги превращались в берсерков потому, что перед сражением пили специальный отвар из ядовитых грибов. Другие исследователи считают, что берсерки – это люди с подвижной психикой, или невротики и психопаты, которые во время битвы приходили в крайнее возбуждение. В поддержку этой теории говорит то обстоятельство, что способность впадать в звериную ярость передавалась по наследству. Попросту говоря, это было психическое заболевание, переходящее от родителей к детям. В одной из саг, например, говорится о человеке, имевшем 12 сыновей. Все они были берсерки: «У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав приближение ярости (т.е. припадка безумия, сказали бы мы), сходить с корабля на берег и кидать там большие камни, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей». Однако большинство исследователей полагает, что берсерками становились не наркоманы и не потомственные психопаты, а наиболее ярые почитатели бога Одина, обладавшие умением впадать в боевой экстаз. В «Саге об Эгиле» читаем: «Торольв так разъярился, что забросил щит себе за спишу и взял копье обеими руками. Он бросился вперед и колол врагов направо и налево. Люди разбегались от него в разные стороны, но многих он успевал убить». Тем не менее, не стоит полностью отрицать возможность употребления викингами различных возбуждающих снадобий. Историк и исследователь, Ю.Арнаутова пишет: «В основе действия этих снадобий – химические соединения, сегодня именуемые галлюциногенами, которые вызывают в организме различные изменения психических функций от простого обострения всех органов чувств и аффективных состояний до искажения восприятия реальности, времени, пространства и самоидентификации, а также зрительные, слуховые, тактильные галлюцинации. Для достижения шаманского транса древние скандинавы использовали мухомор. Содержащийся в нем мускарин – алкалоид нейротоксического действия – приводит шамана в невероятное возбуждение. С горящими глазами, весь охваченный дрожью, он совершает ритуал камлания. Симптоматическая картина бешенства у берсерков заставляет предполагать наличие мухоморов в их ритуальных снадобьях, состав которых хранился к глубокой тайне. Экстатическое состояние у берсерков начинается с ощущения холода и озноба, лицо отекает и краснеет, быстро нарастает психомоторное возбуждение, они впадают в ярость и набрасываются на окружающих, часто не разбирая, кто друг, а кто враг. Но как только буйство проходит, они становятся слабее, чем обычно. Действительно, вызванное мускарином возбуждение, длится не более одного дня, а затем наступает упадок сил и длительная апатия. Снадобья часто использовались в виде мазей, которые наносились на самые чувствительные, в особенности, эрогенные зоны тела».
Как бы то ни было, но берсерки принимали активное участие во многих сражениях, и именно они одерживали победы. Всякий уважающий себя конунг имел берсерков в своей дружине. Так, у конунга Харальда Прекрасноволосого был целый такой отряд, насчитывающий 12 воинов. Вот как описывается одна из битв с их участием: «Двенадцать берсерков конунга находились на носу корабля. Корабль конунга шел вперед, и там была жесточайшая схватка. Когда же проверили войско, много оказалось убитый, и у многих были опасные раны. На корабле конунга не было никого, кто бы стоял перед передней мачтой и не был ранен, кроме тех, кого железо не брало, а это были берсерки». На службе сильному королю берсерки делали полезное дело, однако без такого контроля бешенство и пренебрежение законами обычной жизни превращали их в угрозу обществу. Поэтому в позднейших сагах берсерков иногда изображают удивительными героями, но чаще всего представляют грубыми хулиганами, которые терроризируют всех, пока герой саги не поставит их на место. В «Круге Земном» Снорри Стурлусона, сборнике историй, написанном в 13 веке, берсерки нередко представлены как бандиты и мародеры. В 1012 году ярл Эйрик Хаконарсон объявил берсерков на территории Норвегии вне закона, и они, видимо, стали искать счастья в других краях, в том числе и в Исландии. Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели, в конце концов, к полному переосмыслению образа берсерка. Уже с XI в. это слово приобретает исключительно негативный оттенок. Причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические черты. В «Саге о Ватисдоле» рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну «одержимым». По совету новоприбывшего священнослужителя одержимых злыми духами отпугивали огнем, забивали насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что «железо не уязвляет берсерков», а тела сбрасывали в овраг без погребения. В других текстах отмечалось, что окрещенный берсерк навсегда утрачивал способность перевоплощаться. Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием. Перестав быть представителями воинской элиты, без которых невозможно представить победу в сражениях, берсерки исчезли, унеся с собой все свои тайны …
Тацит в своем трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» пишет о берсерках следующее...(c)
Исключительно из занудства: писал Тацит все-таки не о берсерках, а о воинской доблести племени хаттов. В академическом издании отрывок звучит так:
"31. И что у остальных народов Германии встречается редко и всегда исходит из личного побуждения, то превратилось у хаттов в общераспространенный обычай: едва возмужав, они начинают отращивать волосы и отпускать бороду и дают обет не снимать этого обязывающего их к доблести покрова на голове и лице ранее, чем убьют врага. И лишь над его трупом и снятой с него добычей они открывают лицо, считая, что наконец уплатили сполна за свое рождение и стали достойны отечества и родителей; а трусливые и невоинственные так до конца дней и остаются при своем безобразии. Храбрейшие из них, сверх того, носят на себе похожую на оковы железную цепь (что считается у этого народа постыдным), пока их не освободит от нее убийство врага. Впрочем, многим хаттам настолько нравится этот убор, что они доживают в нем до седин, приметные для врагов и почитаемые своими. Они-то и начинают все битвы. Таков у них всегда первый ряд, внушающий страх как все новое и необычное; впрочем, и в мирное время они не стараются придать себе менее дикую внешность."(с)
Что ж до мухоморов, то читала я когда-то отчет этнографа, который наблюдал за шаманом в процессе (найти источник, правда, сейчас сложно). Судороги, отсутствие моторного контроля, рвота, беспамятство... Не слишком похоже на боевой набор.
Интереснее провести аналогии с кельтской боевой яростью (когда согласно уже ирландским сагам внешность Кухулина и пр. искажалась, от них несло жаром и т.д.). Платов, в частности, предполагает существование в воинских союзах (или школах) северо-западной Европы психотехник для разгонки психики...
Зайцев, "Путь Берсерка"( www.loopback.ru/psytech/energy/berserk.htm )
Современное, отчасти повторяет известные шаманские практики,изложено так, чтобы отбить охоту заранее:
После этого Вы должны какое-то время (сколько
можете, но чем больше тем лучше) пожить жизнью этого животного. Питаться их
пищей (если животное травоядное, ягоды, грибы, съедобные корневища), спать
на голой земле. Теперь Вам пригодятся навыки полученные из книг по
устройству природы. Полученные продукты можно готовить на костре, но огонь
надо разводить без спичек, зажигалки или лупы. Только природные методы
(трение веток, огонь от молнии, самовоспламенение от засухи). Ни в коем
случае не использовать котелки, тарелки и прочее. (Только палки, листья,
закапывать в угли и т.п.).(с)
Упрощающий всёи вся Шлахтер сводил нечто в этом роде к одному-двум упражнениям (без учета физических тренировок). Ну, лишь бы работало.
У кого хватит выдержки весь курс - раскажите.