Это лишь первый блин первая ласточка в теме, дальше материалы будуть дополняться в комментах.
А заодно проверка - читаем ли подобный текст вообще. Оговорка насчет воспроизводимости шрифтов - прежняя, такова жизнь на дайриках, увы. Буква, соответствующая руне Ing передается как (ng) и т.д.
Отрывок из книги
Е. А. МЕЛЬНИКОВА
СКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ
Новые находки и интерпретации
Возникновение и развитие рунического письма
Старшеруническое письмо
читать дальшеУстановление прочных и постоянных связей с Римской империей на рубеже нашей эры оказало огромное влияние на социально-политическое и культурное развитие германцев. Особенно сильно проявлялось оно на территориях, ставших имперскими провинциями, и в широкой пограничной зоне (limes) со «Свободной Германией» (Germania Libera). Одним из результатов этих контактов стало зарождение своеобразной формы буквенного письма, которое распространилось у всех германских народов и функционировало в Скандинавии вплоть до XV в. Оно получило название рунического от древнеисландского названия наков – run «руна». Изначально run имело значения «скрытое, секретное знание; тайна; шепот». Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т.е. доступность лишь посвященным «скрытость», «тайность» для всех остальных. Новую этимологию предложил Р.Моррис, связавший слово run с индоевропейским корнем со значением «царапать, делать насечки» (ср. нем.
ritzen «царапать, насекать»: Morris; Antonsen 1989. P. 140).
Древнейший, старший, рунический алфавит, использовавшийся до конца VIII в., состоял из 24 знаков, имевших фонетическое (не до конца ясное у нескольких рун) и символическое значение (Begriffswert), вытекающее из их названий (см. табл. 1). Графика многих старших рун была неустойчива, и почти каждая из них имела несколько аллографов, иногда сходных с аллографами других рун (например, k, p, d, j и др. См.: Westergaard). Нередко употреблялись лигатуры, например, gaD, azO, erO и др. (Mejer 1984).
Старшерунический алфавит начинался рунами f, u, (th), a, r, k, отчего его называют также футарком (см.: Duwel 1996). Уже в IV в. последовательность рун в алфавите была устойчива (кроме последних восьми знаков), о чем свидетельствуют древнейшие надписи, состоящие целиком или частично из футарка или его частей (на камне из Kylver, Готланд, археологически датируется временем между 350 и 475 г., рунологически – второй четвертью V в.; на брактеатах из Vadstena и Motala, Эстеръётланд, и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, датируемых первой половиной VI в.: Krause-Jankuhn. № 1, 2, 3 и др.). Вместе с тем порядок следования рун, как видно уже из первых пяти знаков, необычен для алфавитов, восходящих к финикийскому письму (греческое, латинское и многие другие), и он пока не получил объяснения.
24-значный ряд подразделялся на 3 группы ((ae)ttir), состоящие из 8 знаков; каждая группа именовалась по названию ее начальной руны: fu(th)orkgw – Freys (ae)tt (от Freyr – Фрейр, бог плодородия в скандинавском языческом пантеоне), hnijpe(ei)Rs – Hagals (ae)tt (hagall – «град»), tbeml(ng)do – Tys (ae)tt (Tyr– бог Тюр). Выделение этих групп самими носителями рунического письма подтверждается неоднократным изображением одной из них (чаще всего – первой. См.: Krause-Jankuhn. № 2, 3, 4, 5 и др.) или раздельным написанием каждой из групп (на брактеатах из Vadstena, Эстеръётланд, Швеция, первая половина VI в., и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, первая половина VI в.).
К настоящему времени известно около 250 старшерунических надписей I–VIII вв. Их корпусное издание осуществили В.Краузе и Г.Янкун (Krause-Jankuhn. Bd. I–II); сводки надписей с краткими комментариями даны Э.А.Макаевым (Макаев 1965. С. 100-110 Makaev. Р. 85-91), который опубликовал в хронологическом порядке 115 текстов на различных предметах и 31 надпись на брактеатах, и Э.Антонсеном (Antonsen 1975), опубликовавшим 121 надпись по языковой, диалектной, принадлежности.
Подавляющее большинство старшерунических надписей сделано на металлических предметах: оружии (наконечниках копий, умбонах, накладках и рукоятях щитов. См. сводку: Duwel 1981b) и украшениях. Особую категорию представляют надписи на золотых брактеатах V–VI вв. (см.: Axboe, Duwel, Hauck, Padberg). Начиная с V в. все больше используется камень. Однако графика рун – отсутствие округлых линий – заставляет предполагать, что основным материалом для рунического письма, особенно в начальный период его существования, служило дерево (о «деревянных плашках» говорит и Тацит; см. ниже), расположение волокон на котором препятствовало вырезанию округлостей. Тем не менее, видимо в силу плохой сохранности дерева, находки деревянных предметов с надписями крайне редки: древнейшие из них -на рукояти из Vimose (Ютландия) древках копий из Kragehul (о. Фюн) – датируются III–IV вв.
Несмотря на относительную ясность состава алфавита и фонетического значения знаков, практически все важнейшие вопросы, связанные с происхождением рунического письма – временем и местом его возникновения, его прототипом, его первоначальными функциями – являются дискуссионными. Более того, выработанные к 1950–1970-м годам основные теории происхождения рунической письменности ныне подвергаются радикальному пересмотру. Причиной этого стали в первую очередь многочисленные новые находки старшерунических надписей, сделанные как при полевых археологических исследованиях, так и при изучении ранее найденных памятников, хранящихся в музеях.
До последних двух десятилетий время возникновения рунического письма определялось рубежом II–III вв. н.э. – первой половиной III в. Основанием служили археологические датировки предметов, на которых были выявлены надписи, в первую очередь из погребений. Древнейшими памятниками рунической письменности считались надписи предметах вооружения (на наконечниках копий из Ovre Staby, Норвегия; Dahmsdorf, Бранденбург; Ковеля, Западная Украина; на умбоне щита из Thorsberg, ШлезвигГольштейн) и на украшениях (пряжках из Thorsberg, Шлезвиг-Гольштейн; Novling, Ceверная Ютландия; Himlingoje, Зеландия; N.sbjerg, Южная Ютландия) и др.
Однако еще в конце I в. н.э. римский историк Корнелий Тацит писал о гаданиях у германцев: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань». Вынимая эти плашки, жрецы по нанесенным на них знакам предсказывают будущее (Тацит. С. 357). Сообщение Тацита вызывало дискуссии: было неясно, употреблялись ли во времена Тацита упоминаемые им знаки только для гаданий, или использовались как письменная система, т.е. система графем, каждая из которых имела строго определенное фонетическое значение. Ввиду отсутствия памятников рунической письменности столь раннего времени, предполагалось, что те знаки, которые упоминает Тацит, должны рассматриваться лишь как прообразы рунического письма.
Первым открытием, приблизившим время возникновения рунического письма ко временам Тацита, были находки, сделанные при раскопках 1970-1980-х годов в долине реки Иллеруп (Illerup) вблизи г. Сканнерборга, Восточная Ютландия (Ilkj(ae)r, Lonstrup; Ilkj(ae)r). Здесь были обнаружены три огромных вотивных болотных клада, содержащих предметы вооружения и снаряжения. Наиболее ранний из кладов (№ 2) содержал вооружение примерно для 200 воинов и более 225 римских денариев, которые послужили основанием для датировки клада: младшая из них чеканена в 187-188 годах, т.е. клад относится к концу II в. (по принятой хронологии – римский век, период С1b). На нескольких вещах при исследовании выявились рунические надписи. Более того, на двух наконечниках надписи оказались идентичны – первый случай в рунологической практике. При этом на одном наконечнике надпись была выбита штемпелем, на другом – процарапана, т.е., видимо, скопирована с первого. Более того, через несколько лет была найдена и третья аналогичная надпись – также на наконечнике копья из клада в Vimose в Восточной Ютландии. Надпись была первоначально прочтена слева направо как ojinga(R) и, по предположению Э.Мольтке и М.Стоклунд, содержала имя кузнеца (Moltke, Stoklund). Позднее выяснилось, что надпись следует читать справа налево, а первой является руна w, а не R: wagnijo (<*wagnaR). Еще одна надпись – swarta «черный» – находилась на серебряной рукояти щита. При последующих раскопках в долине р. Иллеруп число надписей увеличилось (Stoklund 1995b; Stoklund 1998).
Другая сенсационная находка была сделана в 1979 г. На хранящейся в краевом музее Шлезвиг-Гольштейна фибуле, происходящей из женского погребения в Meldorf (Северо-Западная Германия) и датируемой первой четвертью I в. н.э., была выявлена надпись, которая может быть прочитана двояким образом: как латинская – idis, Idis, род. п. от германского женского имени Ida или Idda, т.е. «[брошь] Иды (Идды)», или как германская руническая (при повороте на 180°) – hiwi, дат. п. от женского имени *Hiwa
«для Хиви» (Duwel, Gebuhr; Duwel 1981а) или irili, дат. п. от слова erilaz, т.е. «эрилу (мастеру рун)» (Mees. Критический обзор интерпретаций надписи см.: Odenstedt 1983; Odenstedt 1989; Mees. S. 131-136). Хотя дискуссия не выявила бесспорных доказательств «латинской» или «рунической» принадлежности надписи (ср.: Antonsen 1989. Р. 156-157), она показала большую вероятность того, что надпись выполнена германскими рунами и является древнейшим памятником рунической письменности.
Наконец, к тому же времени, что и фибула из Мельдорфа, относится фрагмент керамики, найденный в Osterronfeld Kr. Rendsburg-Eckerforde, Шлезвиг-Гольштейн с двумя процарапанными рунами R и a. Слой, в котором он находился, датируется I в. н.э. (Marold // NoR. 1994. № 9. S. 16).
Все эти находки показывают, что Тацит имел сведения именно о рунической письменности, а не о культовом использовании отдельных знаков, и зарождение рунического письма должно быть отодвинуто по крайней мере к началу I в. н.э. Еще более радикальную передатировку начал рунического письма предприняли Р.Моррис и Э.Антонсен, которые отнесли его возникновение ко времени существования протогерманского языка, т.е. к I тысячелетию до н.э. (см.: Morris; Antonsen 1989), однако их предположение, во всяком случае пока, не подтверждено находками.
А заодно проверка - читаем ли подобный текст вообще. Оговорка насчет воспроизводимости шрифтов - прежняя, такова жизнь на дайриках, увы. Буква, соответствующая руне Ing передается как (ng) и т.д.
Отрывок из книги
Е. А. МЕЛЬНИКОВА
СКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ
Новые находки и интерпретации
Возникновение и развитие рунического письма
Старшеруническое письмо
читать дальшеУстановление прочных и постоянных связей с Римской империей на рубеже нашей эры оказало огромное влияние на социально-политическое и культурное развитие германцев. Особенно сильно проявлялось оно на территориях, ставших имперскими провинциями, и в широкой пограничной зоне (limes) со «Свободной Германией» (Germania Libera). Одним из результатов этих контактов стало зарождение своеобразной формы буквенного письма, которое распространилось у всех германских народов и функционировало в Скандинавии вплоть до XV в. Оно получило название рунического от древнеисландского названия наков – run «руна». Изначально run имело значения «скрытое, секретное знание; тайна; шепот». Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т.е. доступность лишь посвященным «скрытость», «тайность» для всех остальных. Новую этимологию предложил Р.Моррис, связавший слово run с индоевропейским корнем со значением «царапать, делать насечки» (ср. нем.
ritzen «царапать, насекать»: Morris; Antonsen 1989. P. 140).
Древнейший, старший, рунический алфавит, использовавшийся до конца VIII в., состоял из 24 знаков, имевших фонетическое (не до конца ясное у нескольких рун) и символическое значение (Begriffswert), вытекающее из их названий (см. табл. 1). Графика многих старших рун была неустойчива, и почти каждая из них имела несколько аллографов, иногда сходных с аллографами других рун (например, k, p, d, j и др. См.: Westergaard). Нередко употреблялись лигатуры, например, gaD, azO, erO и др. (Mejer 1984).

Старшерунический алфавит начинался рунами f, u, (th), a, r, k, отчего его называют также футарком (см.: Duwel 1996). Уже в IV в. последовательность рун в алфавите была устойчива (кроме последних восьми знаков), о чем свидетельствуют древнейшие надписи, состоящие целиком или частично из футарка или его частей (на камне из Kylver, Готланд, археологически датируется временем между 350 и 475 г., рунологически – второй четвертью V в.; на брактеатах из Vadstena и Motala, Эстеръётланд, и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, датируемых первой половиной VI в.: Krause-Jankuhn. № 1, 2, 3 и др.). Вместе с тем порядок следования рун, как видно уже из первых пяти знаков, необычен для алфавитов, восходящих к финикийскому письму (греческое, латинское и многие другие), и он пока не получил объяснения.
24-значный ряд подразделялся на 3 группы ((ae)ttir), состоящие из 8 знаков; каждая группа именовалась по названию ее начальной руны: fu(th)orkgw – Freys (ae)tt (от Freyr – Фрейр, бог плодородия в скандинавском языческом пантеоне), hnijpe(ei)Rs – Hagals (ae)tt (hagall – «град»), tbeml(ng)do – Tys (ae)tt (Tyr– бог Тюр). Выделение этих групп самими носителями рунического письма подтверждается неоднократным изображением одной из них (чаще всего – первой. См.: Krause-Jankuhn. № 2, 3, 4, 5 и др.) или раздельным написанием каждой из групп (на брактеатах из Vadstena, Эстеръётланд, Швеция, первая половина VI в., и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, первая половина VI в.).
К настоящему времени известно около 250 старшерунических надписей I–VIII вв. Их корпусное издание осуществили В.Краузе и Г.Янкун (Krause-Jankuhn. Bd. I–II); сводки надписей с краткими комментариями даны Э.А.Макаевым (Макаев 1965. С. 100-110 Makaev. Р. 85-91), который опубликовал в хронологическом порядке 115 текстов на различных предметах и 31 надпись на брактеатах, и Э.Антонсеном (Antonsen 1975), опубликовавшим 121 надпись по языковой, диалектной, принадлежности.
Подавляющее большинство старшерунических надписей сделано на металлических предметах: оружии (наконечниках копий, умбонах, накладках и рукоятях щитов. См. сводку: Duwel 1981b) и украшениях. Особую категорию представляют надписи на золотых брактеатах V–VI вв. (см.: Axboe, Duwel, Hauck, Padberg). Начиная с V в. все больше используется камень. Однако графика рун – отсутствие округлых линий – заставляет предполагать, что основным материалом для рунического письма, особенно в начальный период его существования, служило дерево (о «деревянных плашках» говорит и Тацит; см. ниже), расположение волокон на котором препятствовало вырезанию округлостей. Тем не менее, видимо в силу плохой сохранности дерева, находки деревянных предметов с надписями крайне редки: древнейшие из них -на рукояти из Vimose (Ютландия) древках копий из Kragehul (о. Фюн) – датируются III–IV вв.
Несмотря на относительную ясность состава алфавита и фонетического значения знаков, практически все важнейшие вопросы, связанные с происхождением рунического письма – временем и местом его возникновения, его прототипом, его первоначальными функциями – являются дискуссионными. Более того, выработанные к 1950–1970-м годам основные теории происхождения рунической письменности ныне подвергаются радикальному пересмотру. Причиной этого стали в первую очередь многочисленные новые находки старшерунических надписей, сделанные как при полевых археологических исследованиях, так и при изучении ранее найденных памятников, хранящихся в музеях.
До последних двух десятилетий время возникновения рунического письма определялось рубежом II–III вв. н.э. – первой половиной III в. Основанием служили археологические датировки предметов, на которых были выявлены надписи, в первую очередь из погребений. Древнейшими памятниками рунической письменности считались надписи предметах вооружения (на наконечниках копий из Ovre Staby, Норвегия; Dahmsdorf, Бранденбург; Ковеля, Западная Украина; на умбоне щита из Thorsberg, ШлезвигГольштейн) и на украшениях (пряжках из Thorsberg, Шлезвиг-Гольштейн; Novling, Ceверная Ютландия; Himlingoje, Зеландия; N.sbjerg, Южная Ютландия) и др.
Однако еще в конце I в. н.э. римский историк Корнелий Тацит писал о гаданиях у германцев: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань». Вынимая эти плашки, жрецы по нанесенным на них знакам предсказывают будущее (Тацит. С. 357). Сообщение Тацита вызывало дискуссии: было неясно, употреблялись ли во времена Тацита упоминаемые им знаки только для гаданий, или использовались как письменная система, т.е. система графем, каждая из которых имела строго определенное фонетическое значение. Ввиду отсутствия памятников рунической письменности столь раннего времени, предполагалось, что те знаки, которые упоминает Тацит, должны рассматриваться лишь как прообразы рунического письма.
Первым открытием, приблизившим время возникновения рунического письма ко временам Тацита, были находки, сделанные при раскопках 1970-1980-х годов в долине реки Иллеруп (Illerup) вблизи г. Сканнерборга, Восточная Ютландия (Ilkj(ae)r, Lonstrup; Ilkj(ae)r). Здесь были обнаружены три огромных вотивных болотных клада, содержащих предметы вооружения и снаряжения. Наиболее ранний из кладов (№ 2) содержал вооружение примерно для 200 воинов и более 225 римских денариев, которые послужили основанием для датировки клада: младшая из них чеканена в 187-188 годах, т.е. клад относится к концу II в. (по принятой хронологии – римский век, период С1b). На нескольких вещах при исследовании выявились рунические надписи. Более того, на двух наконечниках надписи оказались идентичны – первый случай в рунологической практике. При этом на одном наконечнике надпись была выбита штемпелем, на другом – процарапана, т.е., видимо, скопирована с первого. Более того, через несколько лет была найдена и третья аналогичная надпись – также на наконечнике копья из клада в Vimose в Восточной Ютландии. Надпись была первоначально прочтена слева направо как ojinga(R) и, по предположению Э.Мольтке и М.Стоклунд, содержала имя кузнеца (Moltke, Stoklund). Позднее выяснилось, что надпись следует читать справа налево, а первой является руна w, а не R: wagnijo (<*wagnaR). Еще одна надпись – swarta «черный» – находилась на серебряной рукояти щита. При последующих раскопках в долине р. Иллеруп число надписей увеличилось (Stoklund 1995b; Stoklund 1998).
Другая сенсационная находка была сделана в 1979 г. На хранящейся в краевом музее Шлезвиг-Гольштейна фибуле, происходящей из женского погребения в Meldorf (Северо-Западная Германия) и датируемой первой четвертью I в. н.э., была выявлена надпись, которая может быть прочитана двояким образом: как латинская – idis, Idis, род. п. от германского женского имени Ida или Idda, т.е. «[брошь] Иды (Идды)», или как германская руническая (при повороте на 180°) – hiwi, дат. п. от женского имени *Hiwa
«для Хиви» (Duwel, Gebuhr; Duwel 1981а) или irili, дат. п. от слова erilaz, т.е. «эрилу (мастеру рун)» (Mees. Критический обзор интерпретаций надписи см.: Odenstedt 1983; Odenstedt 1989; Mees. S. 131-136). Хотя дискуссия не выявила бесспорных доказательств «латинской» или «рунической» принадлежности надписи (ср.: Antonsen 1989. Р. 156-157), она показала большую вероятность того, что надпись выполнена германскими рунами и является древнейшим памятником рунической письменности.
Наконец, к тому же времени, что и фибула из Мельдорфа, относится фрагмент керамики, найденный в Osterronfeld Kr. Rendsburg-Eckerforde, Шлезвиг-Гольштейн с двумя процарапанными рунами R и a. Слой, в котором он находился, датируется I в. н.э. (Marold // NoR. 1994. № 9. S. 16).
Все эти находки показывают, что Тацит имел сведения именно о рунической письменности, а не о культовом использовании отдельных знаков, и зарождение рунического письма должно быть отодвинуто по крайней мере к началу I в. н.э. Еще более радикальную передатировку начал рунического письма предприняли Р.Моррис и Э.Антонсен, которые отнесли его возникновение ко времени существования протогерманского языка, т.е. к I тысячелетию до н.э. (см.: Morris; Antonsen 1989), однако их предположение, во всяком случае пока, не подтверждено находками.
@темы: руны, история, книги, Е. А. Мельникова
Второй важнейший вопрос – прототип рунического письма, имеющий прямое отношение к вопросу о месте его зарождения и германском племени (племенном союзе), которое стало его первоначальным носителем. Исходя из исторических сведений о перемещениях германских племен в первые века нашей эры, общепризнано, что руническое письмо возникло на основе южноевропейского алфавита (или алфавитов) и зародилось в областях, где мигрирующие германские племена соприкасались с античным миром. Конкретное же определение как первого, так и второго является предметом постоянных дискуссий.
На рубеже XIX и XX вв. и в первой половине XX в. было установлено чрезвычайное сходство рунических знаков с буквами капитального латинского письма и с греческими буквами. Поэтому исходным образцом для его создания, как считалось, послужил латинский (Wimmer 1874; Wimmer 1987) или греческий курсивный (Bugge S. // Nl.R. Indledning; Friesen 1904-1906; Friesen 1933b. S. 5-12) алфавит, или оба – для разных рун. Сторонники как «латинской», так и особенно «греческой» теорий связывали возникновение рунического письма с готами и с так называемым готским культурным потоком, шедшим от берегов Черного моря на север. Сопоставление рунического алфавита с палеографией древнейшего памятника готской письменности, Библией Вульфилы (середина IV в.), показало сходство специфически «готских» букв (например,(th)) с соответствующими рунами (Gendre; Hachmann 1997), однако не привело к надежным результатам. Более того, датировка новооткрытых памятников рунического письма I в. н.э. вряд ли допускает участие готов в его «создании»: в I в. н.э. готы находились еще на берегах Балтийского моря и начали передвигаться на юг и юго-восток только с конца II в. Поэтому зарождение рунического письма невозможно связывать с готами или вообще восточными германцами, хотя они рано овладели им, и уже от III в. известны восточногерманские рунические надписи.
В конце 1920-х годов К.Марстрандер выдвинул предположение о связи рунического письма с какой-то разновидностью североиталийского (долатинского) алфавита, переработанного одним из южногерманских племен, возможно, маркоманами (Marstrander 1928). Эта теория получила довольно широкое распространение (см.: Arntz 1938. S. 9; Макаев 1965. С. 33; Hammarstrom; Morris). Время возникновения рунического письма относят тогда к началу нашей эры (Krause-Jankuhn. Bd. I. S. 48; Werner). Близка к изложенной и точка зрения немецкого рунолога В.Краузе, который полагал, что руны возникли на основе этрусского алфавита, но в отдельных случаях были переработаны под влиянием формально сходных дорунических понятийных знаков (Begriffszeichen) (см.: Krause-Jankuhn. Bd. I. S. 7).
При том что все упомянутые алфавиты восходят в конечном итоге к финикийскому письму, графическое сходство рун с отдельными буквами этих алфавитов вряд ли может быть доказательным. Значительно существеннее совпадение не только графики знаков, но и их фонетических значений. Наиболее последовательно соответствие графики и фонетического значения устанавливается для рун и латинского капитального письма: они полностью совпадают у 9 рун: b, f, h, i, k, l, r, t, u. Несколько отлична, но может быть возведена к латинским буквам с соответствующим фонетическим значением графика еще 5 рун: a, d, m, o, s. Не имеют фонетического соответствия, хотя и идентичны по графике, руна w и латинская буква P, e и M, g и X. Лишь пять знаков рунического алфавита (не считая рун, обозначающих отсутствующие в латинском языке фонемы, например, /th/) – n, j, (ei), (ng), p, – не могут быть возведены к латинскому алфавиту. Если при этом учесть основную особенность графики рун – отсутствие округлых линий, то можно с достаточной уверенностью говорить о латинском письме как прототипе рунического письма (подробный критический обзор теорий происхождения рунического письма вместе с аргументами в пользу «латинской» теории см.: Odenstedt 1990. Р. 145-173).
Увеличивающееся число древнейших рунических надписей, относящихся к концу II – началу III в. н.э., на территории Шлезвига, Ютландского п-ова и островов Фюн, Зеландия, Лолланд (см. выше о находках в долине р. Иллеруп и в Вимозе) побудило датского рунолога Э.Мольтке выдвинуть гипотезу о происхождении рунического письма на основе латинского алфавита – в северогерманско-датском регионе (Moltke 1976a. S. 3261; Moltke 1981). Он полагал, что купцы из этого ареала, не входившего в римский лимес, в наибольшей степени нуждались в удобном средстве коммуникации как во время торговых поездок, так и находясь дома.
В связи с гипотезой Э.Мольтке особое внимание в последнее время привлекает роль герулов в происхождении рунического письма. Восточногерманское племя герулов (эрулов – heruli, eruli) населяло о-в Зеландия и Ютландский п-ов до II в. н.э. Около 250 г. герулы были вытеснены на юг племенами данов; одна их часть ушла в низовья Рейна, другая – в Северное Причерноморье. И те и другие активно участвовали в набегах на римские владения и служили в римских вспомогательных войсках (Lippold; Hermodsson; Буданова 2000. С. 199). Главным основанием для «герульской» теории служит совпадение их племенного названия со словом erilaz, родственным др.-исл. jarl и др.-англ. еоrl, оба – социальные термины, обозначающие лиц высокого социального статуса (Vries. S. 104; Taylor). Оно встречается не менее чем в 9 надписях. В древнейших из них (IV в.) оно образует устойчивую формулу: ek erilaz + имя собственное в притяжательной форме: «Я, эрил такого-то», за чем следует магическое заклинание (Antonsen 1975. № 15, 17, 39, 52). В более поздних – «ek erilaz сделал (написал, раскрасил) руны» (Antonsen 1975. № 48, 110, 112). После середины VI в. эти формулы, равно как и само слово erilaz, выходят из употребления. Предполагается, что erilaz старшерунических надписей является племенным названием, ставшим обозначением жрецов или группы людей, владеющих знанием письма и потому занимавших в обществе высокое социальное положение.
Содержание старшерунических надписей ограничено: значительное их число на предметах вооружения и украшениях содержит одно личное имя, вероятно, имя владельца предмета (как надпись на Мельдорфской фибуле) или человека, сделавшего надпись или предмет, а также, как предполагается, имя самого предмета (например, надписи на наконечниках копий – см.: A-I.1). Позднее появляются развернутые тексты, характеризующие изготовителя предмета, как, например, надпись на золотом роге из Gallehus, Дания, V в.: ek hlewagastiz . holtijaz . horna . tawido «Я, Хлевагастир из Хольта (Гольштейна, или: сын Хольта), сделал рог» (Krause-Jankuhn. № 43). Нередки надписи, состоящие из магических слов или формул alu, laukaR, agO – auja gebu «даю удачу». Интерпретация первых двух слов дискуссионна, хотя обычно первое слово связывается с глаголом *alan «расти», второе – со словом «лук (растение)» (см. критический обзор гипотез: Elmevik, а также Host Heyerdahl 1991; Host Heyerdahl 1992; Salveit). Более пространные заклинания далеко не всегда удается прочесть. К числу магических надписей относятся также изображения футарка, целиком или частично (на камне из Kylver, Готланд, вторая половина IV–V в.; на брактеатах из Vadstena, Эстеръётланд, Швеция, первая половина VI в., и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, первая половина VI в., и др.). В древнейший период встречаются, хотя и редко, надписи мемориального характера на каменных стелах (например, памятник из Mojbro, Упланд, Швеция, IV в., с изображением всадника и надписью: ana hahai slaginaz / frawaradaz «Сражен на коне Фраварадар»: Krause-Jankuhn. № 99).
Поскольку подавляющее большинство древнейших рунических надписей содержит личное имя, как правило, двухосновное, которое может быть интерпретировано и как значащее слово, и как магическое слово или формула, многие исследователи полагали, что возникновение рунического письма тесно связано с жреческой деятельностью и что на раннем этапе ему была присуща исключительно магическая функция (B.ksted 1952; Olsen 1917). Ныне вопрос о функциях рунического письма древнейшего периода, было ли оно культовым, магическим или коммуникативным средством, обсуждается широко (обзор проблемы см.: Nedoma. S. 24-54; обзор историографии, а также исследование см.: Flowers). На первый план выдвинута коммуникативная функция рунического письма, поскольку и магическое заклинание может рассматриваться как своего рода сообщение.
Вместе с тем категорически отвергается распространенное ранее и широко эксплуатируемое ныне в «эзотерической» литературе представление о магической сущности самих рун (знаков) (см.: Duwel 1992а; Duwel 1997а; Duwel 1997b; Anderson).
В северогерманском ареале на протяжении VII–VIII вв., так называемого переходного периода (Barnes 1998), происходят радикальные изменения в письме, отражающие фонетические процессы более раннего времени, в результате которых, собственно, и произошло обособление северогерманского (праскандинавского) языка. В них исчезают некоторые рунические знаки (e, р), другие приобретают новое фонетическое значение: например, руна j , jara, вместо /j/ стала обозначать /а/. К IX в. в Южной Скандинавии возникает упрощенный алфавит – 16-значный ряд. В нем не находят отражения некоторые фонетические оппозиции, существовавшие в старшем алфавите. Так, устраняется различие между глухими и звонкими согласными (руна K передает звуки /k/ и /g/, руна B – /b/ и /р/, руна (th) – /th/ и /d/ и т.д.). Не нашли графического выражения новые гласные звуки, возникшие в результате перегласовок и преломлений. Они обозначаются рунами исходных гласных, отчего большинство рун, соответствующих гласным, фактически передает 4-6 фонем. Некоторые из сохраненных знаков старшего алфавита пpиoбpeли новое фонетическое значение (см. табл. 1) (Andersen; Barnes 1987; Liestol 1981a; Liestol
198lb).
Как и в старших надписях, продолжают широко использоваться лигатуры, причем к средневековому периоду они приобретают устойчивость и регулярно передают некоторые сочетания звуков, например, ol,ar, au(ae) (Meijer 1984).
Уже в надписях старшими рунами отдельные слова или же группы слов иногда разделялись, но в целом для них было характерно слитное написание нескольких слов. Постепенно употребление разделительных знаков между словами становится все более последовательным, и в надписях XI–XII вв. оно стало повсеместным. Для разделения слов использовалось несколько знаков: крестики, точки и др. Однако нередко встречается и слитное написание слов, в некоторых же надписях оба принципа соседствуют. В ряде случаев наблюдается обратное явление – слово разделено на две или более части с помощью разделительных знаков, помещенных внутри него, например: mi(th) . ikuari . о . sirk . lat «с Ингваром в Серкланде», где композит Serkland разделен на составляющие его основы (Б-III.5.21). Если слово оканчивается на ту же руну, с которой начинается следующее за ним, то, как правило, оба слова пишутся слитно, а общая для них руна не повторяется: kuth hialbi hon(ss)al(uu)(kk)u(th)s mu(th)ir «Бог и Божья матерь да помогут его душе» (Б-III.3.2).
Младшерунический ряд появляется практически одновременно в двух модификациях: с длинными, расположенными по обе стороны ствола ветвями, так называемые полноветвистые руны, и с короткими, по одну сторону ствола, ветвями – так называемые коротковетвистые руны. Древнейшие тексты, написанные полноветвистыми рунами, появляются в Ютландии и на датских островах. Известнейшим памятником с коротковетвистыми рунами является Рёкский камень (из Rok, Эстеръётланд, Швеция, первая половина IX в.). В силу топографии этих памятников полноветвистая и коротковетвистая модификации долгое время рассматривались как локальные варианты рунического письма. Первые считались и назывались «датскими» (также «обычными») рунами, вторые – «шведско-норвежскими». Однако первые широко применялись как в самой Дании, так и, несколько позднее, в Швеции (практически все рунические камни Средней Швеции выполнены полноветвистыми рунами) и Норвегии, а также на островах Готланд, Мэн, Борнхольм и, таким образом, они имели общескандинавское распространение.
Как выясняется ныне, многочисленные бытовые надписи, находимые в Бергене, Лёдёсе, Сигтуне, Хедебю, Рибе, Тронхейме и других средневековых городах всех Скандинавских стран (см. ниже) и датируемые XI–XIV вв., в отличие от мемориальных стел XXI вв., выполнены только коротковетвистыми рунами. Можно поэтому предполагать, что в основе разделения полно-и коротковетвистого вариантов алфавита лежал отнюдь не региональный, а функциональный принцип. Полноветвистые руны использовались для монументального, «парадного» письма, тогда как коротковетвистые являлись своего рода курсивом и находили применение в первую очередь в бытовой практике (ср.: Svardstrom 1972. S. 77-78; Barnes 1987).
Недостаточность 16 знаков для отражения на письме фонетического состава древнескандинавских языков (как правило, один знак обозначал от двух до четырех фонем – см. табл. 1) вызывала необходимость дальнейшей модификации алфавита и привела к возникновению так называемых пунктированных рун, т.е. к использованию диакритического значка – точки – при некоторых знаках (Lagman). В публикуемых шведских надписях они встречаются еще нерегулярно. Однако в надписях уже XII в. пунктированные руны образуют полный алфавит с добавлением нескольких знаков, основанных на соответствующих по звучанию латинских буквах (Svardstrom 1972). Изменяется и порядок следования рун в алфавите, приближаясь к латинскому:
В этом варианте руническое средневековое письмо существует вплоть до XV в. (Runmarkt), а в некоторых шведских областях, в частности в Даларна, оно доживает до XVIII в., правда скорее уже как антикварная редкость. Тем не менее знание рунического письма сохраняется в Скандинавии до Нового времени, когда начинаются его научные исследования.