Пишет Юрий СлеповронскийНедавно админу попалась крайне интересная статья, рассказывающая об обряде, носящем название "Hollekreisch" (тж. Holekreisch, Holegrash, Houlegraash) известном на территории Германии, Австрии, Голландии и Швейцарии. Данные о нём появляются, начиная с 15 в. Это - обряд имянаречения, в ходе которого дети общины собираются вокруг колыбели с младенцем, затем колыбель трижды поднимается вверх, и произносится фраза "Hollekreisch! Hollekreisch! Hollekreisch! Как мы назовём этого младенца?". Затем родители отвечают, таким образом дав имя ребёнку, а детям - участникам обряда - раздают сладости.
Также есть четверостишие, сопровождавшее обряд, когда имя давали девочке:
читать дальше
Hoch empore wollen wir sie heben
Und ihr einen Namen geben
__ soll ihr Name sein
Möge __ gluecklich sein
Вверх на воздух мы поднимаем её,
И даём ей имя.
___ пусть будет её имя.
Пусть ___ будет счастлива.
Точная этимология названия не установлена, но, по мнению некоторых исследователей, его необходимо переводить как "крик Холле", и сам обряд, по-видимому, связывается с Холле/Хольдой, как покровительницей детей. Например, об этом пишет израильский лингвист Пол Векслер.
"Полагаю, есть смысл выводить Hole (kreisch) из германского имени "Холле" - ведьмы или богини...".
А вот теперь самое интересное...
Этот обряд описывается как преимущественно распространённый в среде германских евреев, основным разговорным языком которых был идиш, основой которого являются средневерхненемецкие диалекты, а лексика состоит на 70% из германских слов.
В статье Джилл Хаммер (Jill Hammer) "Holle's Cry: Unearthing a Birth Goddess in a German Jewish Naming Ceremony" ("Крик Холле: открытие богини родов в церемонии имянаречения германских евреев") приводится достаточно убедительные доказательства того, что данная церемония в основе своей является германской по происхождению. Основной её элемент - поднятие колыбели с младенцем - схоже с тем, как проходили обряды имянаречения у скандинавов. В частности, ряд эпизодов в сагах позволяет судить, что младенец сперва клался на пол, где его осматривал отец, и затем, если был готов принять его в род и дать имя, то поднимал его с пола. Схожий элемент присутствовал и в римском язычестве. Так, Вероника Дасен (Véronique Dasen) в работе "Childbirth and Infancy in Greek and Roman Antiquity" ("Деторождение и младенчество в античных Греции и Риме") приводит такую информацию:
"Поднятие ребёнка с земли было решающим моментом, свидетельствующим о жизнеспособности ребёнка. Оно производилось не отцом, а повитухой, которая затем перерезала пуповину".
О том, по каким причинам церемония сохранилась в среде германских евреев, но совершенно отжила у немцев-христиан, в статье Джилл Хаммер рассматривается версия о замене поднятия ребёнка с земли на поднятие из крещенской купели. Это представляется достаточно обоснованным, поскольку купель может символически представлять собой колодец, а в германском фольклоре Холле/Хольда была, по всей видимости, связана с колодцами. В частности, в сказке "Госпожа Метелица", сохранившей, судя по всему (и по мнению В. Я. Проппа) описание обряда женской инициации, вход и выход из владений Холле/Хольды осуществлялся через колодец.
В то же время, евреи не только заимствовали рассматриваемую церемонию, но и сохранили её, поскольку крещения не принимали, следовательно заменить им её было нечем.
(с)Ссылка на статью на английском в вК.