Некоторые утверждения лектора, вроде "у язычества не было иерархии богов", " были только отдельные божки племён, иерархию выстроили христианские летописцы", "до девятого века у скандинавов не было жрецов" и т.д. кажутся неоправданно категоричными. Когда боги воспринимались как племя или род, вождь/глава уже подразумевался по определению (а вот личность главы могла варьироваться от региона к региону). Если были жрецы у германцев римского времени, был храм в Уппокре в довикингскую эпоху, были богатые болотные вотивные приношения (связанные с развитым, а не домашним культом - организовать приношение военной добычи надо уметь)- то отрицать существование жрецов в раннее время нет особых оснований. И амбивалентность мёртвых (другая тема в лекции) известна абсолютно во всех человеческих культурах (родня, конечно, но всё-таки не живая)...
И захоронения-ингумации не "появились под влиянием христианских государств в IXв.", а в позднем латене. На всякий случай - на скрепке статья об этом. Собственно, в части ответов на вопросы из зала сам лектор об этом рассказывает, как и о погребениях-ингумациях вендельской эпохи.

Примерно с середины видео начинается рассказ о конкретных находках. И это очень (!) интересно.


О лекторе:
Кирилл Алексеевич Михайлов (род.1970г.), Старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, кандидат исторических наук. Окончил исторический факультет ЛГУ, кафедру археологии (1998). Кандидатская диссертация: "Древнерусские элитарные погребения X – начала XI вв." (2005).
Экспедиционная деятельность: с 1985 г. – н. вр. – Северо-Запад и центральные регионы России; 1996–2001 гг. – начальник раскопа в Новгородской областной экспедиции на Новгородском (Рюриковом) городище (рук. Е.Н. Носов); 2007–2010 гг. – начальник раскопа в Петербургской археологической экспедиции ИИМК РАН и СЗНИИ Наследия на Охте (рук. П.Е. Сорокин); 2011 -2014 гг. - охранные раскопки в Петербурге.

Научные публикации – более 60 работ.