Я тут как-то наткнулся на Тора, он сказал мне «Привет!»
Матс Бертелл (Maths Bertell)
(Заметка к 5му сетевому симпозиуму древнескандинавского фольклора 2015г. (Old Norse Folklorist Network Symposium 2015 )
Онтология сверхъестественных встреч в древнескандинавской литературе и фольклоре. Тарту, 11—12.12.15
(The Ontology of Supernatural Encounters in Old Norse Literature and Scandinavian Folklore. Tartu, December 11-12)
Что это означает — встретить божественное, священное с точки зрения религиозного человека? Можно ли получить ответ или этот опыт слишком личный? В данной статье я попытаюсь рассмотреть локальные древнескандинавские встречи с божественным, на которые есть намеки в письменных и археологических источниках. Это вопросы, которые постоянно возникают при исследованиях и тревожат меня, и, как скользкое мыло в ванне, иногда кажутся очевидными, чтобы пропасть спустя мгновение. Встреча с богами может быть подтверждена топонимами, обычно обозначающими культовые места. Почему именно эти места стали культовыми, мы не знаем, но мы можем предположить, что божество решило встретиться или сделать себя видимым / слышимым именно, и тем самым создавая священное пространство, куда последователи могли бы вернуться, чтобы встретить бога вновь. Это то, что древнеисландское религия имеет общего с другими этническими религиями, такими как религия саамов, или индуистская религиозная традиця. Что-то в ландшафте выделяется из окружающей среды и выглядит особенным, что-то произошло тут, и место это отличается от других. Скала особенной формы, впечатляющий пейзаж, дерево, ударенное молнией.
читать дальше
Встречая божество
Каждый семестр я встречаю новых студентов, интересующихся религией и религиозностью. Одна из моих самых больших проблем — заставить их понять религиозных людей. Недавняя диссертация(защищенная на днях) показала, что шведская система образования имеет тенденцию изображать религиозные группы как просто плохо информированные или даже не слишком разумные. И что сущность атеиста есть нейтралитет. Это, в обществе, где значительная группа людей говорит, что они верят в существование ангелов или, когда их спрашивают, верят ли они в бога, отвечает: "Я не верю в Бога, но я верю в ... нечто". Это весьма интересует меня , потому что в изучении религии есть что-то очень близкое к сути каждого человека: идея о том, как построен этот мир, чем и почему. Обладая религиозной верой, исследователь религии и религиозных людей или групп может бросить тень на то, что изучает. Потому что он прав, а они просто придурки. Или, если вы согласны с группой, которую изучаете: мы правы, а другие просто придурки. Обладание научной верой также может бросить свою тень на то, что вы изучаете. Непринадлежность к религиозным людям иногда может быть недостатком для историка религии. Потому что вы должны смотреть вокруг и исключать то, что было с вами всю жизнь, чтобы по-настоящему увидеть то, что вы изучаете. Ваш взгляд на мир. Это относится к любой науке, конечно, но космологическое осознание намного более интегрированно в человеке, чем, например, значимость инфраструктуры в сфере торговли.
Меня, как атеиста, моя неспособность рассматривать мое окружение, как священное и затронутое божественным, заставила искать параллели в моей собственной вселенной, — искать то, чего я мог коснуться. Когда я подростком в Стокгольме в 1980-х годах увидел этого прикольного парня в темных очках, что в пасмурный день ходил по улицам и толкал коляску, я был ошеломлен. В Стокгольме в 1980-х годах Нью-Йорк был вне досягаемости для большинства, тем самым становились чем-то мифическим его культура и муз.группы, которые возникли в этом городе как в мифологическом царстве. Встреча с Джонни Сандерсом из New York Dolls на тротуаре Стокгольма ближе всего к тому, что я назвал бы встречей с божественным. После этого я был в своего рода шоке, но также мучился от сомнений " на самом ли деле это он?" Оглядываясь назад, скажу, что это не было, разумеется, на самом деле религиозным явлением. Я никогда не полагались на милость м-ра Сандерса или не обращался к нему во время кризиса, даже если я цитирую записи New York Dolls и Heartbreakers сейчас и собираюсь впредь. Но я знал, что он существовал в другой реальности и что он смог посетить меня и встретиться на улицах Стокгольма, так что да, я верил в Джонни.
Определяя богов.
Классический вопрос в изучении религии, как определить божественное. Поскольку этнические боги бычно связаны с географическим местам, и не находятся на далёких небесах, это также означает, что вы получите возможность встретиться с ними. В случае с Одином, есть рассказы о встрече с ним на поле боя, во сне и под видом путешественника. Появление Одина также может быть явлено через его животных, воронов, орлов и волков. Грозы Скандинавии указывали на присутствие Тора. В «Саге о Баде Асе Снежной горы» (Bárðar Saga Snæfellsáss) рыбак Ингьяльд садится в лодку, чтобы пойти на рыбалку, но оказывается остановлен рыжим бородачом, который внезапно появляется в лодке. Позже он приходит к выводу, что человек этот, должно быть, был Тор, который был недоволен поведением Ингьяльда. Тор вызывает шторм, но Ингьяльда спасает Бард. Боги с точки зрения этнических религий не обязательно отличаются от людей: по внешнему виду, морали и физическим потребностям. Вопрос о морали, является одним из основных различий между этническими и универсальными религиями. Там, где христианство приводит мифы о Христе как моральный пример, этого нельзя сказать про Одина и иных богов. Это также верно в отношении богов древнегреческого пантеона. Как кто-то когда-то писал: Как могли греки верить в эти истории о совокупляющихся и плохо себя ведущих богах, когда у них одновременно были величайшие философы? (Drobin 1991) Да, конечно, они верили в них, но не обязательно в буквальном смысле, а скорее в символическом. Или, чтобы быть более точным, существуют различные уровни теологического понимания. Опять же, давайте не будем позволять нашим собственным предубеждениям о том, как божество должно действовать или являть себя, обмануть нас. Отойдите от детской монотеистической или научной космологии. Потому что это не та теология, которую вы ищете.
/надеюсь, все узнали неявную цитату? А вот в пересказе обстоятельств встречи Тора с Бардом автор не совсем точен/
Чтобы очистить наш разум, взглянем, как различные религии интерпретируют и представляют себе богов и как создают священные места.
Священные места и священные строения
В последние годы археологические исследования предоставляют нам свидетельства о культовых местах.
Таковы культовые строения в Борге (Borg) в Остерготланде (Östergötland) и в Уппокре (Uppåkra) на Сконе (Skåne).
Эти места отличаются друг от друга, и являются загадками, требующими сами по себе решения. В Борге мы имеем небольшой дом с малым числом артефактов, так же как и в Уппокре. Оба связаны с кузнечным делом. Почему — мы не знаем. Это может быть связь с богом грома, Тором, но мало что в письменных источниках связывает его с кузнецами. В то время как в Борге стояло небольшое строение, в Уппокре имелось высокое здание. Так как они были почти пусты, что же у них общего? Если мы правы, предполагая, что эти здания были святынями, это есть место, где вы встречали богов, место, где они обитали. Если вы хотите увидеть их, вы туда идёте.
В сравнительном аспекте религии приведенные выше примеры не редкость. Увидеть богов или предков, которые живут в храмах было, если оглянуться назад в историю, довольно обычным делом. На самом деле, не-изобразительные идеалы универсальных религий являются скорее исключением, чем правилом.
Встречая богов
Проблемы средневекового христианства, заставлявшего язычников избавляться от своих идолов и не делать из святых новых кумиров, проявляются в наших текстах, что делает эту проблему вероятной и выявляющей идею этнических богов, обитающих в деревянных вместилищах.
В так много раз упомянутых приключениях Гуннара Пополам, бог живой и говорящий, и все, кажется, счастливы по этому поводу. Это было интерпретировано как христианский способ высмеивания глупых язычников, но с другой стороны, как уже отмечалось, религиозные процессии (вроде той, о которой рассказывает история Гфуннара) среди германских народов были известны.
Когда с Нилом Прайсом (Neil Price) связался Пол Мортимер (Paul Mortimer), энтузиаст-реконструктор, относительно шлема из Саттон Ху( Sutton Hoo), исследование культового олицетворения сделало шаг вперед. Мортимер и его коллеги-реконструкторы собирались скопировать шлем из Саттон Ху. При этом они обнаружили, что для того, чтобы заставить стекло сиять на шлеме, позади него была вставлена золотая фольга. Кроме того, Мортимер обнаружил, что над одной бровью шлема стекло было закреплено в качестве украшения. Золотая фольга сзади выделяла глаза при контакте со светом, например, огнём в пиршественном зале. Но только один из глаз имел такую золотую фольгу за стеклом, что заставляло носящего шлем выглядеть одноглазым. Таким образом, владелец как бы становился Одином. Это сделало другие находки масок, статуй и т.д. с одним глазом вынесенного гораздо более понятным, чем раньше. (Price & Mortimer 2014)
У Ибн Фадлана в сообщении десятого века боги съедали жертвенную пищу и все были этим довольны. Почитание деревянных богов или идолов, как их называли миссионеры, можно встретить повсеместно. Иногда они искусно вырезаны из дерева или камня, иногда оставлены почти нетронутыми в своей первоначальной форме, потому что их форма показывала их контакт с божественным.
Изображая богов
Изображения Тора, как нам рассказывают письменные источники, были сделаны с большим мастерством и из ценных материалов. В «Саге о людях с Песчаного берега» (Eyrbyggja saga), Тор, как говорят, был вырезан на одном из столбов высокого сидения. В этот столб также были вбиты «гвозди богов»- reginnaglar и у основания столбов имелись своего рода закреплённые или, возможно, свободно подвешенные полки, на которых также помещались деревянные статуи. Было ли это чем-то похожим на христианский алтарь и, таким образом, лишь насмешливым описанием прежней веры — продолжает осуждаться, но я сомневаюсь, что это так. В «Саге об Олаве сыне Трюггви» (Olafs saga tryggvasonar) бог грома наиболее почитаем из всех богов, одетых в серебро и золото. В «Книге Плоского острова» (Flateyjarbok) Тор также наиболее почитаем, он одет в серебро и золото, сидит в повозке, которую тянут два его козла из дерева и серебра. Все выполнено с великим мастерством.
/насчёт полок на столбах: не очень поняла, откуда такие сведения. Всё на совести автора. Reginnaglar — могут быть как «боговыми гвоздями», так и «могучими (опорными) гвоздями», тогда название их просто неправильно проинтерпретировали в дальнейшем/
Другие изображения богов без указания, какой бог представлен, например, упомянуты в десятом веке у Ибн Фадлана. Они похожи на вторую категорию, где боги изображаются в более простой форме. Почти деревянные столбы, воткнутые в землю.
У нас есть индуистские примеры изображений, которые берутся каждое утро, омываются, одеваются и их кормят. Это не игра в куклы, но почитание изображения и божественного в нём. В южной саамской традиции, священные скалы, sieiddi, как правило, имеют свою историю. Камень может выглядеть, как птица, и история говорит нам о птице, что однажды здесь приземлилась и была превращена в камень. Камень был живой, но теперь его время остановилось.
С точки зрения древних народов, ландшафт, окружающий ваше подворье, был также населен божествами и был местом, где вы можете либо встретиться с ними лично, либо увидеть следы их деятельности. Это проявляется в географических названиях и в фольклорном материале. Если сравнивать с другими этническими религиями, можно наблюдать это также и на исландском материале, когда боги, как говорят, посетили остров Самсей (Samsey), играя на барабане/бубне или создавали долины ударом молота. Таким образом, царство богов также является и царством людей. Здесь вы хороните своих умерших, здесь вы размещаете свои святыни, часто со знаками божественного действия. Ситуация изменяется, когда христианство начинает доминировать в религиозной жизни Северной Европы. Святая Земля находится далеко, и воссоздаётся лишь в фиксированных местах, в церквях, и мертвые кладутся в могилы вокруг церкви, а не рядом с роднёй на территории хутора. Встреча с божественным изменяется.
Элита якобы монотеистических религий не любит поклонение идолам. Но в исторической перспективе, это то, что приходит естественным образом в большинство религий. Религиозное большинство в течение длительного времени продолжает цепляться за это.
Как христианство намеревалось завоевать весь мир, так поступали и скандинавы. Это означало новые вызовы. Когда значительная часть еврейского населения была взята в плен и доставлена в Вавилон, это означало вызов. Возможно ли быть евреем далеко от храма? Вавилонское пленение заставил их воссоздать свою религию и себя заново. Возвращаясь назад, это то, что я также вижу происходящим в древнескандинавской религии: было ли возможно поклоняться вдали от дома? Могли ли боги повстречать в других местах, чем знакомый пейзаж родовых земель?
Изменяя религию
Если сформулировать кратко, то при беглом взгляде мы получаем от древнескандинавской религии впечатление религии, движущейся в направлении христианства. Отход от этнического в сторону универсального, прочь от настоящего к будущему “когда-то” когда дело доходило до награды. Это, вероятно, происходит из-за частых контактов в течении сотен лет, когда не только древнеисландская религия изменилась, но и христианство вырастало от того, что было преследуемым культом в Риме, до положения универсальной религии. В этом нельзя обвинить только возможную христианизацию Снорри своих текстов. Но изменения древнескандинавской религии также следуют из того факта, что её последователи перемещались. Из Скандинавии на запад в Исландию и на Британские острова, и на восток до территорий современных Финляндии, Эстонии и России. Значение ландшафта изменилось и непрерывность была нарушена, создавая новую традицию. Боги могут быть почитаемы где-то ещё. Идея универсальной религии и христианства в качестве примера звучала в унисон с мобильностью древней скандинавской религии. Вместо того чтобы сосредоточиться на “сейчас”, поклонники Одина видели посмертную награду, в то время как поклонники Тор такого не знали. Временная перспектива в древнескандинавского религии изменялась со временем и идеей Рагнарёка оказалась интегрирована в систему.
/ИМХО, М.Б. крепко преувеличивает привязанность германской культуры и религии к «своему хутору». Один именовался Воданом (и сотней других имён) на немаленькой части континента, германские наёмники римских легионов писали посвятительные надписи Марсу Тинга (ну и что, что эти невежественные римляне не знают, как Тиу звать?), северный Ньёрд как бы не чужой континентальной Нертус, общие предания, восходящие ко времени переселения народов, звучат и в Эдде и в Беовульфе и в немецких поздних песнях… Англы. даны и прочие лангобарды _уже_ жили в общем культурном пространстве с общеизвестными героями (вперемешку англами, данами, готами, гуннами), и «вызов этничности» был успешно принят гораздо раньше эпохи викингов. Хотя связано это было и впрямь с расселением и передвижением племён, кто б спорил.
И — какое христианство повлияло на атцеков, у которых был свой вариант счастливого посмертия для погибших в бою воинов и умерших родами женщин? Мысль о том, что тот, кто не дожил здесь, доживёт там — очень древняя. Кстати, и свои доиспанские “Рагнарёки” в Мезоамерике были…в колличестве. Не всё в мире украдено, кое-что и изобретено.
На ландшафт в эпоху викингов непосредственно завязаны лишь духи земли, да, возможно, предки (которые, однако, вполне могли заявиться во сне к потомку в другую страну). И даже намёки, что поклонники Тора не были обделены посмертием при желании найти можно.))
Хотя контакты с христианами, конечно, тоже повлияли на рассматриваемый круг идей, как же без этого.))/
Заключительные замечания.
Я надеюсь, что я смутил вас всех. В мои намерения в этой статье не входит показать вам, как скандинавы сакрализировали здания, что идентичны или напоминают индуистские храмы или что образы Тора были похожи на статуи Будды. Я не собираюсь доказывать вам, что подростковое поклонение рок-гитаристам является религиозным актом. Но мы гораздо в большей степени окрашены нашей собственной культурой, чем можем себе представить, и Скандинавия 1000 лет назад гораздо более иной, чем мы думаем. Мы ищем христианское влияние в исландских текстах, но правда в том, что тексты говорят нам о мире гораздо больше, чем только это. Различные сравнительные примеры, приведенные в моей работе не являются никоим образом ответами в наших областях поиска. Но я хочу продемонстрировать, что если мы будем искать ещё где-то, вглядываясь в иные края, мы сможем увидеть наш собственный материал в новом свете, задать новые вопросы, и, возможно, мы получим также и новые ответы.