При написании статьи использованы источники Будур Н. "Повседневная жизнь викингов", Ж. Симпсон "Викинги" и другие.
На протяжении нескольких столетий викинги терроризировали Европу. Перепуганные европейцы даже поминали их в своих молитвах. «Боже, избавь нас от норманнов!», - просили несчастные, ожидая очередного набега воинственных скандинавов. Их боялись и ненавидели, однако в среде самих викингов были те, к кому даже свои относились с опаской и подозрением. Это берсерки – неистовые воины, одним своим видом повергавшие врагов в состояние ужаса и паники. В «Саге об Инглингах» о берсерках сказано так: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, и ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...». В своей книге «Викинги: быт, религия, культура» Жаклин Симпсон объясняет этимологию слова «берсерк». Это слово обозначает дословно «медвежья рубашка», но отнюдь не «голая рубашка», как полагают некоторые исследователи. Однако корень «ber» может означать как «медведь», так и «голый». Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнаженными по пояс.
читать дальшеБерсерки были привилегированной частью воинского сословия. Их важнейшая функция состояла в том, что они начинали любую битву, и начинали ее так, что, как правило, тут же и решали исход этой битвы. Тацит в своем трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» пишет о берсерках следующее: «Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать... Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию». Отряд берсерков одним своим видом заставлял врагов трепетать. Штурмуя города в качестве боевого авангарда, они оставляли за собой лишь горы трупов поверженных врагов. А следом за берсерками наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота, довершавшая разгром. Если верить литературным памятникам, то древнескандинавские конунги часто использовали берсерков в качестве личной охраны, что лишний раз подтверждает их воинскую элитарность. В одной из саг говорится, что у датского короля Хрольфа Краке в телохранителях ходило сразу 12 берсерков.
Берсерк долго готовился к получению этого почетного звания. Он должен был пройти многие этапы подготовки. В «Саге о Хрольве Жердинке» говорится, что в числе прочих испытаний, будущий берсерк должен был поразить медведя, выпить его кровь, и после этого к нему переходила сила зверя. Берсерком становятся не только благодаря храбрости, физической силе и упорству. Для этого нужно выдержать ритуальное испытание, после которого радикально меняется поведение воина. Он обретает способность по собственной воле впадать в так называемое буйство берсерка. Он должен преобразовать свою человеческую сущность, продемонстрировав устрашающее и агрессивное исступление, которое отождествляет его с разъяренным диким зверем. Его захватывает таинственная сила – нечеловеческая и неодолимая. Эта сила – своего рода демоническое безумие, которое повергает в ужас и парализует противника. На сегодняшний день существует несколько теорий, объясняющих поведение берсерков. Одна из теорий гласит, что викинги превращались в берсерков потому, что перед сражением пили специальный отвар из ядовитых грибов. Другие исследователи считают, что берсерки – это люди с подвижной психикой, или невротики и психопаты, которые во время битвы приходили в крайнее возбуждение. В поддержку этой теории говорит то обстоятельство, что способность впадать в звериную ярость передавалась по наследству. Попросту говоря, это было психическое заболевание, переходящее от родителей к детям. В одной из саг, например, говорится о человеке, имевшем 12 сыновей. Все они были берсерки: «У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав приближение ярости (т.е. припадка безумия, сказали бы мы), сходить с корабля на берег и кидать там большие камни, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей». Однако большинство исследователей полагает, что берсерками становились не наркоманы и не потомственные психопаты, а наиболее ярые почитатели бога Одина, обладавшие умением впадать в боевой экстаз. В «Саге об Эгиле» читаем: «Торольв так разъярился, что забросил щит себе за спишу и взял копье обеими руками. Он бросился вперед и колол врагов направо и налево. Люди разбегались от него в разные стороны, но многих он успевал убить». Тем не менее, не стоит полностью отрицать возможность употребления викингами различных возбуждающих снадобий. Историк и исследователь, Ю.Арнаутова пишет: «В основе действия этих снадобий – химические соединения, сегодня именуемые галлюциногенами, которые вызывают в организме различные изменения психических функций от простого обострения всех органов чувств и аффективных состояний до искажения восприятия реальности, времени, пространства и самоидентификации, а также зрительные, слуховые, тактильные галлюцинации. Для достижения шаманского транса древние скандинавы использовали мухомор. Содержащийся в нем мускарин – алкалоид нейротоксического действия – приводит шамана в невероятное возбуждение. С горящими глазами, весь охваченный дрожью, он совершает ритуал камлания. Симптоматическая картина бешенства у берсерков заставляет предполагать наличие мухоморов в их ритуальных снадобьях, состав которых хранился к глубокой тайне. Экстатическое состояние у берсерков начинается с ощущения холода и озноба, лицо отекает и краснеет, быстро нарастает психомоторное возбуждение, они впадают в ярость и набрасываются на окружающих, часто не разбирая, кто друг, а кто враг. Но как только буйство проходит, они становятся слабее, чем обычно. Действительно, вызванное мускарином возбуждение, длится не более одного дня, а затем наступает упадок сил и длительная апатия. Снадобья часто использовались в виде мазей, которые наносились на самые чувствительные, в особенности, эрогенные зоны тела».
Как бы то ни было, но берсерки принимали активное участие во многих сражениях, и именно они одерживали победы. Всякий уважающий себя конунг имел берсерков в своей дружине. Так, у конунга Харальда Прекрасноволосого был целый такой отряд, насчитывающий 12 воинов. Вот как описывается одна из битв с их участием: «Двенадцать берсерков конунга находились на носу корабля. Корабль конунга шел вперед, и там была жесточайшая схватка. Когда же проверили войско, много оказалось убитый, и у многих были опасные раны. На корабле конунга не было никого, кто бы стоял перед передней мачтой и не был ранен, кроме тех, кого железо не брало, а это были берсерки». На службе сильному королю берсерки делали полезное дело, однако без такого контроля бешенство и пренебрежение законами обычной жизни превращали их в угрозу обществу. Поэтому в позднейших сагах берсерков иногда изображают удивительными героями, но чаще всего представляют грубыми хулиганами, которые терроризируют всех, пока герой саги не поставит их на место. В «Круге Земном» Снорри Стурлусона, сборнике историй, написанном в 13 веке, берсерки нередко представлены как бандиты и мародеры. В 1012 году ярл Эйрик Хаконарсон объявил берсерков на территории Норвегии вне закона, и они, видимо, стали искать счастья в других краях, в том числе и в Исландии. Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели, в конце концов, к полному переосмыслению образа берсерка. Уже с XI в. это слово приобретает исключительно негативный оттенок. Причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические черты. В «Саге о Ватисдоле» рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну «одержимым». По совету новоприбывшего священнослужителя одержимых злыми духами отпугивали огнем, забивали насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что «железо не уязвляет берсерков», а тела сбрасывали в овраг без погребения. В других текстах отмечалось, что окрещенный берсерк навсегда утрачивал способность перевоплощаться. Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием. Перестав быть представителями воинской элиты, без которых невозможно представить победу в сражениях, берсерки исчезли, унеся с собой все свои тайны …