А заодно проверка - читаем ли подобный текст вообще. Оговорка насчет воспроизводимости шрифтов - прежняя, такова жизнь на дайриках, увы. Буква, соответствующая руне Ing передается как (ng) и т.д.
Отрывок из книги
Е. А. МЕЛЬНИКОВА
СКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ
Новые находки и интерпретации
Возникновение и развитие рунического письма
Старшеруническое письмо
читать дальшеУстановление прочных и постоянных связей с Римской империей на рубеже нашей эры оказало огромное влияние на социально-политическое и культурное развитие германцев. Особенно сильно проявлялось оно на территориях, ставших имперскими провинциями, и в широкой пограничной зоне (limes) со «Свободной Германией» (Germania Libera). Одним из результатов этих контактов стало зарождение своеобразной формы буквенного письма, которое распространилось у всех германских народов и функционировало в Скандинавии вплоть до XV в. Оно получило название рунического от древнеисландского названия наков – run «руна». Изначально run имело значения «скрытое, секретное знание; тайна; шепот». Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т.е. доступность лишь посвященным «скрытость», «тайность» для всех остальных. Новую этимологию предложил Р.Моррис, связавший слово run с индоевропейским корнем со значением «царапать, делать насечки» (ср. нем.
ritzen «царапать, насекать»: Morris; Antonsen 1989. P. 140).
Древнейший, старший, рунический алфавит, использовавшийся до конца VIII в., состоял из 24 знаков, имевших фонетическое (не до конца ясное у нескольких рун) и символическое значение (Begriffswert), вытекающее из их названий (см. табл. 1). Графика многих старших рун была неустойчива, и почти каждая из них имела несколько аллографов, иногда сходных с аллографами других рун (например, k, p, d, j и др. См.: Westergaard). Нередко употреблялись лигатуры, например, gaD, azO, erO и др. (Mejer 1984).
Старшерунический алфавит начинался рунами f, u, (th), a, r, k, отчего его называют также футарком (см.: Duwel 1996). Уже в IV в. последовательность рун в алфавите была устойчива (кроме последних восьми знаков), о чем свидетельствуют древнейшие надписи, состоящие целиком или частично из футарка или его частей (на камне из Kylver, Готланд, археологически датируется временем между 350 и 475 г., рунологически – второй четвертью V в.; на брактеатах из Vadstena и Motala, Эстеръётланд, и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, датируемых первой половиной VI в.: Krause-Jankuhn. № 1, 2, 3 и др.). Вместе с тем порядок следования рун, как видно уже из первых пяти знаков, необычен для алфавитов, восходящих к финикийскому письму (греческое, латинское и многие другие), и он пока не получил объяснения.
24-значный ряд подразделялся на 3 группы ((ae)ttir), состоящие из 8 знаков; каждая группа именовалась по названию ее начальной руны: fu(th)orkgw – Freys (ae)tt (от Freyr – Фрейр, бог плодородия в скандинавском языческом пантеоне), hnijpe(ei)Rs – Hagals (ae)tt (hagall – «град»), tbeml(ng)do – Tys (ae)tt (Tyr– бог Тюр). Выделение этих групп самими носителями рунического письма подтверждается неоднократным изображением одной из них (чаще всего – первой. См.: Krause-Jankuhn. № 2, 3, 4, 5 и др.) или раздельным написанием каждой из групп (на брактеатах из Vadstena, Эстеръётланд, Швеция, первая половина VI в., и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, первая половина VI в.).
К настоящему времени известно около 250 старшерунических надписей I–VIII вв. Их корпусное издание осуществили В.Краузе и Г.Янкун (Krause-Jankuhn. Bd. I–II); сводки надписей с краткими комментариями даны Э.А.Макаевым (Макаев 1965. С. 100-110 Makaev. Р. 85-91), который опубликовал в хронологическом порядке 115 текстов на различных предметах и 31 надпись на брактеатах, и Э.Антонсеном (Antonsen 1975), опубликовавшим 121 надпись по языковой, диалектной, принадлежности.
Подавляющее большинство старшерунических надписей сделано на металлических предметах: оружии (наконечниках копий, умбонах, накладках и рукоятях щитов. См. сводку: Duwel 1981b) и украшениях. Особую категорию представляют надписи на золотых брактеатах V–VI вв. (см.: Axboe, Duwel, Hauck, Padberg). Начиная с V в. все больше используется камень. Однако графика рун – отсутствие округлых линий – заставляет предполагать, что основным материалом для рунического письма, особенно в начальный период его существования, служило дерево (о «деревянных плашках» говорит и Тацит; см. ниже), расположение волокон на котором препятствовало вырезанию округлостей. Тем не менее, видимо в силу плохой сохранности дерева, находки деревянных предметов с надписями крайне редки: древнейшие из них -на рукояти из Vimose (Ютландия) древках копий из Kragehul (о. Фюн) – датируются III–IV вв.
Несмотря на относительную ясность состава алфавита и фонетического значения знаков, практически все важнейшие вопросы, связанные с происхождением рунического письма – временем и местом его возникновения, его прототипом, его первоначальными функциями – являются дискуссионными. Более того, выработанные к 1950–1970-м годам основные теории происхождения рунической письменности ныне подвергаются радикальному пересмотру. Причиной этого стали в первую очередь многочисленные новые находки старшерунических надписей, сделанные как при полевых археологических исследованиях, так и при изучении ранее найденных памятников, хранящихся в музеях.
До последних двух десятилетий время возникновения рунического письма определялось рубежом II–III вв. н.э. – первой половиной III в. Основанием служили археологические датировки предметов, на которых были выявлены надписи, в первую очередь из погребений. Древнейшими памятниками рунической письменности считались надписи предметах вооружения (на наконечниках копий из Ovre Staby, Норвегия; Dahmsdorf, Бранденбург; Ковеля, Западная Украина; на умбоне щита из Thorsberg, ШлезвигГольштейн) и на украшениях (пряжках из Thorsberg, Шлезвиг-Гольштейн; Novling, Ceверная Ютландия; Himlingoje, Зеландия; N.sbjerg, Южная Ютландия) и др.
Однако еще в конце I в. н.э. римский историк Корнелий Тацит писал о гаданиях у германцев: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань». Вынимая эти плашки, жрецы по нанесенным на них знакам предсказывают будущее (Тацит. С. 357). Сообщение Тацита вызывало дискуссии: было неясно, употреблялись ли во времена Тацита упоминаемые им знаки только для гаданий, или использовались как письменная система, т.е. система графем, каждая из которых имела строго определенное фонетическое значение. Ввиду отсутствия памятников рунической письменности столь раннего времени, предполагалось, что те знаки, которые упоминает Тацит, должны рассматриваться лишь как прообразы рунического письма.
Первым открытием, приблизившим время возникновения рунического письма ко временам Тацита, были находки, сделанные при раскопках 1970-1980-х годов в долине реки Иллеруп (Illerup) вблизи г. Сканнерборга, Восточная Ютландия (Ilkj(ae)r, Lonstrup; Ilkj(ae)r). Здесь были обнаружены три огромных вотивных болотных клада, содержащих предметы вооружения и снаряжения. Наиболее ранний из кладов (№ 2) содержал вооружение примерно для 200 воинов и более 225 римских денариев, которые послужили основанием для датировки клада: младшая из них чеканена в 187-188 годах, т.е. клад относится к концу II в. (по принятой хронологии – римский век, период С1b). На нескольких вещах при исследовании выявились рунические надписи. Более того, на двух наконечниках надписи оказались идентичны – первый случай в рунологической практике. При этом на одном наконечнике надпись была выбита штемпелем, на другом – процарапана, т.е., видимо, скопирована с первого. Более того, через несколько лет была найдена и третья аналогичная надпись – также на наконечнике копья из клада в Vimose в Восточной Ютландии. Надпись была первоначально прочтена слева направо как ojinga(R) и, по предположению Э.Мольтке и М.Стоклунд, содержала имя кузнеца (Moltke, Stoklund). Позднее выяснилось, что надпись следует читать справа налево, а первой является руна w, а не R: wagnijo (<*wagnaR). Еще одна надпись – swarta «черный» – находилась на серебряной рукояти щита. При последующих раскопках в долине р. Иллеруп число надписей увеличилось (Stoklund 1995b; Stoklund 1998).
Другая сенсационная находка была сделана в 1979 г. На хранящейся в краевом музее Шлезвиг-Гольштейна фибуле, происходящей из женского погребения в Meldorf (Северо-Западная Германия) и датируемой первой четвертью I в. н.э., была выявлена надпись, которая может быть прочитана двояким образом: как латинская – idis, Idis, род. п. от германского женского имени Ida или Idda, т.е. «[брошь] Иды (Идды)», или как германская руническая (при повороте на 180°) – hiwi, дат. п. от женского имени *Hiwa
«для Хиви» (Duwel, Gebuhr; Duwel 1981а) или irili, дат. п. от слова erilaz, т.е. «эрилу (мастеру рун)» (Mees. Критический обзор интерпретаций надписи см.: Odenstedt 1983; Odenstedt 1989; Mees. S. 131-136). Хотя дискуссия не выявила бесспорных доказательств «латинской» или «рунической» принадлежности надписи (ср.: Antonsen 1989. Р. 156-157), она показала большую вероятность того, что надпись выполнена германскими рунами и является древнейшим памятником рунической письменности.
Наконец, к тому же времени, что и фибула из Мельдорфа, относится фрагмент керамики, найденный в Osterronfeld Kr. Rendsburg-Eckerforde, Шлезвиг-Гольштейн с двумя процарапанными рунами R и a. Слой, в котором он находился, датируется I в. н.э. (Marold // NoR. 1994. № 9. S. 16).
Все эти находки показывают, что Тацит имел сведения именно о рунической письменности, а не о культовом использовании отдельных знаков, и зарождение рунического письма должно быть отодвинуто по крайней мере к началу I в. н.э. Еще более радикальную передатировку начал рунического письма предприняли Р.Моррис и Э.Антонсен, которые отнесли его возникновение ко времени существования протогерманского языка, т.е. к I тысячелетию до н.э. (см.: Morris; Antonsen 1989), однако их предположение, во всяком случае пока, не подтверждено находками.