Записи с темой: ТРАДИЦИИ, Традиции, традиции (142)
Некоторые утверждения лектора, вроде "у язычества не было иерархии богов", " были только отдельные божки племён, иерархию выстроили христианские летописцы", "до девятого века у скандинавов не было жрецов" и т.д. кажутся неоправданно категоричными. Когда боги воспринимались как племя или род, вождь/глава уже подразумевался по определению (а вот личность главы могла варьироваться от региона к региону). Если были жрецы у германцев римского времени, был храм в Уппокре в довикингскую эпоху, были богатые болотные вотивные приношения (связанные с развитым, а не домашним культом - организовать приношение военной добычи надо уметь)- то отрицать существование жрецов в раннее время нет особых оснований. И амбивалентность мёртвых (другая тема в лекции) известна абсолютно во всех человеческих культурах (родня, конечно, но всё-таки не живая)...
И захоронения-ингумации не "появились под влиянием христианских государств в IXв.", а в позднем латене. На всякий случай - на скрепке статья об этом. Собственно, в части ответов на вопросы из зала сам лектор об этом рассказывает, как и о погребениях-ингумациях вендельской эпохи.

Примерно с середины видео начинается рассказ о конкретных находках. И это очень (!) интересно.


О лекторе:
Кирилл Алексеевич Михайлов (род.1970г.), Старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, кандидат исторических наук. Окончил исторический факультет ЛГУ, кафедру археологии (1998). Кандидатская диссертация: "Древнерусские элитарные погребения X – начала XI вв." (2005).
Экспедиционная деятельность: с 1985 г. – н. вр. – Северо-Запад и центральные регионы России; 1996–2001 гг. – начальник раскопа в Новгородской областной экспедиции на Новгородском (Рюриковом) городище (рук. Е.Н. Носов); 2007–2010 гг. – начальник раскопа в Петербургской археологической экспедиции ИИМК РАН и СЗНИИ Наследия на Охте (рук. П.Е. Сорокин); 2011 -2014 гг. - охранные раскопки в Петербурге.

Научные публикации – более 60 работ.

@темы: видео, археология, история, традиции, обряды, викинги

Ночи Дыма
Подсмотрено в группе Ведьмин Котёл

В немецкой народной традиции есть такое понятие, как Rauhnächte (произносится как Раунэхте), „Ночи Дыма“ – те самые двенадцать ночей безвременья, лежащие между днём зимнего солнцестояния и праздником Богоявления, обычно отмечаемым католиками 6 января. Традиции и обрядность этого пограничного времени во многом сходны с нашими Святками, но есть, конечно, и свои особенности. Откуда взялась эта необычная традиция? Что означает странное название двенадцати ночей? Чем характерно это волшебное время?

читать дальше

Svetlana Husser

@темы: история, фольклор, традиции, обычаи

Текст появился после публикации опроса в группе ASATRU|АСАТРУ|Германское язычество, когда из 237 проголосовавших язычников 74 назвали себя жрецами того или иного бога (что раз так в семь больше реально существующих общин германо-скандинавского язычества). Люди явно путают «быть жрецом» и «быть почитателем божества». Асатру — отнюдь не Викка в этом плане.

Жрецов в культуре языческой Скандинавии, как известно, звали годи (goði), жриц - гидья (gyðja). Термин goði возводят к протогерманскому *gudjô с тем же значением, напрашивается сравнение со словами бог - goð (к протогерманскому *gudą, обычно для языческих богов goð использовалось во множественном числе) и góðr - добрый, хороший (к протогерманскому *gōdaz), однако указания на их связь хотя бы на уровне протоиндоевропейского автору не встречалось.
читать дальше

@темы: история, практика, традиции

Торраблот, вполне заменяемый Торсблотом, в этом году приходится на пятницу 19го января (поскольку и отмечается в пятницу между 19м и 25 января).
Однако, столь же традиционно, его у нас переносят на ближайшие выходные.
Московская община Асатру "Годорд Скидбладнир" приглашает гостей на Торраблот по адресу: г. Москва 20 января 17:00 Петровка ул., 34 (Скотланд Ярд паб).
Так же 21.01.2018 киевский филиал Ассоциации Северной Традиции в Украине планирует праздновать Торраблот. Желающим присоединиться предлагается написать администратору группы

С праздником всех празднующих! Да будет Друг Людей нам защитой и другом!

@темы: традиции

Обычаи Германии и Австрии в начале ноября: встреча предков, начало зимы, сезонный забой скота.
(По книге «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники» под. ред. С.А.Токарева.)

В ноябре на континенте у большинства германских народов завершался хозяйственный год. Наступало время подведения итогов, пересчёта поголовья скота и выбраковки животных, которым не суждено было бы пережить зиму, время предзимних праздников и пиров, время самых тёмных ночей, ещё не выбеленных снегом, время прихода в дом и чествования предков.
читать дальше

P.S. Согласно древнеисландскому календарю, зима начиналась в субботу между 21–27 октября. Лето заканчивалось в среду, и два дня межсезонья и были Vetrarnætur - Зимними Ночами в строгом смысле этого слова. Сейчас праздником в Исландии считается скорее начало зимы (суббота или её канун, выпадающая в этом году на 21 октября).
См. Ауртни Бьёрнссон Начало Зимы.
P.P.S.В этом году меж-временье начинается 19 октября и совпадает с новолунием.
Всех с наступающим!


@темы: праздники, фольклор, традиции, обряды, обычаи

В статье A female Viking warrior confirmed by genomics (American Journal of Physical Anthropology, 8 September 2017), написанной группой шведских учёных, подробно анализируются останки из погребения Bj 581 в Бирке. Погребение, в момент находки в 19в. определённое как могила воина высокого статуса, похороненного с парой лошадей и оружием, оказалось женским. Установили это на основании анализа ДНК, определившего наличие в останках X (женских) хромосом при отсутствии Y (мужских) хромосом (женский набор XX, мужской ХY). Причём, судя по положению фигуры, видимо, женщина похоронена одна, а не как сопровождающая воина подруга.
читать дальше
P.S.Сразу же раздались голоса скептиков, с утверждениями, что у Столпе на раскопках был бардак, и не факт, что исследуемые кости именно из названного погребения.))

@темы: археология, Швеция, традиции, артефакты, обычаи

(по материалам книги «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники» под редакцией С.А. Токарева, а также рассказам о праздновании немецкого Дна Благодарения (Erntedankfest) в Интернете)

При обращении к обычаям праздника, венчающего годовой сельскохозяйственный цикл, следует всегда помнить, что общей даты сбора урожая для всех германцев (всех кельтов или всех славян) не было и быть не могло: вывоз результатов крестьянского труда с поля, сада и виноградника происходит не по солнечному календарю, а в зависимости от погоды, районов страны, многовекового опыта, сконцентрированного в приметах и т. д. По большей части завершение сбора даров Матери-Земли приходилось на конец августа, сентябрь и октябрь, в некоторых местах практически сразу переходя в общеконтинентальный праздник поминовения предков, тот, который известен был у кельтов как Самайн, а у славян как Осенние Деды. Так, в Исландии, жившей не столько возделыванием земли, сколько скотоводством и рыболовством, оба праздника слились в пиры Зимних Ночей: и предзимняя отбраковка и забой скота, и истончение грани с миром мёртвых сошлись в конце октября .
читать дальше

@темы: праздники, история, фольклор, традиции, обряды, обычаи

Дополненная и исправленная старая статья

Вершина лета, летнее Солнцестояние, время наибольшей силы и славы Соль, когда её колесница взлетает к зениту над зелёными полями и рощами, время самых длинных дней, и самых коротких, самых волшебных ночей, приходится на промежуток 20-21 июня. В 2017 году — на 21 июня, астрономический момент Солнцеворота наступает в 7 часов 24 минуты по Московскому времени, при том, что Новолуние в этом году выпадает на 24-25 июня. Впрочем, готовя обряд, стоит вспомнить, что священно всё же время, а не часы, Со-Бытие, а не его маркер (в Швеции, например, празднуют Мидсоммар в ближайшую к 24 июня субботу и т.д.). Более того, в реальной крестьянской жизни середину лета отмечала череда праздников, которая позволяет этнографам говорить о двенадцатидневье, зеркально отражающем двенадцать ночей Йоля , благо в народной традиции оба периода отмечены как время поворота года, близости к Иному миру и опасного колдовства, время максимума и, соответственно, минимума в природном цикле.
читать дальше

Мидсаммер
Шведск. Midsommar, англ. Midsummer, исл. Miðsumar, нем. Sommersonnenwende. Далее используются разные варианты названия.
читать дальше

Купальницы, Купала, Петровки
читать дальше

@темы: праздники, статьи, фольклор, традиции

Сложившийся на сегодняшний день цикл празднований, связанных с Зимним Солнцеворотом в Троте, обычно именуется временем Йоля — Jólatíð на исландском, в английском варианте Yuletide, или Священными ночами — на английском Wihnights, на немецком Weihnachten.
Время Йоля — период из тринадцати ночей, который чаще всего для верных начинается с ночи, предшествующей самой долгой в году либо с вечера (кануна) самой долгой ночи. Этот момент зовётся Ночью Матерей (или Матери), приходится при таком отсчёте он на вечер 20 или 21 декабря соответственно. Реконструированное её название на древнеисландском было бы Mœðra nótt (источники данного обычая, однако, англосаксонские, и сведений о чём-то похожем на острове нет). Это время домашнего праздника, ритуального перехода в новое состояние, состояние пограничного священного времени. В этот вечер символически прекращают все работы, кроме самых необходимых, дарят подарки близким, славят богинь-покровительниц домашнего очага и защитниц рода, и с ними и предков-хранительниц — дис.
За Ночью Матерей следует собственно самая долгая ночь и с ней момент Солнцеворота, праздник Йоля — Jól на исландском. Это время основных обрядов, знаменующих приход обновлённого Солнца, время обращения к богам и принесения самых священных клятв и обетов перед ними. Священными, сопричастными Силам, являются и последующие ночи, когда определяется течение всего приходящего года, и когда, может быть, можно что-то подправить. Или хотя бы узнать о том, что ждёт впереди, когда особо близки предки и грозный Иной Мир.
И, наконец, особо выделяется последняя ночь Йольского цикла, обычно именуемая на английском Двенадцатой ночью, а на исландском, более точно, Тринадцатой — Þrettándi. Это время новогоднего пира, предсказаний об уже сплетённом норнами, прощания с безвременьем. За Тринадцатой ночью следует «изгнание Йоля» с уборкой праздничного убранства и призывом ко всем иномирным существам возвращаться к себе домой. И, наконец, первый день Нового года или нового цикла знаменует следующий виток пути по годовому кругу.
Как уже сказано, Ночь Матерей может совмещаться с кануном Ночи перед Солнцеворотом, может быть отнесена к вечеру 19 декабря для совмещения Тринадцатой ночи со светским Новым Годом, иногда отмечается только момент возрождения Солнца — форма обрядов зависит от предпочтений празднующих.

Период, приуроченный к Зимнему Солнцевороту является одним из самых изученных специалистами и известных среди неспециалистов отрезков Годового Круга, и вряд ли о нём удастся рассказать что-то новое. Также едва ли получится хоть сколько-то полно охватить тему: декабрь-январь — один из самых красочных и богатых обрядностью промежутков года. Можно лишь попытаться выделить основные мотивы этого времени и указать общие черты обрядности разных ветвей Традиции.

Йоль (исл. Jól, англ. Yule).

читать дальше
Коляда/Святки.
читать дальше


Использованные материалы.
читать дальше

@темы: праздники, история, фольклор, традиции, Йоль

Полностью материал ожидается в «Саге», здесь выкладываю реферативно.

Уппокра (шведск. Uppåkra) сегодня — небольшая деревенька из нескольких домов, расположенная на юге Швеции в лене Сконе к юго-западу от города Лунд.
Поселение железного века в Уппокре было обнаружено в 1930-х годах, когда при строительстве дома нашли части скелетов и керамику. Приступить к систематическим раскопкам археологи смогли лишь в 1996 году. Даже первоначальное обследование дало более 3500 артефактов, местами культурный слой при раскопках составлял более двух метров, и лишь верхняя часть его датировалась эпохой викингов.
читать дальше

@темы: археология, история, статьи, традиции, Уппокра

О кельтском Самайне сказано более чем достаточно, а вот северные Зимние Ночи и наши Осенние Деды известны значительно меньше. О них и пойдёт речь.

Зимние ночи. Осенние Деды.
Благодарность за изобилие, память о предках, время Порога и начало зимы.


Зимние ночи.

Согласно древнеисландскому календарю зима наступала в субботу после 26-й недели лета, т.е. между 21 и 27 октября (11–17 октября до 1700 года). Так как исландское лето начинается в четверг, и, соответственно, заканчивается в среду, то до официального начала зимы остаётся два дня. Они известны как Зимние Ночи (Vetrarnætr). Также выражение «Зимние Ночи» нередко использовалось менее конкретно — для обозначения периода в начале зимы, и сам праздник сегодня в Исландии по практическим соображениям отмечается в вечер перед субботой. Скандинавский год изначально делился на два полугодия, зиму (vetr) и лето (sumar). И как день у германцев начинался с ночи (т.е. с вечера накануне), так и год по многим древнейшим готским, древнесаксонским и другим источникам начинался с зимы (или поздней осени), времени коротких неярких дней и длинных тёмных ночей .
читать дальше

Осенние Деды
читать дальше

О празднике сегодня
читать дальше

Использованные материалы
читать дальше

@темы: праздники, фольклор, традиции, боги и богини, Our Troth

Небольшой дайджест.

Найден утерянный в XIX веке рунический камень из Хаггбю.

Камень размерами примерно 180 на 120 сантиметров содержал руническую надпись и изображение змеевидного существа. Надпись идет по телу чудовища. Так как камень поврежден полностью ее восстановить невозможно. Читаемая часть переводится так: «Ярл и … камень после Герфаста, его отца». Возможно, в утраченной части содержались имена других людей, погребенных под камнем.
По стилю резьбы специалисты определили, что изображение выполнил мастер по имени Фот, работавший в середине XI века на юге Уппланда. Хотя сохранились сведения, что он сделал не менее сорока рунических камней, все они были утрачены, так что работы Фота были известны только по подражаниям других мастеров и по поздним копиям.

----------------
В журнале svart_ulfr:
X. Р. Эллис Дэвидсон Фрагменты доклада «Превращения в древнескандинавских сагах»

...Человек, принявший облик медведя, был сыном знаменитого Кетила Хенга , который пришел из земель, населенных лопарями, хорошо знакомыми с этим зверем. Другой связанный с медведем эпизод касается Ервара Странного , потомка Кетила. Высадившись со своей командой на одном из балтийских островов вблизи побережья, он был враждебно встречен приплывшими сюда с континента людьми и, готовясь к сражению с ними, поднял на шесте медвежью шкуру с головой. Отражая нападение вышедшей на бой против них великанши, Ервар вложил в медвежью пасть тлеющие угли и стал пускать в нее магические стрелы, заставив противника покинуть поле сражения. .
Это не новая неведомая сага, а мелкая погрешность перевода: Ервар Странный = Одд Стрела из саги его имени (Örvar-Odd, оdd с английского и впрямь можно перевести как «странный» ) .:)
-------------------
Колонизацию Исландии викингами сдвинули в эпоху Карла Великого

Археологи во главе с Бьярни Эйнарссоном (Bjarni Einarsson) из Копенгагенского университета (Дания) обнаружили в Восточных фьордах Исландии следы пребывания человека, датированные 800 годом нашей эры. Это существенно раньше, чем общепринятая на сегодня дата заселения этого северного острова. Открытие показывает, что движение скандинавов на запад через Атлантику началось значительно раньше и продвигалось довольно быстро. Об исследовании пишет Iceland Review.

Учёные отмечают, что найденный инвентарь и следы особого типа постройки — длинного дома (longhouse) — являются типичной для скандинавской материальной культуры того времени. Среди находок, сделанных в последние недели — точило, жемчужины, серебряная монета (фактически кусок серебра без ярких нумизматических признаков) и ряд других предметов.

Радиоуглеродный анализ фрагментов обгоревшей древесины внутри дома указал на 800 год нашей эры. Археологи отмечают, что ранее сходные находки с той же датировкой недавно были сделаны и близ Рейкьявика, но их изолированность не позволяла уверенно заявить о более раннем заселении острова. В этот раз в ходе раскопок обнаружили и каменную посуду. В ту эпоху делать посуду из камня было не принято почти нигде в Европе — северная Скандинавия была едва ли не единственным исключением. Возможно, именно поселенцы из этого региона оставили обнаруженные длинные дома. Что необычно, не удалось найти никаких костей животных. По всей видимости, поселение было не фермой, но временной стоянкой рыболовов или моряков.


@темы: ссылки, события, Исландия, история, статьи, традиции

С Урожаем - Хаустбодом! Да будет он к нам щедрым, дом — тёплым и надёжным, а жизнь — радостной!

(астрономическое Равноденствие в этом году 22.09 в 17:21)

Напоминаю, что найти материалы про праздник можно, открыв оглавление Сообщества вверху страницы

@темы: праздники, традиции, Урожай



В номере:
П. Баущац. Источник и Древо: мир и время в ранней германской культуре. I. Источник Урд. - полная откорректированная версия перевода, с примечаниями в половину текста.
Две отредактированные статьи-полемика:
Сигурд годи. Блот. Жертвы и жертвоприношения в Северной Традиции
читать дальше

Читать/cкачать выпуск

@темы: творчество, статьи, традиции, альманах «Сага»

Чуть более месяца понадобилось самому большому в мире драккару, «Дракону Харальду Прекрасноволосому», чтобы пересечь Северную Атлантику.

Draken Harald Hårfagre

Корабль этот — основа одноименного норвежского проекта, задачей которого являлось прохождение по маршруту скандинавских мореплавателей X-XI веков, открывших Америку почти за пятьсот лет до Христофора Колумба.
читать дальше

@темы: ссылки, события, практика, традиции, драккары

Текст ни о чём с сетевого междусобойчика 5го сетевого симпозиума древнескандинавского фольклора 2015г.

Я тут как-то наткнулся на Тора, он сказал мне «Привет!»
Матс Бертелл (Maths Bertell)


(Заметка к 5му сетевому симпозиуму древнескандинавского фольклора 2015г. (Old Norse Folklorist Network Symposium 2015 )
Онтология сверхъестественных встреч в древнескандинавской литературе и фольклоре. Тарту, 11—12.12.15
(The Ontology of Supernatural Encounters in Old Norse Literature and Scandinavian Folklore. Tartu, December 11-12)


Что это означает — встретить божественное, священное с точки зрения религиозного человека? Можно ли получить ответ или этот опыт слишком личный? В данной статье я попытаюсь рассмотреть локальные древнескандинавские встречи с божественным, на которые есть намеки в письменных и археологических источниках. Это вопросы, которые постоянно возникают при исследованиях и тревожат меня, и, как скользкое мыло в ванне, иногда кажутся очевидными, чтобы пропасть спустя мгновение. Встреча с богами может быть подтверждена топонимами, обычно обозначающими культовые места. Почему именно эти места стали культовыми, мы не знаем, но мы можем предположить, что божество решило встретиться или сделать себя видимым / слышимым именно, и тем самым создавая священное пространство, куда последователи могли бы вернуться, чтобы встретить бога вновь. Это то, что древнеисландское религия имеет общего с другими этническими религиями, такими как религия саамов, или индуистская религиозная традиця. Что-то в ландшафте выделяется из окружающей среды и выглядит особенным, что-то произошло тут, и место это отличается от других. Скала особенной формы, впечатляющий пейзаж, дерево, ударенное молнией.
читать дальше

@темы: статьи, традиции



Немного о празднике из прошлых записей - раз, два.

@темы: праздники, традиции, Дистинг

Внимание: транскрипция имён не выверена! В частности, автор озвучен в английском произношении, поскольку Терри — не исландское имя. Однако он — фольклорист, этнолог, преподаватель Исландского Университета в Рейкьявике, пишет и на исландском, и на английском. Так что возможны варианты.

Фон и природа ежегодных и целевых ритуалов общины Асатру (Ásatrúarfélag) в Исландии
(The Background and Nature of the Annual and Occasional Rituals of the Ásatrúarfélag in Iceland)
Терри Ганнелл (Terry Gunnell, Университет Исландии, Рейкьявика, Исландия )


Резюме. Эта статья в значительной степени основана на интервью, которые были взяты у Ёрмундюра Инги Хансена (Jörmundur Ingi Hansen), и Хильмара Ёрда Хильмарссона (Hilmar Örn Hilmarsson), последних двух альсхерьягоди (allsherjagoði, верховный жрец, букв. “всех-полчищ-жрец”) исландского Ásatrúarfélag (Аусатруарфеулаг, букв. “Товарищество асатруа”, общество, чья деятельность включает в себя активное почитание древних скандинавских богов). Интервью были сосредоточены на природе и обосновании обрядов и молитв, используемых обществом ежегодных ритуалов, обрядов свадеб и похорон, и не в последнюю очередь на недавних протестах против крупных проектов строительства в Исландии, которые, вероятно, будут иметь долгосрочное влияние на окружающую среду. Между прочим, работа рассматривает степень, до которой ритуалы основаны на древних текстах, и степень, в которой отдельные священнослужители могут решать, как они хотят совершать обряды. До какой степени ритуалы продумываются заранее, и если так, то кем? Нвряду с материалом, взятым из этих интервью, в статье будет также ссылка на недавнее исследование Эггерта Соульберга Йоунсона (Eggert Sólberg Jónsson).

Ключевые слова: неоязыческие религии, выдуманные традиции, языческая религия, ритуал, работа, ритуальное пространство, огонь.

читать дальше

P.S. От себя добавлю, что несмотря на близость к «крови и почве», исландская община всё же не является общепризнанным образцом идеологии современного язычества (для меня — в том числе). Зато они образец _успешного_ современного язычества, что дорого стоит.;)
P.P.S. За кошмарное качество фотографий могу только извиниться. Поскольку исправить не получается.


@темы: Исландия, традиции, Terry Gunnell

Есть такая литературная забава: рецензии на ненаписанные книги. А у нас - обзор пока мало кем прочитанной. И на русский непереведённой, всё впереди. Но в какой-то степени программной.

Обзор книги Поля Баущаца:
«Источник и Древо: Мир и Время в ранней германской культуре» .

Paul C. Bauchatz Баухаз, The Well and the Tree: World and Time in Early Gernanic Culture.
Автор Эрнст Дик (Ernst S. Dick, Канзасский Университет).


читать дальше
------------------------
И всех с Торраблотом, а «кого надо» — с Торсблоттом! Доброго настроения и радушного изобилия в эту суровую зиму! Удачи и блага!


@темы: книги, статьи, практика, традиции