12:28 

Боги древних германцев: Нехаленния (Nehalennia).

Tradis
Нехаленния — богиня, чей культ широко засвидетельствован во Фризии (на территории Нидерландов). Вотивные дары ей найдены в нидерландской провинции Зеландия на побережье Северного моря, а так же, в меньшем количестве, в римской Германии. Поклонение богине, предположительно, впервые засвидетельствовано памятниками II века до н. э. и существовало, как минимум, до II-III вв. н. э. Это означает, что культ является автохтонным, поскольку римляне пришли на эти земли лишь на рубеже нашей эры. И, судя по находкам храмов, типичных для римских областей, богиня, как и в случае с Эпоной, была включена практичной Империей в собственный пантеон.

Алтарь Нехаленнии

Нехаленния упоминается в 28 алтарных надписях, обнаруженных у приморской деревни Домбург (Domburg, Нидерланды) на острове Вальхерен (Walcheren, после строительства в 1871 г. дамбы — полуостров), где располагалось её святилище. Подобное же святилище найдено в 1971-72 годах в приморском городке Колейнсплаат (Colijnsplaat, Нидерланды), также 2 посвящения обнаружены в окрестностях Кёльна (район Cologne-Deutz, во времена Рима — военный лагерь Castrum Divitia, на противоположном берегу реки находилась Colonia Claudia Ara Agrippinensium, столица провинции Нижняя Германия). В 1990 году алтарь Нехаленнии нашли в городе Тонгерен (лат. Tungrorum, территория провинции Нижняя Германия), надпись на нём говорит о дарителе, солеваре или торговце солью, по имени Menapian.

Положение Домбурга и Колейнсплаата в устье Шельды

Нидерландский археолог Богайерс (J.E. Bogaers) и бельгийский лингвист Морис Гисселинг (Maurits Gysseling) в совместной работе На de naam van de godin Nehalennia («Об имени богини Nehalennia») перечисляют несколько разных форм написания её имени в посвящениях. Хотя вариант Nehalennia является, безусловно, наиболее распространенным, несколько раз появляются Nehalenia и Nehalaennia. Гисселинг характеризует эти две формы как латинизацию более архаичного Nehalennia.

Алтари из Домбурга

Имя Nehalennia при этом частью исследователей считается латинским искажением исконного имени богини (хотя если имя однообразно «искажалось» на протяжении веков, это уже скорее новая норма произношения). При этом нет ясности, имеет ли неизвестное нам предполагаемое имя корни германские, кельтские или истоком представлений о божестве послужило некое автохтонное население региона бронзового и доримского железного века (так называемая культура северо-западного блока). Якоб Гримм предполагал, что Neha- в других словах используется как суффикс множественного числа женского рода (примеры: -nehis, -nehabus).
Среди интерпретаций имени богини Мария Квилхауг (Maria Kvilhaug, норвежка по происхождению, историк религии, писатель, режиссёр-любитель, автор работ по древнескандинавской мифологии) указывает следующие:
1.Керн (Kern) предполагает, что имя богини связано с древнегерманским глаголом neiban, означающим предлагать подарок в знак дружбы; Тогда имя означало бы Дружелюбно Дарящая (Мария Килхауг обоснованно вспоминает тут об именах Гевн (хейти Фрейи) и Гевьон)
2.Деттер (Detter) предполагал связь с существительными nekus или nekros, латинским nex и necare (убивать), связывающими со смертью.
3.Каннеджетер (Cannegieter, жил в XVII столетии) связывал её имя с композицией из 3х частей: ne- “новый”, -hel- “поток/река”, –ennia, “богиня”.

Алтари Нехаленнии и фигура богини на троне

Область власти богини очерчена довольно чётко её атрибутикой на многочисленных алтарях. Нехаленнию почти всегда изображают с морскими символами или с корзиной яблок (или других плодов), караваем хлеба. На многих алтарях с изображением Нехаленнии рядом с ней сидит собака как её верный спутник. На некоторых рельефах богиня стоит одной ногой на корабле или держит в руке весло. В отдельных надписях Нехаленнии есть просьбы обеспечить безопасный путь через море. Она изображена как в основном сидящая (в Домбурге на 19 сидящих на троне фигур приходится 4 стоящих) молодая женщина. Трон часто покрыт балдахином, такой престол всегда означал высший властный ранг того, кто его занимал (хотя можно вспомнить и северные мотивы престола тула, например). Нередко балдахин имеет вид раковины, тема эта встречается у важнейших римских божеств (Венера, Фортуна, Юнона, Минерва, Эпона, Меркурий, Аполлон и Геркулес, встречаются изображения раковины и на надгробиях). На боковых частях алтарей Домбурга также часто изображены сцены и символы, на четырех алтарях присутствуют рога изобилия. Такой рог может держать в руке богиня, в других случаях рога показаны переплетенными в сочетании с колесом, а на одном алтаре два рога украшают заднюю часть. Интересно, что собака отсутствует в алтарях, где присутствует рог изобилия (земная и потусторонняя власть божества?).

Стоящая богиня, опирающаяся на корабль.


Алтарь из Домбурга с двумя рогами изобилия


Сидящая на троне Нехалления под балдахином-раковиной, Домбург. Хорошо видна характерная накидка на плечах фигуры.

Очевидно, что Нехаленния была богиней, которая ведала мореплаванием, перевозками, торговлей, садами и плодородием земли, изобилием и богатством (этим она напоминает более позднюю роль скандинавского Ньёрда, божества-близнеца Нерты, чей культ, в свою очередь, современен поклонению Нехаленние). Хильда Эллис Дэвидсон (Hilda Ellis Davidson) описывает вотивные объекты богини в книге «Боги и мифы Северной Европы» (Gods and Myths of Northern Europe , 1990) так:

«Нехаленнию, германскую богиню, которую почитали в местах, где путешественники из Нидерландов пересекали Северное море, изображали на многих рельефах с хлебами и яблоками, подобно Богини-Матери, иногда с носовой частью корабля рядом, но также часто в сопровождении собаки, которая сидит, глядя на неё (см. табл. 5). Пёс появляется на двадцати одном алтаре согласно подсчётам Ады Хондиус-Кроун (Ada Hondius-Crone) (1955:103), которая описывает его как разновидность борзой (greyhound)».

Затем в книге 1998г. «Роль Северных богинь» (Roles of the Northern Goddess) Дэвидсон связывает мотив корабля, ассоциирующийся с Нехаленнией, со скандинавской парой ванических божеств Фрейром и Фрейей, а также с германской богиней Нертой, и отмечает, что атрибуты Нехаленнии напоминают атрибуты германских Матерей.
Тут ещё хочется вспомнить засвидетельствованный у свебов Тацитом культ «Изиды» в образе корабля-либурны. Свебы или свевы (Suevi, Suebi ) — это собирательное название населения полиэтничной Восточной Германии, преимущественно германцев (семноны, гермундуры, квады и др.), занимавших в I веке до н. э. — II веке н. э. бассейн рек Эльбы, Майна, Неккара, т.е. несколько иной регион, чем низовья Рейна.
Представленная на алтарях символика собаки, верного охранника в пути и в то же время проводника в мире мёртвых (связанного в северных мифах с Хель, а в античных ещё и с исцелением и Эскулапом), корабля, средства путешествия по морю и между мирами, признанного символа ванов (ведь начало сезона путешествий совпадало с весной и расцветом), яблок, символа плодородия, возрождения и богини Идунн, также заслуживает подробного осмысления.

Святилище в Домбурге.
Остров Валхерен, где расположено святилище, входит в систему обширного эстуария реки Шельда (Schelde, река разделяется на Восточную и Западную, после постройки дамб сохранился эстуарий лишь Западной Шельды), именно к устью Шельды в источниках привязаны и Домбург, и Колейнсплаат, между которыми расстояние немногим меньше 30 км).
О роли поселения в районе Домбурга в античные времена известно мало, поскольку ныне оно поглощено водой. Относительно немногое осталось и от храма, отчасти из-за того, что обнаружен он был в XVII веке, когда после бури 1646 года разметало дюны, и многие находки за истекшее время просто пропали. Сейчас от здания сохранились лишь остатки колонн и пилястр. Найдены сотни облицовочных плиток, привезённых с кирпичного производства в Неймегене (укрепление Holdeurn). Большие блоки туфа привезены из Эйфеля (Eifel). Известняк поставлен с юго-востока провинции Белгика. Сам размах строительства святилища говорит об интенсивной торговле в регионе и значении данного культового места.
В книге Ады Хондиус-Кроун «Храм Нехаленнии в Домбурге» (Ada Hondius-Crone, 1955: The Temple of Nehalennia at Domburg. Материалы взяты с сайта Марии Квилхауг) приводятся некоторые интересные подробности: святилище было типичным галло-римским храмом квадратной формы, площадь его составляла около 12-13 футов (??если это квадратные футы, то площадь его ~1.2 кв.м, если сторона квадрата — то стена имела длину ~3.6-3.9м), вокруг найдены многочисленные остатки пней, так что, вероятно, рядом росла священная роща или лес. Вероятнее даже, что храм в римском стиле был возведён в изначально обычном для германцев месте поклонения богине — роще, вблизи залива и торгового порта соответственно.
Интересно, что в этом же святилище найдены вотивные изображения Юпитера Величайшего, главы пантеона Империи, богини Виктории, Геркулеса, Нептуна, покровительствовавшего мореплавателям, и Меркурия, покровителя торговли. На некоторых алтарях с изображением богини во фронтальной нише, изображение Нептуна вырезано на боковых сторонах (в одном случае — дважды). В другом случае он представлен на алтаре богини в нише вместе с Юпитером (этот алтарь также несёт явную солнечную символику). Обычно Нептун из Домбурга похож на своего греческого предшественника Посейдона, стоящего с трезубцем и дельфином, иногда его показывают стоящим правой ногой на носу корабля (как Нехаленния). Геркулес обычно показан на боковых сторонах или в нижней части алтаря Нехаленнии в традиционном образе— в львиной шкуре и с дубинкой, хотя в одном случае он сидит на скале с чашей вина. Юпитер появляется в нишах алтарей Нехаленнии, но есть три жертвенника, посвященных ему одному, где он представлен в виде небесного правителя со скипетром и молнией.

Совместный алтарь Нехаленнии с Нептуном и Геркулесом, Домбург.

Согласно надписям, алтари были воздвигнуты купцами и капитанами во исполнение обета и в благодарность за успешное плавание, на одном из камней сообщается, что жертвователем был торговец гончарными изделиями, поставлявший их в Британию (на камне: negotiator cretarius Britannicus). Важную роль, судя по всему, играла также торговля солью.
Несколько отрывков надписей из Домбурга:
Deae Nehallenniae Summaronius Primanus…
Deae Nehalenniae Sext. Nertomarius Nertonus…
Nehalenniae Fletus Aennalonis pro se et suis… (за себя и своих)
Deo Neptuno Octavius Ammius…
Также в этом святилище была найдена трёхцветая мозаика (черный, белый и красный цвета), с изображением фигуры женщины, считающейся богиней Нехаленнией, стоящей в бурном море, со щенком рядом. К 1848 году от храма Вальхерена сохранилось около сорока алтарей и статуй. Позже некоторые из них тоже пропали, в частности, описанная выше мозаика до нас дошла только как копия в черно-белом рисунке.
Поселение (ныне затопленное морем), было расположено к северу от храма, от него к святилищу вела дорога.
Имеются данные также о круглом строении, в котором стояли алтари (есть версия, что каждому из божеств была посвящена отдельная кумирня). Вокруг стен святилищ стояли камни, на которых была изображена богиня Нехаленния. Вне храма найдена черная почва, где с южной стороны стояли в ряд четыре или пять пьедесталов, которые позже упали и постепенно исчезали под песком. В 1718 году очень низкий отлив обнажил новую статую в конце этого ряда, изображавшую женскую фигуру (богиню).
На изображениях Домбурга Нехаленния одета в характерную короткую накидку, прикрывающую плечи и скреплённую на груди круглой брошью, обычно с крестом, напоминающим солнечное колесо (и похожей на броши на некоторых статуях римской Фортуны). Такая накидка может быть частью костюма, обычного в этот период в данном регионе. Большинство богинь античности изображаются в сандалиях, но Нехаленния показана в более прочной обуви, напоминающей сапожки.

Алтарь Нехаленнии с триадой богинь, Домбург.

Существенно, что в том же Домбурге на одном из алтарей с вотивной надписью Нехаленнии, изображена триада богинь. Иконография здесь похожа на ту, что встречается в Рейнской области при изображении триады германских Матерей-Матрон. В Германии есть один алтарь из Бонна, посвященный Matres Aufanie, очень похожий на упомянутый алтарь Нехаленнии. Оба алтаря несут изображения трех богинь, сидящих бок о бок с корзинами фруктов, в основании обоих алтарей показана сцена жертвоприношения. Интересно отметить, что надпись и тут, и там посвящена единственной богине, тогда как надписи на других жертвенниках с триадой богинь того же периода обращаются к Матерям во множественном числе.
Римское влияние подошло к концу в Вальхерене вскоре после 300 г. н.э., остров начало затапливать в течении примерно 300 следующих лет, жить там стало проблематично. Неизвестно, был ли храм разрушен или просто постепенно покинут, поскольку регулярно покрывался водой. Дюны, которые погребли строения, образовались естественным образом после 700 г. н.э., оставив храм скрытым до бури 1646 года. К тому времени на старом языческом острове была возведена церковь, в ней и хранилась большая часть находок следующего, 1647, года.
Однако, по другой версии (уже не А. Хондиус-Кроун) храм всё же мог продолжать действовать некоторое время после 300г. и даже вплоть до христианизации региона. Алкуин в житии первого епископа Утрехта, Виллиброрда (около 658 — 739 гг.) писал, что на острове Валхерен, вблизи устья Шельды, Виллиброрд разбил на куски каменное изваяние местного божества, за что находившийся поблизости охранитель этого идола пытался безуспешно поразить его мечом (Alcuin.Vita Willibr., 14). Правда, относится это сообщение могло и к святилищу в Колейнсплаате.

Храм в Колейнсплаате.
Находки в Колейнсплаате свидетельствуют о существовании храма там в период, отчасти совпадающий с существованием святилища в Домбурге. Находки Колейнсплаата датируются промежутком между 188 и 227 гг. В отличие от Домбурга, Колейнсплаатский храм был посвящён исключительно Нехаленнии.
Святилище располагалось в Гануэнте (Ganuenta), селении, некогда расположенном на южном берегу реки Шельды. Иногда Гануэнту называют столицей Германской Фризии, но это маловероятно, поскольку как раз река образовывала северную границу области влияния кельтов. Когда вода ещё не захватила эти земли, святилище располагалось на южном берегу реки. Остатки строений, туфовые блоки, плитка, находимые подводными археологами в Шельде (собственно, первую находку выловили рыбаки в апреле 1970г.), свидетельствуют, что перед нами вновь храм галло-римского типа. Помимо остатков самого здания, черепицы и декоративной плитки были найдены пять женских фигурок и остатки алтарей. К 2003 году было относительно восстановлено почти 330 таких вотивных каменных алтарей, девять изображений богини, из них три — почти полностью.

Фигурки из Колейнсплаата.

Храм был популярен среди моряков и торговцев. Его значение видно из надписи купца, чьи поездки пролегали между Булонью-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer) и Кентом (Kent), но который изменил маршрут ради посещения храма.
Место это служило портом, куда многие торговцы из Швейцарии, Трира, Кёльна и Неймегена прибывали на речных судах. Для путешествия в Британию здесь в гавани нанимали корабли и моряков. Рядом имелись склады и вся сопутствующая торговому центру инфраструктура. Торговали солью, рыбой, одеждой, керамикой от Рейна до Британии, терракотовыми статуэтками из Трира и Кёльна, вином из Южной Франции и областей Мозеля и Рейна. Большинство вотивных надписей связано с безопасным путешествием в Британию. Типичный текст: «Нехаленнии Marcus Exingius Agricola, гражданин Трира, торговец солью в Кёльне, во исполнение клятвы, добровольно, заслуженно».
Как и в Домбурге, при поднятии уровня моря вода скрыла алтари и сам храм, вероятно в конце владычества Рима, и лишь теперь возвращает нам знание о культе своей богини.
В августе 2005 невдалеке от руин Гануэнты, была открыта реконструированная копия святилища Нехаленнии.

Реконструкция святилища Нехаленнии в Гануэнте.

Из интересных современных упоминаний имени Nehalennia: в честь богини был назван астероид 2462, или 6578 P-L. У А. Сапковского в одном из первых рассказов о ведьмаке «Меньшее зло» упоминается «зеркало Нехаленны» (так название артефакта звучит в русском переводе). Японцы использовали имя Нехалении в аниме «Сейлор Мун».

@темы: мифология, история, германцы, боги и богини

   

Северная Традиция

главная