Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:54 

Злые учёные опять ничего не скрывают.

Tradis
Хоть верящих в их, норманистов, коварный заговор это остановит едва ли.

По сети пошла волна перепечаток материалов с форума «Русь Балтийская». Вопрос касается идола, найденного в кургане Чёрная Могила под Черниговом и его, предположительно, сознательной стилизации под скандинавские изображения богов при реставрации.
Коротко о кургане.

Курган расположен по улице Князя Чёрного у пересечения с ул. Тихая и площади улиц Воровского и Комсомольской. Местное предание, его именно князю Чёрному, легендарному основателю города.
Курган был раскопан в 1872—1873 годах археологом, уроженцем Черниговщины Д. Я. Самоквасовым.


Размеры кургана: диаметр - 40м., окружность – 125м., сохранившаяся высота 11м. В древности он был окружен рвом шириной до 7м.

Захоронены в кургане двое мужчин, предположительно отец и сын, и женщина, погребение проходило по обряду кремации. Умершие мужчины, погребенные в полном военном облачении, занимали среднюю часть кострища. Рядом с воином находилось оружие – два меча, сабля, копье, седло со стременами, фрагменты кольчуги, шлем, наконечники стрел, в ногах – щит с медной оковкой. Рядом с оружием находились железный сосуд с костями барана и бронзовая жаровня с угольями. У ног умершего были положены двое оседланных лошадей. Среди вещей, связанных с женщиной, десять серпов в ногах. Западную часть кострища занимали двенадцать ведер полукругом, от которых сохранилась железная оковка, и два железных сосуда. На месте, где лежали умершие, найдены многочисленные украшения, наконечники поясов, золотые и серебряные слитки – остатки расплавившихся в огне украшений, бронзовый сосуд с бабками – игральными костями, ключи, замки, топоры и долота.

Первоначальная насыпь кургана составляла 7м, затем здесь состоялась тризна в честь умершего, после которой курган был досыпан. На месте тризны были найдены два ритона, изготовленных из турьих рогов с серебряной, щедро орнаментированной, оковкой. Оковка большого ритона более интересна – с замечательным фризом, где изображены фантастические животные, птицы, люди. Кроме того, на месте тризны найдены два жертвенных ножа и бронзовый идол, нынче и ставший предметом спора. Также в кургане найдены три византийские монеты, наиболее поздняя из которых вычеканена в 945 – 959 гг Константином VII Багрянородным и его сыном Романом, причём монета выглядит незатёртой, т.е. новой. По этой монете курган датируют 960 –ми годами – эпохой князя Святослава (964 - 972 гг.).
Основной источник, википедия

Разумеется, можно сразу вспомнить и описание похорон знатного купца-руса у Ибн-Фадлана, и трактовку находок академиком Рыбаковым. Но речь в данном случае не об очередной (безнадёжной) попытке однозначно отождествить фадлановских «русов».

История реставрации фигурки
Почти через 40 лет после публикации Д. Я. Самоквасова в 1949 г. Б. А. Рыбаков в работе, посвященной древностям Чернигова, заметил, что, «к сожалению, до химической расчистки... очень трудно что-либо сказать об этой фигурке». (...) В 1982 г., через 110 лет после извлечения из кургана, статуэтка была передана в Отдел реставрации Государственного Исторического музея сотруднику В. Н. Даркевич.
Реставрация выявила фигурку темно-красной бронзы высотой в 45 мм, весом чуть более 39 г, изображающую сидящего мужчину, круглоголового и бородатого; руки его подняты к груди, локти отведены, правой рукой фигурка держит себя за бороду около рта, левой сжимает какой-то предмет (несохранившийся), рука касается кончика бороды; рот щелевидный, круглые, слегка вытаращенные глаза. Мужчина одет в кафтан, между полами которого на коленях 2—3 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет.
(источник)

Обвинение выдвинуто нешуточное, фактически, в научной не слепоте даже — недобросовестности.
Делается это на основании двух фотографий - изначального найденной фигурки, и вышедшей из рук реставратора.

(сдвоенный снимок по лени своей взяла из ЖЖ smelding 'a)
Доводы обвинения:
При сравнении фотографий № 1 и № 2 бросается в глаза ряд несовпадений :
- рог фигурки №1 превращается в часть бороды у №2, меняя наклон и ширину;
- правая ладонь у №1 доходит до середины рога, а у №2 – полностью охватывает уже бороду;
- браслет на правой руке №1 выходит за контуры тела, а у №2 располагается на фоне тела;
- у №1 рог и левая ладонь касаются пояса, а у №2 расположены намного выше;
- у №1 рот примерно на уровне плеч, у №2 – заметно выше и т.д. ( правый бок, пояс ).
Основная мысль: славянское божество подогнали под скандинавские образцы: Фрейра и Тора (можно увидеть по ссылке на историю фигурки).

Вот только есть ещё один снимок, та же фигурка, но ракурс не сверху, и при нормально сфокусированной камере.

(источник второго снимка)

Ребят, ну не ведитесь вы на Мировой Заговор Учёных, лады?

P.S. И процесс восстановления изделий из металла не зависит (напрямую :) ) от симпатий и антипатий мастера. Пройдясь по Очеркам по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий.(1935) по главам, можно, я думаю, оценить методику, сложность и присутствие объективных факторов в работе.

@темы: статьи, мифология, идолы, боги и богини, Чёрная Могила

Комментарии
2015-11-10 в 23:41 

Гость-номер-Х

Они не могут не вестись.
Для них это вопрос практически религиозной веры. Они уже заранее знают истину, и очень возмущены фактам. Следовательно, факты подделаны.

URL
2015-11-12 в 21:09 

Tradis
Гость-номер-Х, и в том их проблема. Ведь сам по себе вопрос этнического состава летописных варягов и смежные (были ли там западные славяне, сколько, кто жил в Гнёздово и пр.) вполне обсуждаем. Но когда разговор начинается с обвинений в русофобии и заговоре-всякой-закулисы, вменяемые люди тихонько отходят в сторону. Остаются лишь собратья по разуму, так что у антинорманистов, пожалуй, даже есть основания утверждать, что норманисты — фрики.:D

   

Северная Традиция

главная