23:09 

О грамотном прочтении законов.

Tradis
Данный текст является частью обсуждения вопроса, возникшего при подготовке тинга и празднования Фрейфакси.

Но сперва - текст искомой статьи, в полной редакции
Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

(с)
источник


Профессиональный комментарий Сигвальда, годи «Общины Асатру в Санкт-Петербурге», в рамках «виртуального альтинга» (для тех, кто не сможет присутствовать).

...Я скорее не вынесу на обсуждение уже вынесенные вопросы, а изложу свою точку зрения на первый из них, вдруг полезно будет. Итак: "вопрос о ситуации в России с законом "об оскорблении чувств""


Закон 136-ФЗ от 29.06.2013 г. "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан", с 1 июля 2013 г. установил уголовную и административную ответственность за нарушение соответственно прав на свободу совести и вероисповедания и законодательства.

Вначале хотелось бы указать, что это не закон о защите православия, как нередко заявляют всяческие крикуны. Да, он был принят при активном участии РПЦ и в результате событий, произошедших в данной религиозной организации. Но объективно он защищает права всех верующих любых религий на территории РФ. Если выражать смысл закона простым языком, то поскольку выяснилось, что в современном обществе не все понимают или желают соблюдать принцип "хочешь чтобы уважали тебя - уважай других", государство взяло на себя функцию "принуждения к взаимоуважению", введя санкции, ныне действующие в статьях административного и уголовного кодекса. Действующее законодательство предусматривает право любого гражданина, считающего свои права нарушенными, обратиться за защитой в правоохранительные органы, и обязанность последних рассмотреть обращение и предпринять соответствующие меры.

Теперь о том, за что собственно наказывают. Сначала ст.148 УК РФ:
1. "Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"

Здесь три условия. Действия должны быть:
а. Публичными
б. Выражающими явное неуважение к верующим и явно направленными на оскорбление их чувств. То есть обязательному доказыванию подлежит наличие умысла: если я заявляю, что не верю в искупление грехов Христом - это часть моих религиозных взглядов и не может никого оскорблять де-юре, пусть и де-факто кому-то это неприятно (исключение составит, если я буду кричать об этом в церкви, см.ч.2.). А вот если назову христианство "религией рабов", как это широко и до сих пор безнаказанно практикуется в массовых пабликах - это уже состав статьи. Кстати, цитирование с осуждением оскорблением не является, например ""Только та церковь, которая горит, может нести свет" - опасная глупость".
То есть - кришнаиты, пляшущие на центральных улицах города, возможно нарушают административное законодательство в сфере проведения собраний и митингов, но под ст.148 УК не подпадают, потому что они демонстрируют собственные религиозные взгляды, а отнюдь не неуважение к чужим. То, что верующему абсолютно любой религии может не понравиться шествие кришнаитов, намаз на площади или колокольный звон - его личные проблемы. Если я демонстрирую свои религиозные взгляды во внешнем виде, поведении или публикациях в интернете, и эти действия не содержат прямых оскорблений чужих религиозных взглядов - я имею на это право согласно закону 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и ст.28 Конституции РФ.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Разумеется, если человек не только вздумал оскорбить верующих, но и приперся для этого к ним на собрание, в храм/на капище - это большее злодеяние и наказываться должно строже.

3.Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
А это касается в основном различных активистов-фанатиков: если религиозная церемония проводится законно (т.е. на территории, принадлежащей религиозной организации/группе на праве собственности, аренды или предоставленной ей кем-либо, по согласованию с местной властью или вне общественных мест, без нарушений общественного порядка и других норм законодательства), вмешиваться в ее проведение нельзя.

4. У данного пункта статьи есть два квалифицирующих признака, еще более отягчающих данное деяние и соответственно наказание: это применение или угроза применения насилия, а также использование служебного положения.
На самом деле, даже если церемония незаконная - пресечь ее проведение насилием или угрозами может только полиция. Если же при проведении церемонии ничего не нарушается, а вас заставляют разойтись - соответствующее "начальство" может быть привлечено к уголовной ответственности, равно как и в случае разного рода административных препонов, чинимых представителями власти.

Теперь об административной ответственности, ст.5.26 КоАП:
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него.
Это о тех, кто имеет над конкретным верующим какую-либо власть: родители, преподаватели, начальство на работе и т.п.
2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение.

Грань между ч.1 ст.148 УК и данной нормой весьма тонка и может быть определена только при рассмотрении конкретных случаев со всеми сопутствующими обстоятельствами.

Ну и наконец, "ч.1 ст.282 УК РФ:
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет""


Чем же она отличается от ст.148 УК РФ? Во-первых, мотивом: ст.148 определяет целью деяния оскорбить, высмеять конкретную религию или ее представителей, а ч.1 ст.282 - призвать окружающих к определенному поведению в отношении группы лиц по религиозному (в разбираемом нами случае) признаку. Например, публично и тем паче в храме высказанная чушь, что "христианство - религия рабов" - это ст.148. А часто встречающийся призыв жечь церкви и убивать священников - уже ч.1 ст.282. Но на деле должно быть непросто квалифицировать деяние по одной из этих двух статей, и даже результаты лингвистической экспертизы могут носить след оценочного мнения, не всегда в пользу того, кому вменяется данное деяние.
Во-вторых, и это еще более скользкий момент, на который следует обратить внимание: в ч.1 ст.282 четко указано, что местом совершения наказуемого деяния может являться Интернет, а в ст.148 такого указания нет: законодатель ограничился формулировкой "публичные действия". Публичные - значит такие, которые могут стать предметом восприятия неограниченного круга лиц, т.е. совершенные в общественном месте, в присутствии значительного количества людей, либо посредством СМИ или общедоступных ресурсов Интернета. Но наша правоприменительная система обычно действует по пути наименьшего сопротивления: если кто-то опубликовал какую-то чушь в Интернете, а про него написано в ч.1 ст.282, то по этой статье скорее всего и квалифицируют совершенное деяние. И кто знает, достанет ли усердия у судьи разобраться в тонкостях ситуации - попавшему в положение обвиняемого лучше заручиться помощью профессионального юриста.

Но лучше - совсем не попадать в такое положение. Как? Думать, прежде чем что-то публиковать, репостить и заявлять, ставить себя на место тех, чьи чувства ты можешь задеть, и воздерживаться от "резких движений". Потому что только уважая других ты можешь требовать уважения к себе. Да и такой еще момент: если для для поддержания собственных убеждений тебе необходимо превозносить их только за счет других, цена им (да и тебе) - размером с тушку Моськи из соответствующей басни Крылова.

В случае с **** (прим. речь о конкретной жалобе на странцу вКонтакте ) ситуация специфична тем, что его уголовное преследование используется заявителем не с целью защиты нарушенных прав, а в качестве инструмента расправы. То ли он кому-то насолил в процессе своей деятельности в пользу язычества, то ли нашелся кто-то из не в меру рьяных прихвостней РПЦ (именно прихвостней, т.к. исходя из содержания заявления я не могу назвать заявителя христианином, ввиду серьезного противоречия принципам христианства), но его страница явно тщательно изучалась вплоть до нахождения записей 2-3 летней давности, использованных как компрометирующие. То есть "оскорбленный" специально искал на странице **** повод "оскорбиться", при наличии в "контакте" множества других общедоступных страниц и пабликов, где ежедневно публикуются гораздо более "жгучие" материалы. Исходя из сведений, предоставленных мне ****, я считаю уголовное дело бесперспективным: там и к сроку давности вопросы есть, и к юрисдикции редакции ч.1. ст.282 от 28.06.2014 г., и к другим моментам. Так что вряд ли это "костер инквизиции", как пытаются трактовать истеричные личности - скорее мерзенькая такая попытка "нассать в тапки".

Касаемо вопроса о том, как этому противодействовать, я уже частично высказался: чаще думать, чем делать, а также перестать воспринимать интернет как место, где можно то, чего нельзя в реале: это уже в прошлом. А прошлое, как мы видим, еще может работать против нас на радость недоброжелателям: посадить не посадят, а нервы попортят. Поэтому рекомендую всем не только "следить за базаром" впредь, но и проверить историю записей на своей странице и в администрируемых пабликах, у кого таковые есть, на предмет старых и свежих материалов, могущих быть расцененными как оскорбительные. Попавшим же в ситуацию **** рекомендую сразу выносить всю информацию на обсуждение: среди асатруа есть и юристы, и способные сообща помочь с наймом адвоката. Оперативно и профессионально единоверцам мог бы помогать общественный фонд - единственно представляющаяся мне возможной форма организации, способной собирать и выделять средства, - но боюсь, что больше затрат уйдет на его содержание, чем на финансирование проектов защиты асатруа. Бьорн спрашивает "чего ждать и на что надеяться"? Надеяться на благоразумие асатруа - наших соотечественников и не только, и на скорое осознание того, что несмотря на разнообразие взглядов, общие интересы у нас все же есть и действовать сообща необходимо системно, а не только в отдельных экстремальных моментах. Ждать, когда хотя бы активная часть называющих себя асатруа повзрослеет и перестанет считать маргинальное поведение чем-то невероятно крутым.
(с)

@темы: статьи, ссылки, законы

   

Северная Традиция

главная