Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: Статьи (список заголовков)
21:49 

Поселение "Кордон" под Витебском

Tradis
Викинги основали в Беларуси крупный торговый форпост

© Sputnik Александр Демьянчук 23.01.2017

Перевод интервью с белорусского (без знания белорусского), примечания переводчика

Белорусский маршрут торгового "пути из варяг в греки" оказался более древним, чем знаменитое Гнездово.


читать дальше
Источник: bel.sputnik.by/culture/20170121/1027077194/viki...

@темы: артефакты, археология, история, путь из варяг в греки, статьи

22:46 

Немного об Уппокре.

Tradis
Полностью материал ожидается в «Саге», здесь выкладываю реферативно.

Уппокра (шведск. Uppåkra) сегодня — небольшая деревенька из нескольких домов, расположенная на юге Швеции в лене Сконе к юго-западу от города Лунд.
Поселение железного века в Уппокре было обнаружено в 1930-х годах, когда при строительстве дома нашли части скелетов и керамику. Приступить к систематическим раскопкам археологи смогли лишь в 1996 году. Даже первоначальное обследование дало более 3500 артефактов, местами культурный слой при раскопках составлял более двух метров, и лишь верхняя часть его датировалась эпохой викингов.
читать дальше

@темы: традиции, статьи, история, археология, Уппокра

22:24 

Уход викингов из Гренландии.

Tradis
Максим Руссо
Покинутая Гренландия

В начале XVIII века лютеранский священник Ханс Эгеде, живший на Лофотенских островах на севере Норвегии, задумался над сказаниями о плаваниях древних викингов. Ему было известно, что в конце X века Эрик Торвальдсон, известный также как Эрик Рыжий, открыл «Зеленую землю» – Гренландию, а сын Эрика Лейф чуть позже добрался до Винланда (Ньюфаундленда), Маркланда (Лабрадора) и Хеллуланда (Баффиновой Земли). Долгое время поселения скандинавов за океаном существовали, но затем всякая связь с ними была утрачена и судьба их оставалась неизвестной.

Ханс Эгеде не исключал, что потомки его соотечественников по-прежнему живут в Северной Америке. А раз так, необходимо срочно обратить их в правильную веру – лютеранство (католичество заморские викинги принять успели). В 1721 году он получил у короля Дании и Норвегии Фредерика IV разрешение отправиться на поиски потерянных поселений. 2 мая на судне «Хаабет» («Надежда») в сопровождении двух меньших судов он отплыл из Бергена, и спустя два месяца уже подплывал к побережью Гренландии.

читать дальше

@темы: статьи, история

20:17 

Доклад Эллис-Дэвидссон, найденный рунический камень, новая дата заселения Исландии.

Tradis
Небольшой дайджест.

Найден утерянный в XIX веке рунический камень из Хаггбю.

Камень размерами примерно 180 на 120 сантиметров содержал руническую надпись и изображение змеевидного существа. Надпись идет по телу чудовища. Так как камень поврежден полностью ее восстановить невозможно. Читаемая часть переводится так: «Ярл и … камень после Герфаста, его отца». Возможно, в утраченной части содержались имена других людей, погребенных под камнем.
По стилю резьбы специалисты определили, что изображение выполнил мастер по имени Фот, работавший в середине XI века на юге Уппланда. Хотя сохранились сведения, что он сделал не менее сорока рунических камней, все они были утрачены, так что работы Фота были известны только по подражаниям других мастеров и по поздним копиям.

----------------
В журнале svart_ulfr:
X. Р. Эллис Дэвидсон Фрагменты доклада «Превращения в древнескандинавских сагах»

...Человек, принявший облик медведя, был сыном знаменитого Кетила Хенга , который пришел из земель, населенных лопарями, хорошо знакомыми с этим зверем. Другой связанный с медведем эпизод касается Ервара Странного , потомка Кетила. Высадившись со своей командой на одном из балтийских островов вблизи побережья, он был враждебно встречен приплывшими сюда с континента людьми и, готовясь к сражению с ними, поднял на шесте медвежью шкуру с головой. Отражая нападение вышедшей на бой против них великанши, Ервар вложил в медвежью пасть тлеющие угли и стал пускать в нее магические стрелы, заставив противника покинуть поле сражения. .
Это не новая неведомая сага, а мелкая погрешность перевода: Ервар Странный = Одд Стрела из саги его имени (Örvar-Odd, оdd с английского и впрямь можно перевести как «странный» ) .:)
-------------------
Колонизацию Исландии викингами сдвинули в эпоху Карла Великого

Археологи во главе с Бьярни Эйнарссоном (Bjarni Einarsson) из Копенгагенского университета (Дания) обнаружили в Восточных фьордах Исландии следы пребывания человека, датированные 800 годом нашей эры. Это существенно раньше, чем общепринятая на сегодня дата заселения этого северного острова. Открытие показывает, что движение скандинавов на запад через Атлантику началось значительно раньше и продвигалось довольно быстро. Об исследовании пишет Iceland Review.

Учёные отмечают, что найденный инвентарь и следы особого типа постройки — длинного дома (longhouse) — являются типичной для скандинавской материальной культуры того времени. Среди находок, сделанных в последние недели — точило, жемчужины, серебряная монета (фактически кусок серебра без ярких нумизматических признаков) и ряд других предметов.

Радиоуглеродный анализ фрагментов обгоревшей древесины внутри дома указал на 800 год нашей эры. Археологи отмечают, что ранее сходные находки с той же датировкой недавно были сделаны и близ Рейкьявика, но их изолированность не позволяла уверенно заявить о более раннем заселении острова. В этот раз в ходе раскопок обнаружили и каменную посуду. В ту эпоху делать посуду из камня было не принято почти нигде в Европе — северная Скандинавия была едва ли не единственным исключением. Возможно, именно поселенцы из этого региона оставили обнаруженные длинные дома. Что необычно, не удалось найти никаких костей животных. По всей видимости, поселение было не фермой, но временной стоянкой рыболовов или моряков.

@темы: статьи, ссылки, события, история, Исландия, традиции

23:56 

«Сага» № 12

Tradis


В номере:
П. Баущац. Источник и Древо: мир и время в ранней германской культуре. I. Источник Урд. - полная откорректированная версия перевода, с примечаниями в половину текста.
Две отредактированные статьи-полемика:
Сигурд годи. Блот. Жертвы и жертвоприношения в Северной Традиции
читать дальше

Читать/cкачать выпуск

@темы: традиции, творчество, статьи, альманах «Сага»

23:09 

Скандинавы под Витебском

Tradis
Сенсацией полевого археологического сезона и древней истории Беларуси является открытие комплекса Кордон на Шумилинщине, где недавно завершились раскопки.Исследования велись одновременно на четырех объектах. Найдено около 600 предметов IX-X веков: около 50 дирхемов, порядка 30 гирек, ювелирные весы, пуговицы, браслеты, поясные накладки, нательный крестик скандинавского типа, восточные бусины и др., рассказала заведующая Центром археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор Ольга Левко, которая возглавила экспедицию в Шумилинский район.
(...)
Об их (скандинавов) присутствии свидетельствуют матрица ладьевидного браслета — такие делали лишь в Скандинавии, а также 14-тигранные гирьки-разновесы, одна грань которых в среднем составляла около 3,5 мм. Они изготавливались северо-европейцами и использовались для взвешивания драгметаллов. Все это да найденные браслеты и накладки на пояса, матрицы для выливания украшений, тигельки, в которых плавили металл, говорят о том, что тут было ювелирное производство, а организовали его, скорее всего, все те же варяги. То, что здесь шла бойкая торговля, подтверждает множество найденных разнообразных гирек.

(c)
Шумилино ~50км от Витебска
Иллюстрации по ссылке...у меня переполнение БИ, никак не разберусь, где оптимально всё держать, чтобы не пропадало со временем.

@темы: археология, статьи, события, история

23:02 

Рене Грюндер. Неоязычество в Германии (ЖЖ Svart-ulfr)

Tradis
21:39 

Жертвоприношения-3. Мнения современников.

Tradis
Ссылки входят в подборку материалов по теме жертвоприношений в рамках подготовки к стриму, планируемому после Летнего Солнцестояния - как основа для обсуждения.

Материалы обсуждения темы на сайте Paganka, представлены мнения различных движений:

Перспективы: жертвоприношение и современное язычество (переводные интервью).

Перспективы: жертвоприношение и современное язычество (ответы наших язычников)

@темы: статьи, ссылки, обряды

14:51 

Перформативность и развитие культуры северного язычества в США

Clair Argentis
It's a kind of magic
Галина Красскова (c)
Галина Красскова — жрица и шаман Северной традиции, служительница Одина. Магистр религиоведения (Нью-Йоркский университет) и соискатель магистерской степени в области классической филологии. Автор нескольких книг по северному язычеству («Знакомство с Северной традицией», «Северная традиция для индивидуальной практики», «Сигюн: Госпожа Постоянства» и др.).

Настоящая статья была представлена в виде доклада на конференции исследователей языческих традиций в Клермонте в 2009 году и размещена в коллективном блоге «Пантеон» языческого портала «Патеос» (www.patheos.com/community/paganportal/). В 2010 году опубликована в зимнем выпуске журнала "Хугин", в 2011 переиздана в сборнике "Очерки современного северного язычества" (Galina Krasskova, Essays in Modern Heathenry. Massachusets: Asphodel Press, 2011).

Перевод: Анна Блейз (с)
Источник

Современное северное язычество — это группа религий, не так давно вошедшая в невероятно активную фазу развития. С 2006 года на первый план в среде последователей этих религий выступили идеологические дебаты по вопросам теологии, самоопределения и роли личного гнозиса в общих и частных религиозных практиках[1]. Разногласия возникают не только по таким спорным темам, как мистический экстаз, шаманские техники или одержимость богами и духами, но и в связи с гораздо более распространенными практиками — такими, как молитва и служение избранному божеству. В результате ярко выявилась основная идеологическая линия разлома в сообществе северных язычников: конфликт между приверженцами так называемых «источников»[2] и сторонниками ценности личного гнозиса[3]. Однако в основе этого противоборства лежит другая, более глубокая проблема, а именно: трансформирующее влияние ритуальной практики на структуру и господствующие установки данной группы религий. В этой статье исследуется вопрос о том, какую роль играет подлинная ритуальная работа в развитии религиозных практик и мистических тенденций в рамках современной Северной традиции в целом. Кроме того, мы уделим внимание тому, как отражается эта ритуальная работа на состоянии вышеописанного конфликта между сторонниками исключительной ценности письменных источников и защитниками личного гнозиса.

читать дальше


Источники


Примечания

@темы: статьи, практика

23:33 

М.Бертелл: Я тут как-то наткнулся на Тора, он сказал мне «Привет!»

Tradis
Текст ни о чём с сетевого междусобойчика 5го сетевого симпозиума древнескандинавского фольклора 2015г.

Я тут как-то наткнулся на Тора, он сказал мне «Привет!»
Матс Бертелл (Maths Bertell)


(Заметка к 5му сетевому симпозиуму древнескандинавского фольклора 2015г. (Old Norse Folklorist Network Symposium 2015 )
Онтология сверхъестественных встреч в древнескандинавской литературе и фольклоре. Тарту, 11—12.12.15
(The Ontology of Supernatural Encounters in Old Norse Literature and Scandinavian Folklore. Tartu, December 11-12)


Что это означает — встретить божественное, священное с точки зрения религиозного человека? Можно ли получить ответ или этот опыт слишком личный? В данной статье я попытаюсь рассмотреть локальные древнескандинавские встречи с божественным, на которые есть намеки в письменных и археологических источниках. Это вопросы, которые постоянно возникают при исследованиях и тревожат меня, и, как скользкое мыло в ванне, иногда кажутся очевидными, чтобы пропасть спустя мгновение. Встреча с богами может быть подтверждена топонимами, обычно обозначающими культовые места. Почему именно эти места стали культовыми, мы не знаем, но мы можем предположить, что божество решило встретиться или сделать себя видимым / слышимым именно, и тем самым создавая священное пространство, куда последователи могли бы вернуться, чтобы встретить бога вновь. Это то, что древнеисландское религия имеет общего с другими этническими религиями, такими как религия саамов, или индуистская религиозная традиця. Что-то в ландшафте выделяется из окружающей среды и выглядит особенным, что-то произошло тут, и место это отличается от других. Скала особенной формы, впечатляющий пейзаж, дерево, ударенное молнией.
читать дальше

@темы: традиции, статьи

00:30 

«Сага» № 11

Tradis

Номер посвящён теме Судьбы, мудрым Пряхам, что творят будущее...а существует ли оно вообще, это будущее?..
Рассказывает журнал о мастерстве и мистике прядения, и знатоки проведут очередной мастер-класс создания куклы-оберега.
Снова в альманахе творчество участника Сообщества Северной Традиции, что особо приятно: колоритную историю об Исландских колдунах, даре, предательстве и расплате прислала нам snowflake_flying.
Богат нынче выпуск на первоисточники. Есть перевод главы ранее не публиковавшейся «Саги об Одде Стреле» Т.Ермолаева, и продолжение перевода «Сна Звёздного Одди» (хоть уже опубликован полный перевод Е.Гуревич, надо сказать...провозились).
А ещё в выпуске уникальный перевод с норвежского поэмы XIX в. «Хаугтюсса» Арне Гарборга, выполненный в соавторстве Е. Шуваловой, А. Сельнициным и Ю. Гениным...

Полное содержание номера:


Скачать альманах.

Место, где можно найти все номера

@темы: статьи, альманах «Сага»

21:48 

Обзор книги П.Баущаца:«Источник и Древо».

Tradis
Есть такая литературная забава: рецензии на ненаписанные книги. А у нас - обзор пока мало кем прочитанной. И на русский непереведённой, всё впереди. Но в какой-то степени программной.

Обзор книги Поля Баущаца:
«Источник и Древо: Мир и Время в ранней германской культуре» .

Paul C. Bauchatz Баухаз, The Well and the Tree: World and Time in Early Gernanic Culture.
Автор Эрнст Дик (Ernst S. Dick, Канзасский Университет).


читать дальше
------------------------
И всех с Торраблотом, а «кого надо» — с Торсблоттом! Доброго настроения и радушного изобилия в эту суровую зиму! Удачи и блага!

@темы: традиции, статьи, практика, книги

23:46 

Tradis
11.11.2015 в 22:13
Пишет Кимури:

11.11.2015 в 18:18
Пишет [Росинка]:

Спасём сердце Исландии!


Здесь можно подписать петицию в защиту сердца Исландии - Исландского нагорья, которому угрожает строительство 15 электростанций.
Надеюсь, что ничего не нарушила)

URL записи

URL записи
--------------------------
И из того же сообщества - обращение Бьорк:
Бьорк и Андри Снэр Магнуссон в рамках кампании "Gætum Gardsins" ("Защитите Заповедник") приняли участие в пресс-конференции по вопросу строительства электростанций на нетронутой цивилизацией территории Исландии.

По словам Бьорк, исландские земли, сохранившие свой первозданный вид, являются крупнейшими по масштабам во всей Европе. (И ради именно этих красот в Исландию приезжает большое количество туристов.) Но этому придет конец, если правительство осуществит свой план застроить остров дамбами и электростанциями. Планируется возвести свыше 15 сооружений, проложить дороги и т.д. Результат строительства крайне отрицательно скажется на природе, и она потеряет свой первоначальный облик.

В связи с этим участники кампании считают, что Исландия не является источником нескончаемой энергии, и предлагают сделать из этих территорий национальный парк - заповедник, что даст ему неприкосновенность. Опросы подтверждают согласие исландцев с этой идеей (56%), поэтому певица обращается к жителям других стран за поддержкой.

@темы: события, статьи

20:54 

Злые учёные опять ничего не скрывают.

Tradis
Хоть верящих в их, норманистов, коварный заговор это остановит едва ли.

По сети пошла волна перепечаток материалов с форума «Русь Балтийская». Вопрос касается идола, найденного в кургане Чёрная Могила под Черниговом и его, предположительно, сознательной стилизации под скандинавские изображения богов при реставрации.
Коротко о кургане.
читать дальше
История реставрации фигурки
Почти через 40 лет после публикации Д. Я. Самоквасова в 1949 г. Б. А. Рыбаков в работе, посвященной древностям Чернигова, заметил, что, «к сожалению, до химической расчистки... очень трудно что-либо сказать об этой фигурке». (...) В 1982 г., через 110 лет после извлечения из кургана, статуэтка была передана в Отдел реставрации Государственного Исторического музея сотруднику В. Н. Даркевич.
Реставрация выявила фигурку темно-красной бронзы высотой в 45 мм, весом чуть более 39 г, изображающую сидящего мужчину, круглоголового и бородатого; руки его подняты к груди, локти отведены, правой рукой фигурка держит себя за бороду около рта, левой сжимает какой-то предмет (несохранившийся), рука касается кончика бороды; рот щелевидный, круглые, слегка вытаращенные глаза. Мужчина одет в кафтан, между полами которого на коленях 2—3 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет.
(источник)

Обвинение выдвинуто нешуточное, фактически, в научной не слепоте даже — недобросовестности.
Делается это на основании двух фотографий - изначального найденной фигурки, и вышедшей из рук реставратора.

(сдвоенный снимок по лени своей взяла из ЖЖ smelding 'a)
Доводы обвинения:
При сравнении фотографий № 1 и № 2 бросается в глаза ряд несовпадений :
- рог фигурки №1 превращается в часть бороды у №2, меняя наклон и ширину;
- правая ладонь у №1 доходит до середины рога, а у №2 – полностью охватывает уже бороду;
- браслет на правой руке №1 выходит за контуры тела, а у №2 располагается на фоне тела;
- у №1 рог и левая ладонь касаются пояса, а у №2 расположены намного выше;
- у №1 рот примерно на уровне плеч, у №2 – заметно выше и т.д. ( правый бок, пояс ).
Основная мысль: славянское божество подогнали под скандинавские образцы: Фрейра и Тора (можно увидеть по ссылке на историю фигурки).

Вот только есть ещё один снимок, та же фигурка, но ракурс не сверху, и при нормально сфокусированной камере.

(источник второго снимка)

Ребят, ну не ведитесь вы на Мировой Заговор Учёных, лады?

P.S. И процесс восстановления изделий из металла не зависит (напрямую :) ) от симпатий и антипатий мастера. Пройдясь по Очеркам по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий.(1935) по главам, можно, я думаю, оценить методику, сложность и присутствие объективных факторов в работе.

@темы: статьи, мифология, идолы, боги и богини, Чёрная Могила

22:07 

Дж.Аллард: от устного к письменному.

Tradis
От устного к письменному: вечерние посиделки-kvöldvaka, текстровые вариации и прочий джаз.
(Oral to literary: kvöldvaka, textual instability and all that jazz)

Автор Джо Аллард (Joe Allard)


читать дальше

@темы: традиции, статьи, литература, история

22:54 

Ф.Успенский: генеалогия в культурной традиции Скандинавии.

Tradis
Филолог Фёдор Успенский о генеалогии как сакральном знании о прошлом, мостике в будущее и использовании родословных в сагах.
Филолог Фёдор Успенский о генеалогии как сакральном знании о прошлом, мостике в будущее и использовании родословных в сагах


(текстовая версия, и, заодно, источник — по ссылке)

@темы: традиции, статьи, ссылки, история

23:22 

Юбилейный выпуск «Саги».

Tradis
Итак, готов и выложен в открытый доступ десятый номер альманаха. Десятый — это принимая в расчёт предшественника «Саги» — журнал «Гьяллархорн».
Номер этот не без лукавства, недаром делался он под знаком Локи, и именно Насмешник в исполнении Sceith Ailm глядит на нас с обложки.

Хотя — всё чинно и благородно под нею, можете убедиться:

В номере два отрывка не публиковавшихся ранее переводов исландских саг (журнальные версии) и исландских сказок от Т.Ермолаева, глава о Локи из нашего-вечного Our Troth, а к ней заметка о локианцах. Ещё есть посвященные Локи (не «Марвеловскому»!) стихи и сказка, уже современная, за авторством Marita~ (точнее, у неё две сказки, просто вторая не про Локи). Изложена точка зрения на жертвоприношения сегодня, и проводится мастер-класс, как сплести конька в дар, есть рассказ про северные мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга и заметка о некоторых забавностях исландского словообразования, а так же перевод главки А.Бьёрнссона про Мидсаммер...
Надеюсь, каждый из читателей найдёт в номере что-то интересное и нужное именно ему.
Удачи Вам в этом!
Читать или скачать.


UPD. Мои извинения Т.Ермолаеву (Stridmann) за неоднократно(!!) перевранные в журнале его ник и фамилию. Ну, слепая я...((
UPD 2-3.Всё исправлено, в том числе по замечанию isca-lox. Рогнеда, спасибо ОГРОМНОЕ!

@темы: статьи, ссылки, альманах «Сага»

23:09 

О грамотном прочтении законов.

Tradis
Данный текст является частью обсуждения вопроса, возникшего при подготовке тинга и празднования Фрейфакси.

Но сперва - текст искомой статьи, в полной редакции
Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
читать дальше

Профессиональный комментарий Сигвальда, годи «Общины Асатру в Санкт-Петербурге», в рамках «виртуального альтинга» (для тех, кто не сможет присутствовать).

...Я скорее не вынесу на обсуждение уже вынесенные вопросы, а изложу свою точку зрения на первый из них, вдруг полезно будет. Итак: "вопрос о ситуации в России с законом "об оскорблении чувств""
читать дальше

@темы: статьи, ссылки, законы

10:19 

Рунические надписи Псковской области.

Tradis
Перепечатка фрагментов статьи кандидата историчес­ких наук, старшего научного сотрудника Псковского музея-заповедника Анатолия Алексеевича Александрова об уникальных находках рунической письменности в Пскове и Псковской области.

В Скандинавии рунические надписи исчисляются сотнями и тысячами. В Восточной Европе их очень мало – у нас это очень большая редкость…

Но мало кто знает, что на территории Пскова и Псковской области также найдены три скандинавские рунические надписи и одно подражание скандинавским рунам. Одна надпись и подражание происходят с территории самого Пскова, одна надпись – с поселения Борисоглеб на Ловати на юге Псковской области и одна – опять же с берега Ловати, с поселения Юрьевы Горы на окраине посёлка Усвяты. Таким образом, псковские руны происходят с обоих вариантов пути «из варяг в греки» – с ловатского и повеличенского, где, согласно археологическим исследованиям, хорошо известны скандинавские древности IX–X веков.
читать дальше

@темы: Псковская область, история, руны, статьи, традиции

20:57 

Кузьменко Ю. К. Саамские боги охоты и рыбной ловли в скандинавской традиции.

Tradis

Северная Традиция

главная