Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
20:17 

Гобелен из Байе. Два видеофильма.

Tradis
Уникальная вещь, рассказывающая историю нормандского завоевания Англии Вильгельмом, тогда еще Бастардом (побочным сыном герцога Нормандии Роберта по прозвищу Дьявол родившемся в 1027 или 1028г).
Считается, что гобелен был выткан в Англии, в мастерских аббатства св.Августина в Кентербери где-то в 70-80х гг. 11в., хранился же в кафедральном соборе в Байе (где был епископом Одо, сводный брат Вильгельма Завоевателя, по одной из версий - заказчик гобелена (по другой - жена Вильгельма Матильда)). Полотно насчитывает только людских фигур около трёхсот. И хорошо, что сцены подписаны. :) Длина ткани около 70м, ширина 50 см. Гобелен (или ковёр) вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного.
читать дальше

@темы: история, артефакты

13:38 

День Рагнара Лодброка.

Asatru.
28.03.2010 в 05:00
Пишет TORONGIL:

28 марта День Рагнара Лодброка
Рагнар был одним из легендарных викингов. В 845 году он совершил легендарный поход на Париж. В этот день язычники почитают этого храброго воина прочтением саг о его подвигах.

Празднование этого дня сегодня никоим образом не указывает на агрессивный настрой последователей Асатру, скорее в своем современном отражении этот праздник - прославление храбрости и мужества.

В этот день произносится тост в честь Рагнара и читается его Сага.

Рагнар, конунг свеев и данов
Рагнар Кожаные штаны
Ragnar Lodbrok (шведск.), Ragnarr Lodbrok (старонорвежск.)
Годы жизни: ок. 770
Годы правления: ок. 770 - 785
Отец: Сигурд Ринг
Мать: ?
Жена: Аслауга (?)
Сыновья: Эрик, Агнар, Бьёрн, Хвитсерк, Сигурд

+ + +

Рагнар был одним из самых знаменитых предводителей викингов. Под его властью находились Дания и Швеция, кроме того, он часто совершал набеги на другие европейские страны. Рагнар был язычником, и старался нападать на города христиан в дни церковных праздников, когда большинство воинов находились в храмах. Жители захваченных городов платили ему богатые выкупы, чтобы избежать разорения, и Рагнар часто соглашался на это, чтобы затем вновь вернуться и потребовать еще больше.

читать дальше

История сохранила боевую песнь Рагнара, которая в переводе Н.М. Языкова звучит так:

Мы бились мечами на чуждых полях,
Когда горделивый и смелый, как деды,
С дружиной героев искал я победы
И чести жить славой в грядущих веках.
читать дальше

URL записи

@темы: история

23:01 

Руника - история.

Tradis
Это лишь первый блин первая ласточка в теме, дальше материалы будуть дополняться в комментах.
А заодно проверка - читаем ли подобный текст вообще. Оговорка насчет воспроизводимости шрифтов - прежняя, такова жизнь на дайриках, увы. Буква, соответствующая руне Ing передается как (ng) и т.д.

Отрывок из книги
Е. А. МЕЛЬНИКОВА
СКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ
Новые находки и интерпретации

Возникновение и развитие рунического письма
Старшеруническое письмо


читать дальше

@темы: Е. А. Мельникова, история, книги, руны

19:46 

Про берсерков

Арсин
Не цапля, не зебра, не мишка, Не мамонт, не кобра, не гусь, Я зверь очень редкий - Котишка, Я в сказочных джунглях вожусь.
При написании статьи использованы источники Будур Н. "Повседневная жизнь викингов", Ж. Симпсон "Викинги" и другие.

На протяжении нескольких столетий викинги терроризировали Европу. Перепуганные европейцы даже поминали их в своих молитвах. «Боже, избавь нас от норманнов!», - просили несчастные, ожидая очередного набега воинственных скандинавов. Их боялись и ненавидели, однако в среде самих викингов были те, к кому даже свои относились с опаской и подозрением. Это берсерки – неистовые воины, одним своим видом повергавшие врагов в состояние ужаса и паники. В «Саге об Инглингах» о берсерках сказано так: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, и ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...». В своей книге «Викинги: быт, религия, культура» Жаклин Симпсон объясняет этимологию слова «берсерк». Это слово обозначает дословно «медвежья рубашка», но отнюдь не «голая рубашка», как полагают некоторые исследователи. Однако корень «ber» может означать как «медведь», так и «голый». Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнаженными по пояс.

читать дальше
запись создана: 06.04.2010 в 11:35

@темы: история, книги, литература, статьи

14:48 

Глава 53 – Зимние ночи (Альваблот, Дисблот, Фрейсблот)

Tradis
Многие асатруа в общинах Америки и Британии не отмечают Равноденствие (а некоторые и Самайн), предпочитая ориентироваться на скандинавский праздник Зимних Ночей, который объединяет в себе и окончание сбора урожая, и переход от летнего тепла к зимним холодам, и вступление во время, когда власть Иного Мира близка и ощутима.
Однако это не правило, общины наших краёв, например, предпочитают классическое годовое колесо из восьми частей.

Тогда Равноденствие симметрично Остаре и связывается с окончанием части полевых работ, с поворотом годового круга ко тьме, но ещё не власть ночи и её духов. Уже собран урожай зерна и связан Последний Сноп, но есть ещё яблоки и картошка не снесена в подвал. Ещё зелены деревья и горят последним, чуть лихорадочным огнём цветы осени. Есть ещё время довершить, закончить, исправить - перед приходом темноты. Перед приходом не прощающей нерадивости Зимы.

В этом году Равноденствие астрономическое приходится на 23 сентября 2010 года в 07час:09 минут по Московскому времени. Ну а некоторые вехи для обряда или просто указание на то, о чем можно подумать под осень - в очередной главе "Our Troth".

Глава 53 – Зимние ночи (Альваблот, Дисблот, Фрейсблот (Alfablot,Disablot, Freysblot))
читать дальше

@темы: практика, история, Our Troth, традиции

19:32 

Зимние ночи,зимние приметы...

Tradis
Аурни Бьёрнссон
из книги “High Days and Holidays in Iceland / Saga Daganna”

Начало Зимы
(Vetrarkoma)

Согласно древнеисландскому календарю, зима начиналась в субботу после 26-й недели лета, 21–27 октября (11–17 октября до 1700 года). Так как лето начинается в четверг, и, соответственно, заканчивается в среду, то до официального начала зимы остаётся два дня. Они известны как Зимние Ночи (vetrarnætur). Выражение «Зимние Ночи» также использовалось, менее конкретно, для обозначения периода в начале зимы.

читать дальше

перевод с английского Тима Стридманна, цельнотянуто с выкладки статьи на сайте Северной славы.

P.S. Или мне мерещится, или дайрики начали нестандартный шрифт пропускать. Это просто здорово. :up:

@темы: Исландия, история, традиции

23:33 

Сущий кошМАР, в подробностях.

Tradis
Кто такая Мара, как её наслать, как с ней бороться.

Руководство пользователя

@темы: фольклор, традиции, практика, история

20:58 

Жены Севера: Ауд Мудрая.

Tradis
В предверии Ночи Матери начинаю серию историй о замечательных женщинах Севера. Добрых или безжалостных, мудрых или вспыльчивых, гордых или радушных, ткавших мир или ткавших войну.

Одна из них Ауд (или Унн, имя её в источниках разнится) Мудрая (Auðr in djúpúðga – в другом переводе Ауд Глубокомудрая), дочь Кетиля Плосконосого, одна из первопоселенцев Исландии, что взялась за руль корабля своей большой семьи в трудное и опасное время, вела его сквозь многие штормы при жизни, прославив дом и жизнью, и даже смертью, и ушла, оставив род сильным и процветающим.

читать дальше

@темы: традиции, история

15:41 

О Скандинавских балладах.

Tradis
Скандинавская баллада, как считается, возникла в средние века, в XII–XIII вв., и всего раньше — в Дании. То есть, фактически во время угасания скальдической поэзии и начала записи саг, существовавших до того изустно. Вероятно, поэтому часть исследователей считала, что жанр баллады являлся изначально авторским, литературным, а лишь потом вошёл в народную жизнь. Однако такой исследователь как М.И.Стеблин-Каменский доказывает, что баллада была именно фольклорным жанром, бытовавшим в низах. Записывать тексты песен представители образованной части общества стали значительно позже. В частности, странным было бы существование множества талантливых анонимных поэтов в эпоху, когда авторство стихов (в отличии от в основном анонимной прозы) отчетливо осознавалось. Вопросу, кому принадлежит конкретная виса, в Скандинавии уделялось немало внимания, а плагиаторов весьма не уважали.
читать дальше

Примеры нескольких баллад:

читать дальше

@темы: фольклор, традиции, литература, история

13:44 

Диана Л. Паксон . Пол, статус и сейд.

Tradis
ПОЛ, СТАТУС И СЕЙД

читать дальше

@темы: история, статьи, традиции

16:03 

Отрывки из книги Ф. Стэнтона «Англосаксонская Англия»

Tradis
Из книги Ф. Стэнтона «Англосаксонская Англия»
Перевод.Л.Кораблёва (взято из книги Л.Кораблёв. "Англосаксонская магия. Исландский травник").

С должной оговоркой мы можем обратиться к традиции языческого воображения, как она сохранилась в исландской [литературе]. Об английской дохристианской мифологии мы незнаем практически ничего.
Дж.Р.Р.Толкин«Беовульф: чудовища и критики» (пер. - Л.К.)

[С. 97-103.]
Самым важным из литературных источников о др-англ. язычестве является раздел «De Temporum Ratione», в котором Беда [Достопочтенный] перечисляет и описывает месяцы англосаксонского года. Некоторые из этих названий этимологически темны и, возможно, были столь же малопонятны самому Беде, как и нам сегодня. Но его, иной раз неверное, истолкование названия какого-то месяца не уменьшает доверия к его словам, когда он утверждает, что определенный языческий праздник был связан с конкретным временем года. читать дальше, на увлекательность не рассчитывать

@темы: книги, история

12:12 

«Мольба Буслы»: пример рунической криптографии.

Tradis
Этапы развития рунического искусства.
Наиболее частым делением этапов истории рун является деление на эпоху Старших рун (II – VIII вв.), рун эпохи викингов до 1100 года и рун в Средние века, то есть от 1100 г. и до XVII в. Такую схему, например, предлагает Э.Торссон в «Руническом учении». Но по роли, занимаемой рунами, формам которые принимало руническое искусство и среде распространения рун, как представляется, можно также выделить несколько иные временные рамки.
читать дальше

@темы: традиции, руны, практика, история

09:38 

Хель II (Илайдж, "Хель: место было, была ли женщина?")

Tradis
Продолжение темы про Хель (начало, окончание).
Для сравнения - мнение того, кто считает персонификацию Хозяйки Хельхейма достаточно поздней.
Заметка Илайджа Хель: место было, была ли женщина? в сообществе Древнесеверная культура и рунология. Привожу целиком (мои извинения ,что без спроса, но материал в открытом доступе, а сообщество выглядит заброшенным).

Хель: место было, была ли женщина?
Автор: Илайдж, октябрь 2007

читать дальше

@темы: традиции, статьи, мифология, история, боги и богини

19:50 

Йольские гости.

Tradis
Йоль грядёт и требует серьёзнейшей подготовки. Вы думали, все так просто?... :)

Отрывки из статьи, которая будет опубликована в Йольском (первом!) номере альманаха Содружества Асатру "Гьяллархорн". Про издание будет подробнее рассказано отдельно, а пока - встречайте:

Исландские Буки

Каждый ребёнок в Исландии знает о Гриле (Grýla), страшной старухе, что приходит к непослушным и ест их. Особенно опасна она тем малышам, что не хотят кушать или мучают бесконечным нытьём своих близких. читать дальше

@темы: история, фольклор

22:26 

О Торраблоте и традиционной исландской кухне.

Tradis
О Торраблоте уже немало рассказывалось в нашем Сообществе: и по версии Трота, и по историям Аурни Бьернсона (которого очень рекомендую).
Напомню лишь, что одно из ранних упоминаний Торраблота приходится на прядь “О Форньёте и его родичах”:
читать дальше
Торраблот, отмечаемый в пятницу между 19 и 25 января (нынче – 20 января), является в наши дни и "праздником желудка". То ли потому, что его покровитель Тор сам любит поесть, и если зовешь его разделить пир, то надо постараться. То ли потому, что к самому суровому месяцу Торри люди особо остро нуждались в силах и радости. К этому времени как раз подъедались запасы, оставшиеся с Йоля, а то, что хранилось без консервирования и холодильников (хоть не уверена, что холодильники при исландском климате так уж были нужны), требовало немалой смётки в приготовлении. А так же крепости желудков. Судите сами, вот некоторые традиционные блюда исландской кухни в это время, так называемая “еда Торри” – Þorramatur:
читать дальше

@темы: Торраблот, история, праздники, традиции, фольклор

21:57 

Дистинг, Имболк, Сретенье.

Tradis
Символический смысл, вкладываемый ныне в праздники годового круга, строится во многом на параллелях между жизнью человека и космическими циклами. Мир тысячелетиями структурировался тем, чем люди жили. Охота, скот, поле. Род, жизнь, смерть. Именно в этих пределах было существенно, что «как внизу, так и вверху». И этими же реалиями, наверное, стоит проверять любую мистерию ныне. Народными верованиями, сохранившимися обрядами и обычаями, суевериями и гаданиями, пусть даже живем мы в не совсем естественном мире, где картошка в магазинах растёт. Точнее, именно потому, что этот мир – не совсем естественный и определяется во многом слишком условными ценностями.
Согласно Троту мистерия Дистинга – мистерия сватовства Фрейра к ещё по-зимнему холодной, ещё не любящей деве из рода ётунов, что олицетворено в цикле года первой символической вспашкой промерзшей земли (в викканской традициии рассматривают иногда символизм богини-невесты, иногда символизм матери, кормящей рожденного в Солнцестояние бога-младенца). В жизни же это было время зимних ярмарок в Швеции, собственно там, на востоке Скандинавии праздник и был известен. читать дальше

И в качестве иллюстрации - народные костюмы невест Норвегии с традиционной короной невесты (которая могла передаваться из поколения в поколение).

@темы: фольклор, традиции, праздники, история, Дистинг

20:16 

Ётуны, рисы, турсы, тролли и дети Муспельхейма (Our Troth. Глава 24)

Tradis
Глава XXIV. Ётуны, рисы, турсы, тролли и дети Муспельхейма (Etins, Rises, Thurses, Trolls, and Muspilli).

читать дальше

Примечание. : Статья Д.Паксон “Утгард: место йотунов в религии Севера” была переведена Анной Блейз как часть книги Р.Кальдерры “Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции”. Здесь статья приводится с любезного разрешения переводчика. Примечания переводчика к статье, отмеченные цифрами, помещены в конец главы.

Рейвен Кальдера
Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции. 2. Утгард: место йотунов в религии Севера (Даяна Л. Пакссон)

(перевод Анны Блейз)
читать дальше

Тролли
читать дальше

Муспилли – обитатели Муспельхейма (Muspilli)
читать дальше

Примечания переводчика А.Блейз к статье Д.Паксон:
читать дальше

@темы: статьи, мифология, история, Our Troth

11:18 

Скоро лето...

Tradis
Причем скорее,чем думают многие.:)

Считается, что у скандинавов изначальным делением года было разделение на полугодия (misseri) – зимy и лето. В чистом виде такой архаичный подход не зафиксирован, уже в Xв., например, скальдом Тьодольвом из Хвинира (Þjóðólfr of Hvinir) была создана поэма «Хаустлёнг» (Haustlöng ), т.е. «Долгая осень». Снорр Стурлуссон (первая половина XIII в.) хорошо знал и привычное нам четырёхчастное счисление сезонов, хотя границы его отличались от принятого в те годы в Европе юлианского календаря. Надо сказать, что древнеисландский календарь — единственный известный в северной Европе пример альтернативного календаря, существовавшего одновременно с официальным церковным. Текст Снорри хорошо иллюстрирует роль поворотных точек года в стране, где во время летнего Солнцестояния Соль почти не уходит с небосвода, а во время зимнего – едва поднимается над горизонтом. В «Языке поэзии»,78 Снорри пишет: «От равноденствия (jafndægri) идет осень до тех пор, пока солнце не зайдет на полпути до того места, где оно садится летом. Затем идет зима — до равноденствия, а затем весна — до летней смены жилья (fardagar), затем лето — до равноденствия».
читать дальше

Использованные материалы:
Аурни Бьернсон. Исландские праздники (High Days and Holidays in Iceland)
Анохин Г. И. Брак и община в Дании в IX-XIX вв.
Саги, словари, статьи сайта Северная Слава.

@темы: фольклор, праздники, история

23:30 

Альвы, дверги, духи земли и хульдфолк (Our Troth. Глава 22).

Tradis
Our Troth. Глава XXII

Альвы, дверги, духи земли и хульдфолк
(Alfs, Dwarves, Land-Wights, and Huldfolk)


Слово «альв» (álfr, эльф) используется для многих разновидностей существ: не только светлых альвов, тёмных альвов (эльфов курганов и холмов), и чёрных альвов, которых Гримм (Grimm) выделял из немецкого фольклора и северных источников, но также для различного рода земных духов (лесных эльфов, горных эльфов, эльфов полей и вод, а также морских эльфов). В Троте мы обычно говорим о светлых и тёмных альвах как об альвах, о свартальвах или чёрных альвах как о карликах-двергах, про прочих же из перечисленного - как о духах земли.
читать дальше

Чёрные Альвы (свартальвы, дверги,карлики)
читать дальше

Духи земли.
читать дальше

Хульдфолк
читать дальше

Составители:
Члены общины «Храфнар» (Hrafnar, община Д.Паксон)
Квельдульв Хаган Гундарссон (Kveldulfr Hagan Gundarsson), отрывок из статьи «Вейланд-кузнец» (Wayland the Smith), в альманахе «Горный Гром»,2 (Mountain Thunder 2, стр.3-5).
Алиса Карлсдоттир (Alice Karlsdottir), из статьи «Ожерелье Фрейи» (Freyja's Necklace), в альманахе «Горный гром», 10 (Mountain Thunder 10, стр. 21-22).

@темы: мифология, книги, история, Our Troth, фольклор

14:06 

Майский День и Красная горка (и, дополнительно, Русалии)

Tradis
читать дальше

Красная Горка: благословение весны и первой листвы, зримая персонализация божеств, мотивы ухаживания и свадьбы
читать дальше

Иные обычаи мая на Руси
читать дальше

Формально сходство с Русалиями: связь с Иным Миром, обрядность с деревьями
читать дальше

P.S. Как можно заметить, выше речь шла только о германском Валубурге-Майском Дне, но не о кельтском Бельтейне. Всё равно, лучше Shellir и Ведьмы на «Сайте для современных ведьм» мне не сказать. :)
P.P.S. А, вообще-то, сегодня как раз Красная Горка - если кому интересно.:)


Откель попёрто:
читать дальше

@темы: фольклор, традиции, праздники, история

Северная Традиция

главная